Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лексикология. Морфология. Текущий контроль по разделу «Лексикология». Текущий контроль по разделу «Морфология»



 

Балльно-рейтинговая карта дисциплины «Русский язык в профессиональной деятельности»

Курс 1 Семестр 2

Вид контроля

Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов

Лексикология

   

Текущий контроль по разделу:

   
Аудиторная работа
Самостоятельная работа (специальные обязательные формы)
Самостоятельная работа (специальные формы на выбор студента)  

Контрольное мероприятие по разделу

Промежуточный контроль

Морфология

   

Текущий контроль по разделу:

   
Аудиторная работа
Самостоятельная работа (специальные обязательные формы)
Самостоятельная работа (специальные формы на выбор студента)  

Контрольное мероприятие по разделу

Промежуточный контроль

Промежуточная аттестация

Итого:

 





Виды контроля

Перечень или примеры заданий, критерии оценки и количество баллов Темы для изучения и образовательные результаты

Текущий контроль по разделу «Лексикология»

Аудиторная работа Ответы на вопросы и выполнение заданий к практическим занятиям №1-6. Критерии оценки За выполнение заданий базового и повышенного уровней на каждом занятии при наличии не более одной ошибки – 3 балла За выполнение заданий базового и повышенного уровня при наличии не более трёх ошибок – 2 балла За выполнение заданий базового уровня на каждом занятии – 1 балл За невыполнение любого из заданий базового уровня – 0 баллов Количество баллов Минимальное количество баллов – 6 Максимальное количество баллов – 18     Темы:  слово как основная единица языка, лексико-семантические отношения в русском языке, функционирование русской лексики, происхождение русской лексики, фразеология, лексикография Знает: объект, предмет и задачи лексикологии; содержание понятий  лексическое значение слова, полисемия, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия фразеологизм; линии классификации лексических единиц с точки зрения их функционирования; место русского языка по генеалогической классификации; группы слов с точки зрения происхождения; классификацию фразеологизмов; основные типы лингвистических словарей; способы описания лексических значений слов; типы помет в толковых словарях  
Самостоятельная работа (обязательные формы)

• Выполняется дома.

· Сдаётся преподавателю в распечатанном или электронном виде.

· Состоит из двух частей.

·  I часть: лексический анализ двух слов.

Слова для анализа выбираются самим студентом из подобранного и записанного им небольшого отрывка (абзаца) художественного текста (с обязательным указанием названия произведения и его автора) и должны относиться к самостоятельным частям речи.

Образец выполнения

Порядок выполнения лексического разбора Образец выполнения лексического разбора
1. Записать слово в начальной форме. 2. Определить по толковому словарю o многозначным или однозначным является данное слово; o выписать его лексическое значение; o указать выходные данные словаря. 3. Охарактеризовать лексического значения o если слово многозначное, определить в прямом или переносном значении оно употреблено; o если значение переносное – указать тип переноса (метафора, метонимия, синекдоха); o свободное, фразеологически связанное, синтаксически обусловленное. 4. Указать, вступает ли слово o в омонимические связи, o в синонимические связи, o в антонимические связи, o в паронимические связи. 5. Охарактеризовать слово с точки зрения его функционирования: o общенародное или ограниченного употребления (диалектизм, профессионализм, жаргонизм); o нейтральное или стилистически окрашенное (книжное, разговорное); o активного или пассивного словаря (неологизм, историзм, архаизм). 6. Охарактеризовать слово с точки зрения его происхождения: o исконно русское, o старославянское (на основании каких признаков), o заимствованное (из какого языка). 1. Нега. 2. Слово o многозначное; o «Блаженство, приятное состояние» o Ожегов С. И. «Словарь русского языка», М.: Русский язык, 1986 3. Лексическое значение o переносное; o метафорическое; o свободное. 4. Характеристика слова с точки зрения лексических связей: o омонимов нет, o синоним – блаженство, o антонимов нет, o паронимов нет. 5. Характеристика слова с точки зрения его функционирования: o общенародное; o стилистически окрашенное (книжное: высокое); o пассивного словаря (устаревшее: архаизм). 6. Происхождение: исконно-русское.    

 ***При выполнении данной части работы советую пользоваться толковыми и этимологическими словарями, а также словарями омонимов, антонимов, синонимов, паронимов!

             II часть. Подборка из художественной литературы (с указанием произведений и авторов) примеров, содержащих метафору, синонимический ряд, антитезу, оксюморон.     

Критерии оценки:

I часть: За лексический разбор каждого слова без ошибок – 3 балла

        За лексический разбор каждого слова с ошибками (не более двух) – 1 балл

        За лексический разбор каждого слова с ошибками (более двух) – 0 баллов

II часть: За каждый правильно подобранный пример – 1 балл

         Максимальное количество баллов – 10

         Минимальное количество баллов – 6

Самостоятельная работа (на выбор студента)

· Составление кейса «Словарик детских толкований», включающего не менее 10 примеров из собственных наблюдений. с указанием возраста детей и анализом слов с лингвистической точки зрения.

Критерии оценки

 За выполненное в соответствии с указанными требованиями задания – 4 балла

Контрольное мероприятие по разделу

Десять заданий в контрольной работе.

За каждое правильно выполненное задание – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10

Минимальное количество баллов – 7

 

Промежуточный контроль (количество баллов)

Текущий контроль по разделу «Морфология»

Аудиторная работа Ответы на вопросы в тестах к практическим занятиям № 1 – 4 и к лабораторным занятиям №1 – 2. Критерии оценки  За каждый правильный ответ теста – 1 балл   Количество баллов Минимальное количество баллов – 3 Максимальное количество баллов – 4   Темы: основные понятия морфологии; именные части речи; глагол и его формы; наречие; незнаменательные части речи Знает: - содержание понятий морфология, грамматическая категория, грамматическое значение, грамматическая форма; - способы выражения грамматических значений; - части речи в русском языке и принципы их классификации; - значение, морфологические и синтаксические признаки всех знаменательных частей речи; - состав и отличительные признаки незнаменательных частей речи; их функции в речи. Умеет: - различать понятия слово и словоформа; - определять грамматические значения слов и указывать средства их выражения; - систематизировать правила правописания знаменательных частей речи, подбирать и выполнять упражнения на данные правила; - выявлять и квалифицировать нарушения в грамматическом строе устных и письменных высказываний (проявления аграмматизма). Владеет: - навыками морфологического разбора всех частей речи; - нормами правописания всех частей речи
Самостоятельная работа (обязательные формы)

• Выполняется дома.

• Сдаётся преподавателю в распечатанном или электронном виде.

• Состоит из двух частей.

I часть: Морфологический разбор шести знаменательных частей речи.

 Слова для анализа выбираются самим студентом из подобранного и записанного им небольшого отрывка (абзаца) художественного текста (с указанием автора) и должны обязательно включать все знаменательные части речи.

Образец выполнения.

1) Выполните морфологический разбор выделенных частей речи в данном предложении:

До шести1 лет без малейшего2 сомнения верил3 я в колдунов, в нечистую силу и домовых4, смутными страхами наполнялась моя впечатлительная душа(К. Паустовский)

1. (До) шести – имя числительное, обозначает количество предметов.

I. Начальная форма: шесть.

II. Постоянные признаки: количественное, простое, целое.

III. Непостоянные признаки: родительный падеж.

IV. Синтаксическая роль: вместе с существительным входит в состав обстоятельства времени – до шести лет.

2. (Без) малейшего (сомнения) – имя прилагательное, обозначает признак предмета.

I. Начальная форма: малый.

II. Постоянные признаки: качественное.

III. Непостоянные признаки: превосходная простая степень, средний род, единственное число, родительный падеж.

IV. Синтаксическая роль: определение.

3. Верил – глагол, обозначает действие предмета.

I. Начальная форма: верить

II. Постоянные признаки: несовершенный вид, непереходный, невозвратный, II спряжения

III. Непостоянные признаки: изъявительного наклонения, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа.

IV. Синтаксическая роль: сказуемое.

       II часть: составление алгоритма правописания орфограммы по заданию преподавателя, подбор и выполнение упражнений на данную орфограмму (не менее 30 слов с указанной орфограммой). Образец выполнения в модуле №1.

     Критерии оценки:

За каждый правильно выполненный вид морфологического разбора – 1 балл.

За правильно составленный алгоритм II части – 2 балла.

За алгоритм, содержащий одну ошибку или недочет – 1 балл.

За правильно выполненное упражнение к алгоритму – 2 балла.

За упражнение, содержащее не более двух ошибок, - 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10

              Минимальное количество баллов – 6

 

Самостоятельная работа (на выбор студента)

Подготовка выступлений (не более 5 минут) с мультимедийной презентацией по темам:

«Значения падежей русского языка»,

«Слова категории состояния».

Критерии оценки

За каждое выполненное задание - 2 балла

Контрольное мероприятие по разделу

Десять заданий в контрольной работе.

За каждое правильно выполненное задание – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10

Минимальное количество баллов – 7

 

Промежуточный контроль (количество баллов)

Промежуточная аттестация

Представлены в фонде оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплине

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.