|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.8 «Ряды динамики»
1. Ряды динамики. Их виды. 2. Показатели динамических рядов. 3. Исчисление среднего уровня в рядах динамики. 4. Методы выравнивания динамических рядов.
«1» Одной из задач статистики является изучение явлений во времени. Эта задача решается при помощи построения и анализа рядов динамики. Например: изменение уровня заработной платы; колебания курса доллара; изменение объёмов производства продукции; изменение численности работников и т. п. Ряд динамики – это ряд чисел, характеризующих развитие изучаемого явления во времени. Временные показатели, их которых состоит динамический ряд, называются уровнями динамического ряда (У). Например:
Ряды динамики бывают двух видов: а) моментные; б) интервальные (периодические). Моментный ряд – это ряд чисел, характеризующих изменение явления на определённый момент времени. При этом, они могут быть с равными и неравными интервалами времени. Например: курс доллара на: число коров, гол. на: 1. 01 10. 01 15. 01 1. 01 1. 02 1. 03 30, 25 30, 75 30, 95 165 172 178
Интервальный (периодический) ряд – показывает изменение показателя за определённые промежутки времени (месяц, квартал, год). Например: кварталы объём произ. -ва молока, ц 1 1250 2 1420 3 1670 4 1540 Уровни динамического ряда могут представлять собой абсолютные, относительные и средние величины. * Уровни интервальных динамических рядов с абсолютными величинами можно суммировать. Например: месяцы фонд зарплаты, тыс. руб. январь 650 февраль 780 март 820 Итого за 1 кв.: 2250
* Уровни моментного ряда суммировать нельзя, т. к. накопленные итоги не будут иметь смысла. * Ряд динамики может быть с нарастающими итогами, уровни которого дают обобщающий результат развития показателя с начала отчётного периода. Например:
Основные требования, предъявляемые к динамическим рядам: 1) показатели должны относиться к одной и той же территории; 2) показатели должны выражаться одинаковыми единицами измерения; 3) показатели должны быть рассчитаны по единой методологии; 4) показатели должны быть приведены в сопоставимый вид.
«2» Для характеристики динамических рядов используют следующие показатели: 1) абсолютный прирост (А) 2) темп роста (Т) 3) темп прироста (Т∆ ) _ 4) средний абсолютный прирост (А∆ ) _ 5) средний темп роста (Т) _ 6) средний темп прироста (Т∆ ) 7) абсолютное значение 1% прироста (а) 8) коэффициент опережения (Коп)
При этом используется два способа сравнения уровней: базисный и цепной. При базисном способе сравнения каждый последующий уровень ряда сравнивается с базисным (первоначальным) уровнем. При цепном способе сравнения каждый последующий уровень ряда сравнивается с предыдущим. Абсолютный прирост (отклонение) – это разность между двумя уровнями динамического ряда. Единицы измерения те же, что и у показателя. Может быть положительным или отрицательным.
Абаз. = Уn – У0; Ацепн. = Уn – Уn-1, где
У0 – начальный (базисный) уровень ряда Уn – последующий уровень ряда Уn-1 – предыдущий уровень ряда Пример:
Темп роста – это отношение двух уровней. Измеряется в процентах или коэффициентах. Показывает, насколько процентов или во сколько раз один уровень больше или меньше другого.
Уn Уn Тбаз. = ----- * 100%; Тцепн. = ------ * 100% У0 Уn-1 Темп прироста - это разница между темпом роста и 100%. Может быть положительный и, означает прирост показателя, или отрицательный (снижение показателя). Выражается в процентах. Т∆ = Т – 100% Пример:
Вывод: Число студентов в 2021г. по сравнению с 2018г. увеличилось на 310 чел. или на 50%, а по сравнению с 2020г. их численность возросла на 70 чел., что составило 8% прироста.
Средний абсолютный прирост – определяется по формуле: _ Уn – У0 А∆ = ----------- n – 1, где
Уn – конечный уровень ряда У0 – начальный (базисный) уровень ряда n - число периодов
Измеряется в тех же единицах, что и показатель. Может быть с «+» или с «-« _ 930 - 620 В нашем примере: А∆ = ------------ = 103 чел. 4 – 1 Вывод: Ежегодно число студентов в среднем увеличивается на 103 чел.
Пример: месяцы производство молока, т 1 108 2 102 3 96 4 90 5 84
_ 84 - 108 А∆ = ------------ = - 6 (т) 5 – 1
Вывод: в среднем ежемесячно производство молока снижается на 6 т.
Средний темп (коэффициент) роста – определяется по формуле средней геометрической: _ n-1 Т = √ К1∙ К2·…∙ Кn, где К1, К2 и т. д. – цепные коэффициенты роста n – число коэффициентов
или _ n-1 Уn Т = √ ----- У0, где Уn – конечный уровень ряда У0 – начальный уровень ряда n – число периодов _ _ Средний темп прироста: Т∆ = Т – 100%
Например:
_ 4-1 780 840 930 3 930 Т = √ ----- ∙ ----- · ----- = √ ------ = 1, 13 или 113% 650 780 840 650 _ Т∆ = 113 -100%= 13%
Вывод: Ежеквартально в среднем зарплата возрастает в 1, 13 раз или на 13%.
Абсолютное значение 1% прироста – это отношение абсолютного прироста к темпу прироста за этот же период: А а = ---- Т∆ Абсолютное значение 1% прироста можно рассчитать делением предыдущего уровня ряда на 100. Измеряется в тех же единицах, что и сам показатель. При сопоставлении динамики двух явлений используется коэффициент опережения. Коэффициент опережения – это отношение темпов роста или темпов прироста по двум динамическим рядам за один и тот же период времени. Т' Т'∆ Коп. = ----- или Коп. = ---- Т'' Т''∆ Например: можно сопоставить темпы роста цен и зарплаты Цены возросли на 17% Зарплата выросла на 6% 117 Коп. = ----- = 1, 1 106 Вывод: рост цен опережает рост зарплаты в 1, 1 раза или на 10%.
«3» Средний уровень ряда определяется по-разному для моментных и интервальных рядов. 1) в моментном ряду с равными интервалами – по средней хронологической простой. Например: поголовье коров на: гол. 1. 01. 800 1. 02. 810 1. 03. 818 1. 04. 822
_ ½ х1+ х2 +х3 + …+½ хn ½ ∙ 800+810+818+½ ·822 х =----------------------------- =------------------------------ = 813 гол. n – 1 4 – 1
2) в моментном ряду с разными интервалами используется средняя хронологическая взвешенная: _ ( х1+х2)f1 + (х2+х3)f2 +…+(хn-1 +хn)fn-1 х = ----------------------------------------------- 2∑ f , где
f – промежуток времени между датами
Например: численность работников на: 1. 01. 11 1. 03. 11 1. 06. 11 1. 09. 11 1. 01. 12 180 195 189 160 175
_ (180+195)·2 + (195+189)·3 + (189+160)·3 + (160+175)·4 х = ---------------------------------------------------------------------- = 179 чел. 2·( 2+3+3+4 )
3) в интервальном (периодическом) ряду с равными интервалами времени используется средняя арифметическая простая. Например: годы валовый сбор, т 1999 148 2000 152 2001 136 2002 161 2003 178
_ ∑ х 148+152+136+161+178 х = ---- = ------------------------------ = 155 т n 5
4) в интервальном (периодическом) ряду с разными интервалами используется средняя арифметическая взвешенная.
Например: месяцы выпуск продукции, шт. 1 1030 2 1500 3 1620 4 1260
_ ∑ х·f 1030∙ 3 + 1500·5 + 1620∙ 3 + 1260∙ 1 х = ------- = -------------------------------------------= 1393 шт. ∑ f 3+5+3+1
«4»
Важной задачей, возникающей при анализе динамических рядов, является определение основной тенденции (тренда) в развитии изучаемого явления. Для характеристики тенденции производят выравнивание (сглаживание) динамического ряда разными способами: 1) метод укрупнения интервалов Например: месяцы объединяют в кварталы, кварталы – в полугодия, а полугодия – в год и т. п. При этом значения уровней ряда могут быть просуммированы или могут представлять средние значения. 2) метод скользящей средней
х1+х2+х3 х2+х3+х4 х3+х4+х5 ----------- ----------- ------------ и т. д. до конца ряда 3 3 3 3) выравнивание по среднему абсолютному приросту ( используется для прогноза на будущий период).
_ Увыравн. = У0 + А∆ · t, где
У0 - начальный уровень ряда t - порядковый номер периода, начиная с ноля _ А∆ - средний абсолютный прирост Увыравн. – выравненное значение уровня ряда
4) выравнивание по среднему темпу роста:
_ Увыравн. =У0 ∙ Т t , где
У0 – начальный уровень ряда t – порядковый номер периода, начиная с ноля _ Т – средний темп роста Увыравн. – выравненное значение уровня ряда
5) выравнивание по математическому уравнению(прямой, гиперболы, параболы и т. д. ) – это наиболее совершенный способ. у =а +в*х; у = а + в *1/х, где в качестве Х выступает порядковый номер периода, а в качестве У – уровень динамического ряда. Уравнение считается решённым, если найдены параметры «а» и «в». * Выравнивание способами №№ 3, 4 и 5 используется для экстраполяции. Экстраполяция - это продление в будущее тенденции, наблюдавшейся в прошлом. Рассмотрим использование методов выравнивания на конкретном примере: Таблица 1- Динамика валового производства молока в ООО «Рассвет»
∑ у = nа + в∑ х ∑ ху = а∑ х + в∑ х2
211= 6а + 21в |: 6 765= 21а + 91в |: 21
35, 2 = а + 3, 5в 35, 2 = а + 3, 5∙ 1, 5 - 36, 4= а + 4, 3в 35, 2 = а + 5, 3
- 1, 2 = - 0, 8в а = 29, 9 в = 1, 5
у = 29, 9 + 1, 5 х Вывод: Ежемесячно валовое производство молока увеличивается на 1, 5 т.
Для определения прогноза производства молока на июль месяц рассчитаем средний абсолютный прирост: _ 40 - 32 А∆ = ---------- = 1, 6 т 6 – 1
Увыравн. = 32 + 1, 6 ∙ 6 = 41, 6 т
Вывод: Можно предположить, что, с учётом сложившейся тенденции, объём производства молока на июль составит 41, 6 т.
________ фактический ряд ________ выравненный ряд по уравнению у= 29, 9 + 1, 5х
Рисунок 1- Динамика валового производства молока в ООО «Рассвет»
Контрольные тесты по теме «Ряды динамики»
1. Что такое ряд динамики: а) ряд чисел, расположенный в порядке возрастания или убывания б) ряд чисел, характеризующий изменение явлений во времени в) ряд чисел, характеризующий взаимосвязь между явлениями
2. К какому виду относится данный ряд динамики:
а) моментный б) периодический в) вариационный 3. К какому виду относится данный ряд динамики:
а) моментный б) дискретный в) интервальный 4. Разность между двумя уровнями динамического ряда – это: а) абсолютное значение 1% прироста б) темп роста в) абсолютный прирост 5. Отношение двух уровней динамического ряда – это: б) темп роста в) средний темп роста 6. Соотношение темпов роста или темпов прироста по двум динамическим рядам за один и тот же период времени – это: а) коэффициент эффективности б) коэффициент эластичности в) коэффициент опережения 7. Как называется продление в будущее тенденции, наблюдавшейся в прошлом: а) корреляция б) экстраполяция в) детерминация 8. Определить среднегодовой темп прироста зарплаты работника:
а) 5, 6% б) 19, 4% в) 28, 3% Критерии оценки тестирования: «5» - 93, 8 % - правильных ответов «4» - 75 % «3» - 62, 5 % «2» - менее 62, 5 % Задача 1. Рассчитать динамику показателей:
Задача 2. Рассчитать среднемесячный выпуск продукции:
Задача 3. Рассчитать среднемесячный абсолютный прирост выпуска продукции и по нему сделать прогноз на июль, если дано:
Задача 4. Рассчитать объём производства нарастающим итогом с начала года:
Задача 5. Рассчитать цепные абсолютные приросты и темпы роста урожайности картофеля:
Задача 6. Рассчитать средний темп роста численности работников предприятия и по нему сделать прогноз на будущий год:
Задача 7. Рассчитать среднегодовую численность работников предприятия, если известны данные на начало каждого месяца:
Задача 8. Произвести выравнивание динамического ряда способом скользящей средней:
Задача 9. Произвести выравнивание динамического ряда по уравнению прямой:
Задача 10. Рассчитать средний уровень ряда и средний абсолютный прирост по остаткам товара на складе:
Задача 11. Рассчитать абсолютный прирост и темп роста показателей:
Задача 12. Произвести выравнивание динамического ряда по уравнению у= а+ в*х:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|