|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание обязательной самостоятельной работы по дисциплине
Практическое занятие Тема «Практикум по технике речи: введение» Вопросы и задания. 1) Как вы понимаете название данной учебной дисциплины? 2) Для чего студентам – дефектологам овладевать навыками техники речи? 3) Что, по-вашему, относится к недостаткам речевого голоса? 4) Какими качествами должна обладать хорошая речь? 5) Для чего следует заботиться о правильном дыхании во время речи? 6) Какие свойства голоса можно отнести к профессиональным? 7) Каково строение курса «Практикум по технике речи»? 8) Сделайте аудиозапись собственного голоса и проанализируйте его звучание с точки зрения качеств хорошей речи. Представьте результаты проведенного анализа в таблице «Положительные и отрицательные особенности моего голоса».
Практическое занятие Тема «Подготовительный этап» Вопросы и задания. 1) Из каких компонентов состоит подготовительный этап при обучении технике речи? 2) Зачем перед упражнениями по технике речи проводить релаксацию? 3) Приведите примеры «позы» и «маски» релаксации. 4) В чем заключается суть упражнений на мышечное расслабление? 5) Чем гигиенический массаж отличается от вибрационного? 6) Составьте комплекс упражнений, включающий формулы аутогенной тренировки, расслабления артикуляционной мускулатуры и самомассажа.
Практическое занятие Тема «Работа над дыханием» Вопросы и задания. 1) Каково устройство и работы дыхательного аппарата? 2) Какие вам известны типы дыхания? Какой из них является предпочтительным и почему? 3) Чем речевое дыхание отличается от физиологического? 4) Что включает в себя методика работы над речевым дыханием? 5) Каковы общие требования к выполнению дыхательных упражнений? 6) Составьте схему дыхательного аппарата с указанием названий органов. 7) Подготовьте для проведения в аудитории комплексы упражнений: § отработка смешанного типа дыхания § тренировка длительного фокусированного выдоха § отработка переключения видов выдыхания § отработка добора воздуха
Практическое занятие Тема «Работа над голосом» Вопросы и задания 1) Какие компоненты входят в понятие «хорошо поставленный голос»? 2) Охарактеризуйте понятия • звучность (громкость) голоса, • гибкость голоса, • полетность голоса, • благозвучие голоса, • тембр. 3) Чем определяется свободное звучание голоса? 4) Охарактеризуйте три вида атак: придыхательную, твердую и мягкую. Какая из них является предпочтительной? 5) Подоберите упражнения на отработку • свободного звучания голоса; • звучности; • полетности; • благозвучие голоса, • смены тембра. Практическое занятие Тема «Работа над дикцией» Вопросы и задания 1) Что такое дикция? 2) Какие упражнения входят в тренировку дикции? 3) Подберите для проведения в аудитории упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют мышцы рта, челюсти, губ, языка; 4) Подберите для проведения в аудитории упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звука. Практическое занятие Тема «Работа над орфоэпией» Вопросы и задания 1) Что такое орфоэпия? 2) Какое отношение она имеет к практикуму по технике речи? 3) Подберите для проведения в аудитории упражнения для отработки правильного произношения в трудных случаях гласных звуков. 4) Подберите для проведения в аудитории упражнения для отработки правильного произношения в трудных случаях согласных звуков. Практическое занятие Тема «Основы выразительного чтения» Вопросы и задания 1) Что относится к основным средствам выразительности? 2) Охарактеризуйте понятие логики речи (пауза, логическое ударение, мелодика речи, темп). 3) Опишите роль невербальных средств в процессе публичного выступления (мимика, жесты, телодвижения и др. ). 4) Охарактеризуйте понятие интонации. 5) Подберите упражнения для отработки основных элементов речевой характеристики (правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность). 6) Что представляет собой понятие об искусстве художественного слова? 7) Каковы основные положения системы Станиславского?
Практическое занятие Тема «Исполнительский анализ литературных произведений» Вопросы и задания 1) Что представляет собой исполнительский анализ литературных произведений? 2) Опишите порядок подготовки к исполнению басни. Подготовьтесь к чтению басни по ролям. 3) В чем заключается специфика чтения лирического стихотворного произведения? Приготовьтесь к выразительному прочтению выбранного стихотворения (наизусть). 4) В чем заключаются особенности повествовательного и описательного текста, текста-рассуждения? Подготовьте чтение диалога в эпическом произведении. 5) Подготовьтесь к чтению драматического произведения по ролям.
Практическое занятие Тема «Техника публичного выступления» Вопросы и задания 1) Что вы понимаете под ораторским искусством? 2) В чем заключается важность овладения ораторским мастерством для будущих педагогов-дефектологов? 3) На что обращают внимание слушатели при выступлении оратора? 4) Какие ошибки часто допускают ораторы? 5) Каковы критерии оценивания речи оратора? 6) Охарактеризуйте этапы подготовки к публичному выступлению. 7) Подготовьтесь к публичному выступлению и представлению его перед аудиторией. 8) Проведите оценку выступлений однокурсников на основе рассмотренных критериев.
Содержание обязательной самостоятельной работы по дисциплине
Содержание самостоятельной работы по дисциплине на выбор студента:
Литература а) основная литература Шелестова З. А. Выразительное чтение в средней и высшей школе: учебное пособие. Издательство: МПГУ, 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //biblioclub. ru/index. php? page=book_red& id=471251& sr=1 Дата обращения: 24. 08. 201 б) дополнительная литература Подлесова С. Е. Выразительное чтение: учебно – методическое пособие для бакалавров (1 курс) / С. Е. Подлесова; Поволжская государственная социально - гуманитарная академия Самара: Изд-во " НТЦ", 2014. – 94 с. Экземпляры всего: 10 (http: //irbis. pgsga. ru) Майман Р. Р., Дмитриева Е. Д., Найденов Б. С. Выразительное чтение. Практикум. М.: Просвещение, 1980. – 148 с. Экземпляры всего: 15 (http: //irbis. pgsga. ru) в) литература для самостоятельной работы 1) Гусева Н. В. Практикум по постановке голоса и выразительности чтения. Кемерово, 2014 2) Рябчук - Ситко Т. Ф. Звучащее слово: практическое руководство по технике речи / Т. Ф. Рябчук - Ситко. М., 2003. 3) Севостьянов А. И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. – М., 1999 4) Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Речевой голос и его воспитание. - М.: ГИТИС им. А. В. Луначарского, 1985. 5) Леонарди Е. И. Орфоэпия и дикция. Сборник упражнений и текстов. - М., 1979. 6) Линклейтер Кристин. Освобождение голоса. – М.: 1993. 7) Никольская С. Т. Техника речи (Методические рекомендации и упражнения для лекторов). М.: Знание, 1978
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|