Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПМ. 02. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ



 

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«НОВОКУЗНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

ПМ. 02. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

  И СОТРУДНИКАМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧРЕЖДЕНИЯ

МДК. 01. 04. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ВЗАИМОДЕЙСВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ

  И СОТРУДНИКАМИ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

отделение заочного обучения

Специальность 44. 02. 01 Дошкольное образование

 

 

Преподаватель:

Скрылева

Светлана Васильевна

 

 

Новокузнецк

 

Студенты конспектируют материал в тетради и привозят на учебные занятия.!!!!!!!!

Сдавать конспект на заочное отделение НЕ НУЖНО

 

Рекомендации к выполнению:

1. Познакомиться с содержанием статьи « Типология семьи» ( приложение 1 )

2. Изучив содержание статьи, составьте структурно-логическую схему ( перечень семей)

 

Типология семьи.

 

                         Типичные семьи                             Нетипичные семьи    

                        -                                                         -

                        -                                                         -

 

 

3. В методических рекомендациях « Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении» стр 16

А) составьте структурно-логическую схему-СЛС- ( перечень форм)

 

«Формы работы с родителями»

Традиционные                             Нетрадиционные

(Дать определение)

 

Коллективные:                        Индивидуальные:                                 Наглядные:

-                                            -                                                               -

-                                            -                                                               -

 

 

С кратким содержанием форм работы с родителями познакомиться.

 

Приложение 1

Типология семей

  Структура семьи как целостной системы во многом зависит и от типа семейной группы.

  Несмотря на то, что семья является самой древней и наиболее широко распространенной социальной группой, знания о ней у большинства людей ограничиваются лишь разделением семей на хорошие (благополучные) и плохие (неблагополучные). Однако для того, чтобы лучше ориентироваться в решении многих семейных проблем, такого, явно поверхностного, представления о разновидностях (типах) семьи, конечно, недостаточно. Наличие системы знаний о видах, формах, типах семей и особенностях отношений внутри каждой модели брачного союза позволяет более «профессионально» взглянуть на собственную семью, внимательнее относиться к возникающим в ней проблемам. Кроме того, различные типы семьи по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. Использование многообразных типологий помогает получить более полную, многоцветную картину важнейших характеристик семьи в социальном и научном плане: брачности, разводимости, рождаемости, влияния семьи на воспитание детей и т. п.

К тому же в определенной форме семейно-брачного союза возможно появление сходных (типичных) проблем, предположительное знание которых может оказаться существенным подспорьем в организации необходимой социальной или психологической помощи такой семье.

На сегодняшний день ученым пока не удалось составить полную классификацию семей по причине их многообразия у представителей разных культур

Современная моногамная семья может иметь несколько видов, которые отличаются между собой по определенным признакам.

По родственной структуре семья может быть

 нуклеарной (супружеская пара с детьми)

 расширенной (супружеская пара с детьми и кто-либо из родственников мужа или жены, проживающих с ними в одном домохозяйстве).

По количеству детей:

бездетная (инфертильная),

однодетная, малодетная,

многодетная( 3 и более детей) семья.

3. По структуре:

 с одной брачной парой с детьми или без детей;

с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками;

 с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одними из родителей супругов и других родственников или без них;

с матерью (отцом) с детьми;

 с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей и другими родственниками;  

5. По географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах и в районах Крайнего Севера).

6. По однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) семьи (имеютсхожийуровеньобразованияихарактерпрофессиональнойдеятельности у супругов); гетерогенные (неоднородные) семьи: объединяют людей разного уровня образования и профессиональной ориентации.

7. По семейному стажу: молодожены; молодая семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; старший супружеский возраст; пожилые супружеские пары.

8. По типу  ведущих потребностей, удовлетворение которых определяетособенности социального поведения членов семейной группы, выделяют семьи с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т. е. с высоким уровнем расходов на духовную жизнь; семьи с промежуточным типом потребления.

9. По особенностям существующего семейного уклада и организации семейного быта: семья — «отдушина» (дает человеку общение, моральную и материальную поддержку); семья детоцентрического типа (дети в центре интересов родителей); семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба (много путешествуют, много видят, умеют, знают); семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок.

10. По характеру проведения досуга: семьи открытые (ориентированные на общение и индустрию культуры) и закрытые (ориентированные на внутрисемейный досуг).

11. По характеру распределения домашних обязанностей: семьи традиционные (обязанности в основном выполняет женщина) и коллективистские (обязанности выполняются совместно или по очереди).

12. По типу главенства (распределению власти) семьи могут быть авторитарными и демократическими.

Авторитарная семьяхарактеризуетсястрогим, беспрекословнымподчинениемжены мужу или мужа жене и детей родителям. Муж (а иногда — жена) является монопольным главой, деспотичным хозяином. Демократическая семья основана на взаимном уважении членов семьи, на распределении семейных ролей в соответствии с потребностями конкретной обстановки, с личными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них во всех делах семейной жизни, на совместном принятии всех важных решений. В демократической семье, как правило, «официального» главы нет, а есть лидер, авторитетное лицо. Причем муж может быть лидером в одних отношениях, а жена — в других; в некоторых жизненных ситуациях лидерами могут становиться и взрослеющие дети.

Участие в производстве обоих супругов, их относительно равный вклад в общее хозяйство, юридическое равенство членов семьи способствуют становлению в семье эгалитарных отношений. Современная нуклеарная семья становится эгалитарной (от латинского слова «эгалитаре» — равноправный союз, т. е. с равной долей прав и ответственности всех взрослых ее членов, с достаточно независимым положением детей).

13. В зависимости от особых условий организации семейной жизни: студенческая семья (оба супруга обучаются в вузе) и «дистантная» семья (раздельное проживание брачных партнеров из-за специфики профессии одного из них или обоих: семьи моряков, полярников, космонавтов, геологов, артистов, спортсменов и т. д. ).

14. По качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная (супругии другие члены семьи высоко оценивают друг друга, высок авторитет мужа, конфликтов практически нет, есть собственные традиции и ритуалы), устойчивая (практически имеют те же особенности, что и благополучные семьи), педагогически слабая (низкие воспитательные характеристики, предпочтение отдается физическому состоянию и самочувствию ребенка); нестабильная семья (высокий уровень неудовлетворенности обоих супругов семейной жизнью, включая свою роль и положение в семье, что приводит к непредсказуемости поведения); дезорганизованная (проявляется выраженное отставание семейных отношений от общего уровня развития общества: пьянство, архаичные отношения грубого диктата; внутреннего единства и контактов между членами семьи практически нет); социально-неблагополучная (низкий культурный уровень членов семьи, употребление алкоголя одним или обоими супругами или родителями); проблемная (отсутствие взаимности у супругов и неумение сотрудничать); конфликтная(наличие психологической несовместимости у супругов или членов семьи);  распадающийся семейный союз (чрезмерно обострившаяся конфликтная ситуация в семье, фактически брак уже распался, но супруги продолжают жить вместе, что считается наибольшим психотравмирующим источником для ребенка из-за длительности стрессовой ситуации и приводит к нарушениям в развитии его личности); распавшаяся семья — ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но в какой-то мере сохраняет контакты с прежней семьей и исполняет еще часть функций.

15. По составу супругов в нуклеарной семье: полная (включает отца, мать и детей) и неполная (один из родителей отсутствует)*. Выделяются так называемые функционально неполные семьи: профессиональные или другие причины оставляют супругам мало времени для семьи.

Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие типы неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся.

В зависимости от наличия основного родителя выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую (мать или отец с ребенком либо с несколькими детьми) и неполную расширенную: мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.

16. По социально-ролевым признакам выделяются традиционные, детоцентрические и супружеские семьи. Большинство исследователей выделяют по данному критерию три «чистых» типа семьи, которые имеют, с одной стороны, исторический характер, так как развивались хронологически последовательно, от первого к третьему типу. С другой стороны, в современной действительности эти типы существуют параллельно, в большей степени уже перемешавшись, хотя и сохраняя основные признаки некоего «идеального» типа.

Первый тип — это «традиционная семья». В более-менее чистом виде такие семьи распространены в развивающихся странах, а у нас — в Средней Азии и некоторых районах Кавказа. В таких семьях стержнем системы являются не межличностные, а социально и культурно заданные отношения между ее членами.

В России такая семья хорошо описана в «Домострое», где четко определены требования ко всем членам семьи в зависимости от их социальной роли. Подробно расписаны права и обязанности мужа — главы семьи по отношению к жене, детям и родителям; всех остальных членов семьи по отношению друг к другу.

Место детей в такой семье заведомо определено всем укладом жизни, оно тем меньше, чем младше ребенок. Дети не должны слишком активно вторгаться в жизнь семьи, уважая и неукоснительно соблюдая требования старших, они как бы держатся на периферии семейной системы, наполняя, но не определяя ее. Основное воздействие здесь «вертикальное»: сверху вниз, требование подчинения младших членов семьи старшим ее представителям.

Такая семейная система стабильна до тех пор, пока ребенок не оказывает серьезного сопротивления. При чрезмерной жесткости родительских требований, выполнять которые не так-то просто, у таких детей скорее, чем в других семьях, возникает лживость, агрессивность, жестокость или наоборот: безволие и апатия.

Второй исторически сложившейся в Европе XVIII-XIX веков тип семьи — так называемая «детоцентрическая семья». Здесь межличностные отношения, стремление к формированию близких и теплых эмоционально насыщенных контактов как бы потеснены характерным для традиционной семьи главенством общего над личным в сфере отношений родителей с ребенком. Несмотря на то, что отношения между супругами остаются заданными извне и как бы не зависят от того, любят ли они друг друга, на ребенка «позволено» распространять чувство любви.

Если в традиционной семье основой взаимоотношений является уважение к авторитету, то в детоцентрической таким связующим звеном выступает «счастье ребенка».

Таким образом, ребенок с самого начала занимает в такой семье центральное, главенствующее место. Родители живут для него, сознательно или подсознательно предполагая, что в будущем он станет жить для них.

Основное воздействие в такой семье «вертикальное», но уже не сверху вниз (как в традиционной семье) а снизу вверх (от ребенка к родителям). Ребенок имеет определенную власть над родителями и может в какой-то мере даже управлять ими.

Неосознанным мотивом появления ребенка в такой семье может быть чувство недовольства супругами по поводу своих отношений и желание восполнить эмоциональный вакуум.

В случае если идея «все для ребенка» слишком ярко выражена, последствием может стать воспитание по типу «кумира семьи». В будущем это чревато острыми конфликтами с другими людьми и уязвленным честолюбием.

Третий тип известный социолог С. И. Голод назвал «супружеской семьей», основой которой является связь между супругами. Их отношения являются отношениями равноправных партнеров на основе доверия, принятия другой личности, уважения друг к другу, терпимости, доброжелательности.

Такая семья создается не потому, что «так принято» или «пора замуж», не для того, чтобы иметь детей, а по свободному взаимному выбору. В этой семье, в отличие от семей двух других типов, может и не быть детей вообще, может быть только один ребенок или несколько. Все это не мешает основному типу отношений, в том числе и с ребенком, общение с которым, как и со взрослыми, строится также с учетом личности и взаимных интересов.

17. По характеру общения и эмоциональных отношений в семье браки классифицируются на симметричный, комплементарный и метакомплементарный.

В симметричном брачном союзе оба супруга имеют равные права, никто из них не подчиняется другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или компромисса. В комплементарном бракеодинраспоряжается, дает приказания, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. В метакомплементарном браке ведущего положения достигает партнер, который реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя таким образом своим партнером.

Представленная типология семей была бы неполной, если бы в нее не были включены нетипичные семьи . К сожалению, модели нетипичных браков не представлены ни в одной классификации. Кроме того, несмотря на появление и распространение таких семей в современном обществе, ученые почти не связывают свои исследовательские интересы с их изучением. Поэтому многие проблемы, касающиеся этих семей, до сих пор остаются неизвестными широкой общественности. Однако такие нетрадиционные брачные союзы существуют, имеют свои особенности, ведут свой образ жизни, который иногда существенно отличается от общепринятых представлений о браке и семье.

Что же собой представляет нетипичная семья? Ответить на этот вопрос довольно сложно, потому что нетрадиционные браки так же многообразны, как и традиционные. Вместе с тем от общепринятых в рамках той или иной культуры эти семейно-брачные союзы отличаются некоторыми непривычными формами структуры и отношений между представителями разных полов. К нетипичным семьям можно отнести также и такие, которые ничем не отличаются от традиционных по своим функциям и структуре, но в современном обществе пока не получили широкого распространения и признания среди представителей разных социальных слоев. Изначально сущность понятия «брак» определялась как санкционированная обществом форма отношений между полами, включая отношение к потомству. То есть брачный союз был своеобразным средством регуляции половых отношений и воспроизводства населения. В связи с этим некоторые модели нетипичных семей не санкционированы современным обществом, но в истории развития цивилизации были не только распространенной, но и официально принятой, узаконенной, формой семейных союзов. Поэтому такие семьи, как, например, встречающаяся семья, можно рассматривать в качестве своеобразной «осовремененной» модели парного брака, существовавшего примерно 25-24 тысячи лет назад. Этот брак не был связан с общественными законами и не подчинялся им, основой его создания и продолжительности существования была лишь добрая воля партнеров.

Некоторые нетрадиционные для российской культуры формы браков в то же время являются официально разрешенными в других странах. Например, у некоторых мусульманских народов Востока распространенной формой является полигиния (многоженство), при которой мужчина одновременно состоит в нескольких брачных союзах с разными женщинами. Для России такой брак не является типичным, хотя в последнее время начинает вводиться, согласно мусульманским обычаям.

Какие же разновидности нетипичных семей встречаютсявусловиях современной российской действительности? Среди таковых можно выделить следующие:

1. Встречающаяся семья: брак зарегистрирован, но супруги живут раздельно, у каждого из них свое жилье. Даже появление детей не является основанием для того, чтобы объединиться и жить «общим домом». Чаще всего дети остаются с матерью или отдаются на воспитание ближайшим родственникам (родителям) мужа или жены. Такая семья собирается вместе либо по праздникам и выходным дням, либо на время отпуска супругов. В остальное время супруги могут встречаться от случая к случаю, не обременяя себя и друг друга семейными проблемами и заботами, каждый из них считает, что имеет право «пожить в свое удовольствие», не заботясь о том, как чувствуют себя в такой семье дети.

2. Прерывающаяся семья характеризуется тем, что брак официально заключен, супруги живут вместе, но считают допустимым на время расставаться и не вести общее хозяйство.

3. Незарегистрированный брак (так называемый гражданский) — все более распространяющаяся форма семьи, которая в нашей стране была узаконена В. И. Лениным и отменена И. В. Сталиным; сюда же относится и пробный брак. Подобные неофициальные брачные союзы называют также внебрачными и сожительствами.

Анализируя причины популярности внебрачных союзов, некоторые специалисты связывают их прежде всего с кризисом современной семьи, падением ее социального престижа. Предполагается, что традиционное распределение домашних дел, характерное при официальном браке, во внебрачном союзе нарушается. При этой форме совместной жизни мужчины не обладают социально санкционированной властью определять разделение домашнего труда, поэтому женщины «не готовят, не стирают и не штопают». Продолжительность такого брака не имеет строгих рамок, ибо форма совместной жизни во внебрачном союзе обеспечивает каждому партнеру индивидуальную свободу, которой он может воспользоваться в любой момент. Иногда необходимость официально оформить отношения возникает в связи с рождением ребенка, чтобы не подвергать его юридической и социальной дискриминации как незаконнорожденного.

Что касается будущего пробных (гражданских, неофициальных) браков, большинство исследователей приходят к единодушному мнению: подобная форма совместной жизни, воспринимаемая как интеграция и самими партнерами, и обществом, получит дальнейшее распространение. Этому способствуют как объективные условия, связанные с современным общественным разделением труда (более поздняя, чем прежде, экономическая самостоятельность молодых людей), более раннее физическое, в том числе сексуальное развитие, так и продолжающийся процесс ломки строгих общепринятых рамок в области половой морали, доминирование свободы в установлении внебрачных половых связей. Наконец, важную роль в росте внебрачных союзов играют психологические факторы. Все большее число молодых людей (и даже их родителей) считают необходимым пройти перед «настоящим» супружеством испытательный срок в сожительстве — лучше узнать характер и привычки друг друга, проверить свои чувства, сексуальную совместимость. Сторонники гражданских браков убеждены, что семейный союз, заключенный после такой проверки, обычно крепче.

4. Открытая семья отличается тем, что гласно или негласно супруги допускают связи вне брака.

 Во многих древних обществах существовал обычай сексуального гостеприимства, когда хозяин «одалживал» дорогому гостю свою жену или когда союз между мужчинами скреплялся обменом женами. Согласия жен при этом, разумеется, не спрашивали.

Современная открытая семья, вопреки моральным нормам общества, в несколько в ином виде пытается возродить этот обычай. Некоторые супружеские пары в поисках сексуального разнообразия по обоюдному добровольному согласию устанавливают сексуальные отношения с какими-то другими, одной или несколькими парами. В отличие от тщательно скрываемых внебрачных любовных увлечений, при которых супруги развлекаются на стороне независимо и большей частью без ведома друг друга, подобные взаимоотношения, получившие название свингинга, предполагают «со-брачный» секс: юридические, социальные и эмоциональные узы законного брака сохраняются, но супружество утрачивает сексуальную исключительность. В «закрытом» свингинге каждый из супругов развлекается с представителем другой пары приватно, наедине. «Открытый» же свингинг — это групповой секс; гетеросексуальные игры и ласки иногда дополняются гомосексуальными.

Некоторые свингеры не только сообща занимаются любовью, но совместно организуют и проводят отдых, развлекаются, помогают друг другу воспитывать детей, решают сообща хозяйственно-бытовые проблемы.

В подобном «браке» возникает целый ряд моральных, психологических и сексуальных проблем. Поскольку свингинг предполагает добровольность и равенство супругов, он честнее обычного адюльтера, здесь нет обмана и нарушение супружеской верности. Тем не менее он, безусловно, противоречит нормам христианской морали и моногамного брака.

С отказом от сексуальной исключительности супружество утрачивает значительную долю своей интимности. Чисто развлекательный, гедонистический секс многих не удовлетворяет, а возникновение сильной эмоциональной привязанности между мужем и женой из разных пар неминуемо подрывает их первоначальные брачные союзы. Несмотря на заранее достигнутое обоюдное согласие, свингинг нередко порождает чувство стыда, вины и ревности, которые могут разрушить супружество. Увеличивает он и возможность контрацептивной ошибки или неосторожности, которые могут привести к драматической ситуации об установлении биологического отцовства.

5. Мусульманская семья— многоженство, узаконенное религией. Один мужчина может иметь четырех официальных жен, которые обычно живут под одной крышей или же в отдельных домах, построенных для них мужем. Если все жены и их дети находятся в одном домовладении, домашние и семейные обязанности между ними строго распределены. Муж является единовластным хозяином всех домочадцев, подчинение ему обязательно для всех членов этой семьи — от мала до велика. Он единолично принимает решения и определяет дальнейшие судьбы стареющих жен и подрастающих детей.

6. «Шведская» семья — это семейная группа, включающая в себя по несколько представителей не только женского, но и мужского пола. Юридически отношения в такой семье могут быть оформлены только между партнерами одной пары, но это не мешает всем, включенным в семейный союз мужчинам и женщинам, считать себя супругами друг друга, вести общее хозяйство, иметь общий семейный бюджет. Дети также считаются общими.

7. Гомосексуальная семья состоит из брачных партнеров, имеющих так называемую «нетрадиционную» сексуальную ориентацию. Если это чисто мужская или чисто женская брачная пара, внутри такой семьи происходит разделение партнеров на «мужей» и «жен» и соответствующее распределение семейных ролей и обязанностей. Довольно часто взаимоотношения в гомосексуальной семье устанавливаются по типу традиционной нуклеарной. При этом нормы внутрисемейной жизни определяются самими «супругами» в соответствии с существующими в обществе мужскими и женскими ролями.

8. Ограниченный временем брак: создание семейного союза рассматривается как разновидность своеобразной сделки. Если супруги по истечении определенного срока, о котором они условились раньше, не заявят о своем желании продлить «контракт», они автоматически считаются совершенно чужими друг другу людьми.

Обычно «брачная сделка» оформляется юридически, чтобы супруги выполняли свои обязанности и не лишались своих прав по истечении срока ее действия. Во всем остальном подобная семья живет обычной жизнью, характерной для традиционной нуклеарной семьи.

Во всех рассмотренных выше нетипичных семьях между супругами существует такая модель отношений, которая не свойственна традиционному браку. Кроме того, такие отношения зачастую не принимаются и осуждаются обществом с точки зрения существующих в нем морально-этических норм. Подобные браки довольно немногочисленны, поэтому их следует рассматривать как своеобразное исключение из общепринятого устоявшегося правила.  

Наряду с такими или похожими на них нетипичными семьями существуют формы брачных союзов, которые мало чем или почти ничем не отличаются от современной нуклеарной семьи ни по структуре, ни по основным семейным функциям. Однако эти семьи имеют характерные особенности, что позволяет отнести их к категории нетипичных. Если первая группа нетипичных семей отличается необычным и даже неприемлемым для большинства людей стилем супружеских отношений, то вторая категория, наоборот, с этой стороны очень близка к традиционной семье. Главное ее своеобразие может быть связано либо с наличием в семейной группе неродных (приемных, усыновленных, сводных) детей и не состоящих с детьми в кровном родстве родителей (отчима, мачехи), либо с ограничением дееспособности некоторых членов семьи (и взрослых, и детей). Такие семьи получают в нашем обществе все более широкое распространение, однако, применительно к традиционному пониманию семейно-брачного союза они являются нетипичными, так как не выступают в качестве основной модели существования современной семьи.

К группе нетипичных семей этого плана можно отнести смешанные семьи, которые образуют разведенные родители и их партнеры в повторных браках; семьи, имеющие на воспитании усыновленных детей; семьи, воспитывающие чужих детей; расширенные семьи общинного типа; семьи с недееспособными родителями; семьи с хронически больными детьми и детьми-инвалидами.

Рассмотрим особенности каждого вида нетипичных семей. Альтернативной формой семейной жизни, которая имеет много общего с традиционной семьей, объединяющей членов семейного клана, является семья так называемого общинного типа.  В такой семье воспитание детей осуществляют сообща все взрослые. Хотя в некоторых общинах обязанности по воспитанию детей возлагаются на конкретных людей, все-таки в большинстве из них дети обращаются к различным взрослым, чтобы решить свои разнообразные проблемы.

Среди преимуществ такого рода воспитания, как правило, отмечается возрастающее у детей чувство семьи и готовности к выполнению различных ролей, традиционно присущих взрослым. Взросление в таких семьях происходит легче, поскольку дети с ранних лет учатся брать на себя ответственность за жизнь в общине. Пожалуй, изъяном в семейном воспитании можно считать чрезмерное потакание детям, но это благоприятно сказывается на установлении эмоциональных контактов между взрослыми и детьми, и дети в таких семьях гораздо реже испытывают чувство отчужденности.

Любая семья, какой бы благополучной она ни была, не застрахована от того, что со временем чувства супругов могут охладевать настолько, что вопрос о целесообразности дальнейшей совместной жизни превращаются в утверждение: жить вместе невозможно. И тогда на смену семейному счастью приходит беда, супруги решают развестись. К сожалению, количество людей, прошедших через процедуру развода, стремительно растет. И вместе с тем увеличивается доля заключаемых повторных браков, а это ведет к увеличению числа семей, в которых воспитываются пасынки и падчерицы. В некоторых случаях в одной семье оказываются дети от предыдущих браков каждого из супругов. Поскольку число смешанных браков довольно значительно, имеет смысл коснуться проблем воспитания неродных детей. Прежде всего следует отметить, что дети от первого брака могут оказывать отрицательное влияние на согласие в новой семье. У приемного отца возникают проблемы в общении с ними, с их воспитанием, что ему сделать значительно труднее, чем родному отцу. Он может восприниматься детьми как незваный гость, отнимающий у них часть материнской любви. Они могут не воспринимать его попыток к сближению и даже намеренно игнорировать любые знаки внимания с его стороны. Жена в такой ситуации может чувствовать себя особенно уязвленной, когда муж критикует поведение «ее» детей. Кроме того, необходимо уважать права родного отца, что повышает неуверенность приемного. Иногда приемный отец снимает с себя ответственность за детей, теряет авторитет, чувствует себя лишним в семье. Проблемы воспитания «ее детей» он оставляет жене, а когда она делает это, по его мнению, неправильно, критикует ее или подавляет свои порывы, что приводит к возникновению напряженности, появлению отрицательных эмоций. Напряженность иногда ослабевает или снимается с рождением собственного ребенка, но в ряде случаев она может усилиться, возникают проблемы в отношениях между «ее» и «их» детьми.

Подобная атмосфера в смешанных семьях может быть обусловлена определенными чертами, которые обычно присущи пасынкам и падчерицам. Во-первых, они сильнее любят одного из родителей. Во-вторых, острее ощущают несправедливость. В-третьих, стремятся следовать примеру родной матери или отца, а не мачехи или отчима. Особенно часто это встречается в тех случаях, когда ребенок не принимает отчима (мачеху), относится к нему враждебно при сохранении тесной эмоциональной связи с родным отцом (матерью).

Естественно, неродной родитель изначально не может полностью заменить родного отца или мать. Он вынужден делить свои воспитательные обязанности с ним. У детей часто возникают нереалистические ожидания, что объясняется их душевными порывами, потребностями, а также теми или иными социальными факторами. Сильное соперничество между неродными детьми зачастую ведет к обострению напряженной обстановки в смешанной семье.

Вместе с тем повторный брак имеет некоторые преимущества по сравнению с первым для гармоничных отношений супругов. Прежде всего партнеры уже не рассчитывают на «вечную», романтическую любовь и подходят к супружеству более рационально. Помня о горечи, которой нередко оканчивается первый брак, партнеры испытывают благодарность за все хорошее, что им предоставляет второй брак, и они стараются сохранить его, активнее его оберегают. Если же дисгармония в семейных отношениях возникает вновь, партнеры более подготовлены и мотивированы на сотрудничество.

Смешанная семья при наличии взаимопонимания между супругами может легко справиться с проблемой адаптации неродных детей к изменившимся условиям их жизни. Именно те неродные родители и дети, которые способны осознавать сущность новых взаимоотношений, в которые они вступают, могут прогнозировать поступки и анализировать процесс воспитания, что в конце концов приводит к творческой и успешной семейной жизни.

Несколько иначе строятся внутрисемейные отношения в семьях с приемными (усыновленными) детьми. Отношение к процессу усыновления в разных странах зависит от культурных традиций, от разнообразных обычаев. У некоторых народностей новорожденный преподносится в качестве подарка. На полинезийских островах почти каждый третий ребенок является усыновленным. При этом полный разрыв с матерью наступает в раннем возрасте. В современных развитых странах родители, покинувшие ребенка, осуждаются, и нередко ставится вопрос об их психиатрической полноценности, а усыновление или удочерение иногда рассматривается общественностью почти как подвиг.

Задачи воспитания приемных детей аналогичны задачам воспитания родных, в особенности, если ребенка усыновляют в младенческом возрасте. Специалисты утверждают, что чем больше возраст ребенка, тем опаснее для психического развития его усыновление. Предполагается, что большую роль в этом играет стремление ребенка найти своих истинных (биологических) родителей. По данным ряда специалистов, примерно у 45% усыновленных появляются психические расстройства в связи с постоянными мыслями ребенка о его настоящих родителях. Поэтому семьи, берущие на воспитание детей, должны знать о необходимых специфических навыках, которые им предстоит усвоить в первую очередь. Приемным родителям нужны навыки установления и поддержания связей с учреждениями, занимающимися проблемами усыновления. Кроме того, они должны уметь взаимодействовать с юридическими органами в ходе усыновления ребенка.

Приемным родителям необходимо умение создать благоприятную семейную обстановку для ребенка. Это значит, что они должны не только помочь ребенку адаптироваться в новых для него условиях и почувствовать себя полноправным членом усыновившей его семьи, но и способствовать тому, чтобы он мог понять свою родную семью и не прерывать контактов с ней, поскольку довольно часто детям очень важно знать, что у них все-таки есть родные родители, являющиеся как бы составной частью их представлений о самих себе.

Приемным родителям могут потребоваться навыки взаимодействия с детьми старшего возраста, если до усыновления они жили в тех или иных детских учреждениях, которые заменяли им семью. У них могли возникнуть индивидуальные эмоциональные проблемы, справиться с которыми приемные родители смогут лишь с помощью специальных знаний и навыков воспитания. Приемные родители и усыновленный ребенок могут принадлежать к различным расовым и этническим группам. Соответствующие родительские навыки помогут усыновленным или приемным детям справиться с чувством разлуки и оторванности от своего прежнего мира.

Иногда взятые на воспитание дети могут не знать, как общаться с приемными родителями из-за плохих взаимоотношений в родной семье. Они ожидают, что их будут жестоко наказывать за мелкие проступки или что взрослым будет безразлично, чем они занимаются, до тех пор, пока им не мешают. Некоторые дети могут быть враждебно настроены по отношению к приемным родителям. Им кажется, что все сговорились, чтобы забрать их из родной семьи. Дети не могут справиться с гневом, страхом и причиняющими боль чувствами, которые они испытывают к своим собственным родителям. Дети могут враждебно относиться к самим себе и совершать поступки, которые вредят в первую очередь им самим. Они могут пытаться скрыть или отрицать эти чувства, отстранившись от приемных родителей или проявляя к ним полное равнодушие.

Ощущение замешательства, которое испытывают дети, с одной стороны, из-за чувства любви и тоски по своей семье и, с другой стороны, ненависти к родителям и самим себе за воображаемые и реальные поступки, носит очень болезненный характер. Находясь в состоянии эмоционального стресса, эти дети могут совершать агрессивные действия в отношении приемных родителей. Все это должны знать те, кто решился на серьезный шаг усыновления ребенка, расставшегося со своей родной семьей.

К тому же у ребенка могут быть умственные, психические и эмоциональные отклонения, что также потребует от приемных родителей специфических знаний и умений.

Разновидностью нетипичных семей, в которых дети воспитываются неродными родителями, являются также семейно-воспитательные группы. Эта совершенно новая для России форма жизнеустройства детей заключается в том, что ребенок из приюта направляется в специально подобранную семью, где временно проживает и получает необходимую заботу и внимание. Потенциальным родителям время ухода за детьми засчитывается в трудовой стаж, т. е. забота и воспитание обездоленных детей (в основном детей-сирот или тех, чьи родители лишены родительских прав) является своего рода работой, за которую те, кто согласился на такой серьезный шаг, получают зарплату и пособие на содержание каждого ребенка. В дальнейшем не исключается возможность оформления опекунства. Подобный опыт работы по организации семейно-воспитательных групп пока еще не получил широкого распространения, но как своеобразная модель семьи уже находит применение с начала нынешнего века в нашей стране.

Особую категорию составляют семьи с недееспособными членами. Среди них, в свою очередь, можно выделить семьи с родителями-инвалидами илихронически больными взрослыми членами семейной группы. Семейная обстановка в таких случаях становится стрессогенной, дестабилизирует межличностные отношения супругов и создает вокруг ребенка специфический социальный и психологический фон, который не может не отразиться на формировании его личности.

Резкое ухудшение здоровья родителя или любого другого члена семьи может случиться, как это чаще всего и бывает, совершенно неожиданно, и именно в тот момент, когда семья не в состоянии эффективно противостоять нагрянувшей беде. Зачастую затраты на оплату врачебной помощи и пребывание в лечебных учреждениях ложатся непосильным бременем на семьи и их истощившийся бюджет. Может случиться так, что если заболевшего родителя госпитализируют, то за ребенком некому присмотреть. Тяжелые хронические болезни могут надолго лишить родителя возможности заботиться о ребенке.

Психическое заболевание родителя может вызвать у него такие поведенческие реакции, которые будут опасны для ребенка. Симптомами психического заболевания является безразличное отношение к ребенку, что увеличивает опасность несчастного случая. Дикие скандалы с супругом или с соседями отрицательно влияют на физическое, психическое и эмоциональное состояние ребенка.

Родитель, склонный к употреблению алкоголя или наркотиков, также может игнорировать потребности ребенка и угрожать его безопасности. Родитель может страдать от неврозов или психоза. Болезнь может быть настолько серьезной, что жестокое обращение с ребенком приобретает садистский, преступный характер.

Своеобразный психологический климат складывается в семьях с хронически больными детьми и детьми-инвалидами, что обусловливает отнесение таких семей к нетипичным семьям. Пребывание подобных детей в семье создает много сложностей, которые могут быть разделены на две группы: первая — как семья влияет на состояние больного ребенка; вторая — каким образом состояние хронически больного ребенка меняет психологический климат в семье.

Если ребенок имеет умственные или физические ограничения, то ему требуется специальный уход, а родители не всегда могут его обеспечить в домашних условиях. Если в семье есть еще другие дети, и она переживает трудности, то у родителей просто может не хватить ни душевных, ни физических сил, необходимых для удовлетворения специфических потребностей больного ребенка. Кроме того, у родителей больного ребенка могут проявляться различные формы эмоционального реагирования на сообщение о том, что их ребенок физически или умственно неполноценен, что оказывает огромное влияние на психологическую обстановку в семье.

Наиболее типичной первоначальной реакцией родителей на поставленный врачом диагноз об умственной или физической отсталости их ребенка является отрицание, неверие в существование болезни, отчаянная надежда на то, что первоначальный диагноз ошибочен и консультация у другого специалиста в этой области позволит его снять. Спустя некоторое время приходит осознание истинного состояния ребенка и появляется реакция гнева. Обычно она возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и разочарования как в себе самом, так и в своем ребенке. В некоторых случаях гнев родителей оправдан, особенно если специалисты напрасно обнадеживали их и не были с ними откровенны в вопросах, касающихся состояния ребенка. С другой стороны, это состояние становится неестественным, если длится слишком долго или несправедливо направлено на ребенка. Семейная атмосфера дестабилизируется настолько, что когда-то вполне благополучная семья становится эмоционально-враждебной по отношению друг к другу. Такая семья либо распадается, либо супруги продолжают жить под одной крышей из чувства «долга» перед больными детьми или из-за нежелания обременять себя лишними хлопотами и неприятностями, связанными с разводом, и не имея сильной мотивации разрушить формальный статус. Неуместное чувство вины -  это также часто встречающаяся реакция родителей на сообщение врача о тяжелой неизлечимой болезни их ребенка. Зачастую оно перерастает во всепоглощающие страдания и переживания родителей по поводу проступков и ошибок, которые, как они полагают, привели к заболеванию ребенка. Родители, которые видят причину болезни ребенка в себе, стараются держать под контролем даже то, что контролировать в принципе невозможно. Подобное состояние, сопровождаемое душевными муками и переживаниями, значительно усложняет и без того напряженную семейную атмосферу.

Часто родители испытывают чувство стыда  из-за рождения больного ребенка. Их беспокоит возможное осуждение со стороны окружающих, и они убеждены, что к их ребенку будут относиться как к неполноценному. Иногда у родителей может появляться такое реактивное состояние, как обвинение — попытки переложить ответственность за состояние своего ребенка на других с целью скрыть свои истинные чувства. Родители могут обвинять учителя и школу за негодное обучение, врача за неправильный уход в дородовый период, дурную наследственность мужа или жены.

Следующей реакцией родителей на болезнь ребенка может быть гиперопека, которая возникает в связи с тем, что они считают невозможным по причине заболевания общение своего ребенка с другими детьми. Они опасаются, что в играх со здоровыми детьми их ребенок станет объектом насмешек, что ему грозит опасность получить травму, так как «другие мальчики играют слишком грубо», и т. п. Отрицая право своего ребенка быть просто ребенком и общаться с другими детьми, родители лишь сильнее подчеркивают его умственные и физические недостатки.

Заключительным этапом своеобразного привыкания родителей к постигшему их горю является эмоциональная адаптация. Именно на этом этапе родители «умом и сердцем» принимают болезнь своего ребенка; к этому моменту они уже успели выработать позитивные установки как по отношению к самим себе, так и по отношению к своему ребенку, что позволяет им формировать у себя такие навыки, которые помогут им в дальнейшем обеспечить его будущее.

Однако родителям не всегда удается смириться с мыслью о том, что их ребенок имеет врожденную патологию или серьезное заболевание. Тем более, что такие дети очень беспокойны и часто «передают» свое беспокойство родителям. Родители становятся раздражительными и переносят свое раздражение на супружеские отношения. Это особенно затрагивает мужа, вследствие чего он старается меньше оставаться дома.

Подобная безысходная ситуация складывается в семье с детьми-инвалидами или безнадежно больными (например, с детьми, страдающими лейкозом). В таких случаях муж пытается реже бывать дома, избегает общения с ребенком, тогда как жена сильно привязывается к больному ребенку, часто в ущерб остальным детям и супругу. Подобная ситуация может не только отрицательно влиять на душевное спокойствие и уравновешенность родителей, но и на психологический климат семьи в целом. Как отмечают исследователи подобных семейных проблем, обычно отцы не выдерживают совместного пребывания с тяжело больным сыном или дочерью, начинают пить или вообще покидают семью. И без того обделенный судьбой ребенок оказывается еще и без отца. Понятно, что проблем у матери появляется больше, она становится раздражительной, чем еще больше травмирует ребенка.

Больной ребенок нуждается в особом отношении родителей, так как у него могут формироваться особенности характера, вызванные переживаниями своего дефекта, возникает своеобразный комплекс неполноценности. Нельзя забывать о том, что ребенок с определенной патологией находится в соответствующем социальном окружении, которое влияет на него. Поэтому если к такому ребенку плохо относятся, бьют, ругают, не понимают, если родители стыдятся больного ребенка, у него могут развиться различные невротические и характерологические нарушения, не имеющие прямого отношения к его болезни. С одной стороны, его физические возможности ограничены, и он предъявляет иногда завышенные требования к окружающим, а с другой стороны, у окружающих может исчерпываться терпение постоянно удовлетворять эти требования, чем еще больше увеличивается риск возникновения конфликтов.

С детства (или даже с рождения) страдающий серьезным заболеванием ребенок обычно много времени проводит в больницах. Подрастая, он начинает пристально наблюдать за отношением к нему близких людей, становится чрезмерно недоверчивым. Ему кажется, будто он никому не нужен, что его ожидают сплошные неудачи и он в тягость родителям. Боится, что родители к нему охладели, тщательно анализирует каждый их жест, каждое родительское слово. Поэтому с таким ребенком нужно быть очень внимательным.

Любой ребенок, а тем более больной, должен чувствовать, что его не бросят в беде, что ему всегда помогут, и тогда ему будет легче противостоять разным жизненным невзгодам. Тем более, что хронически больные дети или дети-инвалиды в силу особенности той социальной ситуации, в которой они вынуждены пребывать, становятся эмоционально чувствительными и ранимыми. Эти дети часто волнуются, обижаются и плачут. Для них характерны плохая переносимость любых огорчений, склонность к снижению настроения и печали. Они испытывают повышенную потребность в безопасности, любви и сочувствии, которая сопровождается переживаниями собственной беспомощности, никчемности, ненужности и одиночества в семье. Естественно, далеко не лучшим образом это сказывается на общей семейной атмосфере. Родители, особенно если в семье есть и другие дети, не могут неотлучно находиться рядом с больным ребенком, а он не может это понять и принять, требуя более пристального внимания к себе. Поэтому у матери, разрывающейся между жалостью к больному ребенку и необходимостью одновременно заботиться о других членах семьи, может появиться вполне обоснованное эмоциональное напряжение, разрядка которого достигается путем «вымещения» его на муже или на старших детях. В результате все члены семьи, а не только больной ребенок, испытывают конфликтные, фрустрационные переживания.

Специфическим типом современной семьи, получившим в России в последнее время довольно широкое распространение, являются семьи беженцев. Межнациональные и локальные военные конфликты лишили родного очага сотни тысяч людей, которые вместе с детьми вынуждены поменять не только место жительства, но и образ жизни в целом. Описать психологические особенности такой семьи довольно сложно, потому что она одновременно может совмещать в себе характеристики, присущие многим видам как традиционных, так и нетипичных семейно-брачных союзов, с той лишь разницей, что эти характерологические особенности зависят не от личных установок супругов, а от сложных объективных (прежде всего социально-экономических и политических) условий. Именно они влияют в большей степени и на структуру, и на психологический климат семьи, на физическое и психическое здоровье ее членов. Особенно трагична в таких семьях судьба детей, так как им всегда бывает тяжелее, чем взрослым, уже закаленным своим жизненным опытом и умеющим активнее и целеустремленнее защищаться от ударов судьбы.

Любые природные (землетрясения, наводнения) или социальные (войны, межнациональные конфликты) катаклизмы надолго оставляют след в психике людей. Гибель близких людей, невозможность начать новую жизнь после катастрофы и т. д. — все это существенно отражается в первую очередь на чрезмерно чувствительных и впечатлительных детях и подростках. Характер любого человека, а тем более беспомощного ребенка, который отличается более высокой чувствительностью к неблагоприятным условиям жизни, постепенно начинает изменяться под воздействием внешних обстоятельств: нарастает раздражительность, появляется вспыльчивость, чрезмерная ранимость или, наоборот, замкнутость, нерешительность, стеснительность, робость; у некоторых — педантичность, завистливость, утрированная добросовестность и проч.

Дети реагируют на стихийные бедствия и социальные катаклизмы точно так же, как реагируют близкие взрослые. Если мамы и папы держатся мужественно, не плачут и не суетятся, с ребенком может ничего не случиться, иногда он даже не заметит, что произошло что-то из ряда вон выходящее. Ребенок копирует взрослых и осознает, что если взрослые спокойны, то и ему ничего не грозит. В таких случаях никаких психических потрясений у него не произойдет. Поэтому в психологической помощи в первую очередь нуждаются родители и другие взрослые члены семей беженцев. Обретение ими морального спокойствия важно не только в плане сохранения морального духа, чтобы продолжать жить дальше, но и влияния их на детей, чей внутренний мир очень хрупок. И только от взрослых зависит, смогут ли их дети обрести душевное равновесие или нет.

Приведенная типология современных семей не претендует на полноту и завершенность. В книге рассмотрена лишь некоторая часть из них, причем особое внимание обращено на разновидности неблагополучных и нетипичных семей, потому что именно они порождают основную массу социальных и психологических проблем в нашем обществе, зачастую оказывают десоциализирующее влияние на формирование личности воспитывающихся в таких семьях детей.

Разумеется, реальные семьи — объекты изучения или помощи — обладают не одним, а несколькими признаками по выделенным критериям, которые не являются исчерпывающими. В этой связи одна и та же семья может быть отнесена к нескольким группам одновременно и охарактеризована по разным основаниям. Кроме того, трудно установить, какие из критериев являются основаниями для типизации, а какие лишь описывают так называемые семейные формы, в том числе альтернативные традиционному браку. И все-таки, несмотря ни на что, семья всегда важна для любого человека. Именно своей семье, какой бы она ни была, мы обязаны своим появлением на свет и личностным становлением, перед ней стоим мы на распутье, выбирая свой вариант ответа на вопрос о семейном положении, ее полагаем едва ли не главным мерилом собственной самостоятельности.   

Вместе с тем, как отмечалось выше, многие молодые люди отдают предпочтение длительному роману, «гостевому браку» или иным подобным формам свободных отношений, не желая лишаться личной свободы и обременять себя узами законного брака.


 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.