Наименование раздела «Техника речи»
Приложение
Балльно-рейтинговая карта дисциплины «Практикум по технике речи»
Курс 2 Семестр 1
Вид контроля
| Минимальное количество баллов
| Максимальное количество баллов
|
Наименование раздела «Техника речи»
|
|
| Текущий контроль по разделу:
|
|
|
| Аудиторная работа
|
|
|
| Самостоятельная работа (специальные обязательные формы)
|
|
|
| Самостоятельная работа (специальные формы на выбор студента)
|
|
| Контрольное мероприятие по разделу
|
|
| Промежуточный контроль
|
|
|
Наименование раздела «Техника публичного выступления»
|
|
| Текущий контроль по разделу:
|
|
|
| Аудиторная работа
|
|
|
| Самостоятельная работа (специальные обязательные формы)
|
|
|
| Самостоятельная работа (специальные формы на выбор студента)
|
|
| Контрольное мероприятие по разделу
|
|
| Промежуточный контроль
|
|
| Промежуточная аттестация
|
|
| Итого:
|
|
|
Виды контроля
| Перечень или примеры заданий, критерии оценки и количество баллов
| Темы для изучения и образовательные результаты
|
Текущий контроль по разделу «Техника речи»
|
| Аудиторная работа
| Практические занятия №1 – 6
Критерии оценки:
Подбор упражнений по каждой теме модуля – 2 балла
Ориентация упражнений на дальнейшую профессиональную деятельность – 2 балла
Максимальное количество баллов за каждое занятие модуля – 4
Минимальное количество баллов за каждое занятие модуля - 2
| Тема №1 Техника речи: подготовительный этап
Умеет: подбирать и проводить упражнения для формирования навыков аутогенной тренировки
Тема №2 Техника речи: работа над дыханием
Знает: оценки показателей физиологического и речевого дыхания, устройство и работу дыхательного аппарата; типы физиологического дыхания
Умеет: подбирать и проводить упражнения для формирования навыков правильного дыхания
Владеет: специальными методиками формирования нижнереберного дыхания
Тема №3 Техника речи: работа над голосом
Знает: основные приемы, средства, способы и содержание работы по совершенствованию техники речи, включающей в себя работу над голосоведением
Умеет: подбирать и проводить упражнения для формирования навыков правильного голосоведения
Владеет: специальными методиками формирования навыков мягкой голосоподачи, тренировки силы и высоты голоса
Темы №4 и №5 Техника речи: работа над дикцией и орфоэпией
Знает: основные приемы, средства, способы и содержание работы по совершенствованию техники речи, включающей в себя работу над дикцией и орфоэпией.
Умеет: подбирать и проводить упражнения для формирования навыков четкой дикции и правильного произношения
Владеет: специальными методиками формирования навыков четкой дикции
|
| Самостоятельная работа (обязательные формы)
| Тема №1 Аудиозапись собственного голоса. Письменный анализ в таблице «Положительные и отрицательные особенности голоса».
Критерии оценки:
За выполненное задание
· минимальное количество баллов – 1
· максимальное количество баллов – 2
Аудиозапись имеется, анализ особенностей голоса выполнен в устной форме – 1 балл
Аудиозапись имеется, анализ особенностей голоса выполнен в письменной форме – 2 балла
Тема №2 Профиль органов дыхания в графическом виде.
Критерии оценки:
За выполненное задание
· минимальное количество баллов – 1
· максимальное количество баллов – 2
Рисунок содержит не более двух недочетов – 1 балл
Рисунок выполнен без ошибок – 2 балла
Тема №3 Аннотированный обзор Интернет-источников по проблеме (не менее трёх).
Критерии оценки:
За выполненное задание
· минимальное количество баллов – 1
· максимальное количество баллов – 2
Работа содержит аннотации трёх методик на развитие голоса – 1 балл
Работа содержит аннотации более трёх методик на развитие голоса – 2 балла
Примечание: Как составить аннотацию
Аннотированием называется процесс составления кратких сведений о печатном произведении (книге, статье, докладе и т. д. ), позволяющих судить о целесообразности его более детального изучения. При аннотировании учитывается содержание произведения, его назначение, ценность и направленность.
Аннотация должна быть написана простым языком без использования ненужных и малопонятных терминов. Она должна в сжатой форме сообщать, о чем говориться в тексте и какую пользу от его прочтения можно получить, т. е. какие теоретические и/или практические знания дает это произведение, и какие требования к читательским знаниям предъявляет.
Описательная аннотация – краткое описание содержания текста с помощью безличных конструкций в форме краткой справки или описания может быть составлена на любой вид печатного произведения. Обычный объем описательной аннотации 300-500 знаков (3-5 предложений).
Текст описательной аннотации должен состоять из трех частей:
1. Вводная часть с выходными данными – название аннотируемого материала, фамилия автора, год издания, место издания, номер, объем (количество страниц, иллюстраций, таблиц).
2. Описательная часть – два-три основных положения, наиболее характерных для работы.
3. Заключительная часть, где содержатся сведения о практической направленности аннотируемой работы и пример.
Аннотация не имеет абзацев и начинается с существа вопроса или с вводных фраз, например: «Рассматриваются, исследуются, даются, показываются, содержатся и т. д. ».
Основными источниками при подготовке аннотации являются: – титульный лист, содержащий выходные данные; – содержание (оглавление и сама описательная часть оригинала); – выводы; – предисловие; – послесловие; – примечания автора; – графики и таблицы в тексте.
Образец аннотации словаря
" Словарь иностранных слов" ред. И. В. Лехина, С. М. Локшеной, Ф. Н. Петрова, Л. С. Шаумяна 1979 г.
Словарь содержит около 19 000 слов, в разное время заимствованных русским языком из других языков, образованных из элементов древнегреческого и латинского языков. Словарь включает общеупотребительную лексику, общераспространенные термины и терминологические сочетания по различным областям знаний. При каждом слове дается толкование и справка о его происхождении. Настоящее издание является стереотипом 16-ого издания, которое, повторяя в основном 7-ое переработанное издание, содержит все изменения, внесенные в последующие издания. Словарь рассчитан на самый широкий круг читателей.
Пример: Клуб - 1. Общественная организация, объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, эстетическими, спортивными ми и др. интересами. 2. В социалистических странах - культурно-просветительное учреждение, организующее досуг посетителей и имеющее своей задачей коммунистическое воспитание, самообразование, развитие творческих способностей.
Тема №4 Тетрадь «Самонаблюдение и самоконтроль»
Критерии оценки:
За выполненное задание
· минимальное количество баллов – 1
· максимальное количество баллов – 2
Отчет содержит комплекс упражнений для самостоятельной ежедневной отработки, включающий задания, выполняемые на аудиторных занятиях – 1 балл
Отчет содержит комплекс упражнений для самостоятельной ежедневной отработки, включающий задания, выполняемые на аудиторных занятиях, а также самостоятельно подобранные упражнения; отражена рефлексия и описание ощущений при выполнении упражнений в динамике – 2 балла
Тема №5 «Антисловарь» - перечень ошибок в собственной речи
Критерии оценки:
За выполненное задание
· минимальное количество баллов – 1
· максимальное количество баллов – 2
Словарь фиксирует наличие ошибок в речи – 1 балл
Словарь фиксирует наличие ошибок в речи и содержит их классификацию (орфоэпические, лексические, диалектические, грамматические) – 2 балла
Образец заполнения:
Я говорю
| Надо говорить
| Тип ошибки
| звОнит
| звонИт
| Орфоэпическая (акцентологическая): в глаголе звонить ударение всегда на окончании: звонЮ, звонИШЬ, звонИТ, звонИМ, звонИТЕ, звонЯТ.
В приставочных глаголах (позвонить, перезвонить и т. д. ) правило такое же.
|
|
| Самостоятельная работа (на выбор студента)
| · Сообщение по теме «Дыхательная гимнастика Стрельниковой»
· Сообщение по теме «Освобождение голоса по системе К. Линклейтер»
Критерии оценки:
За сообщение по любой из тем без презентации и демонстрации упражнений – 3 балла
За сообщение с презентацией без демонстрации упражнений – 4 балла
За сообщение с презентацией и проведением упражнений с группой – 5 баллов
|
| Контрольное мероприятие по разделу
| Состоит из двух частей:
1) Тестовая работа
Критерии оценки:
За выполненное задание
· минимальное количество баллов – 8
· максимальное количество баллов – 10
За каждый правильный ответ теста - 1 балл
2) Скороговорки
Критерии оценки:
За выполненное задание
· минимальное количество баллов – 4
· максимальное количество баллов – 5
За каждую без ошибок произнесенную скороговорку –
1 балл
|
| Промежуточный контроль (количество баллов)
|
|
|
Текущий контроль по разделу «Техника публичного выступления»
|
| Аудиторная работа
| Практические занятия №1 – 3
Критерии оценки:
Письменные ответы на вопросы к занятиям – 2 балла
Выполнение заданий – 2 балла
Максимальное количество баллов за каждое занятие модуля – 4
Минимальное количество баллов за каждое занятие модуля - 2
| Тема 1. Основы выразительного чтения.
Знание основ исполнительского анализа текста
Умение производить логический анализ текста
Владение навыками выразительного чтения прозаических и стихотворных текстов
Тема 2. Техника публичного выступления
Знание составляющих публичного выступления (содержание, контакт с аудиторией, техника речи, естественность выступления), основных этапов подготовки к выступлению.
Умение подготовить текст для устного выступления и представить его перед аудиторией, Владение навыками оценки речи оратора в соответствии с существующими критериями
|
| Самостоятельная работа (обязательные формы)
| Исполнительский анализ литературных произведений:
1) чтение басни по ролям;
2) чтение лирического стихотворного произведения;
3) чтение диалога в эпическом произведении;
4) чтение отрывка драматического произведения по ролям.
Критерии оценки:
Критерии
| Соответствует-
1 балл
| Не соответствует – 0 баллов
| Техника речи:
1) достаточное дыхание
2) сила и диапазон голоса
3) чёткая дикция
4) соблюдение орфоэпических норм
|
|
| Использование выразительных средств
при чтении произведения:
5) соблюдение логических и психологических пауз
6) использование логического ударения
7) адекватное изменение темпо-ритма
8) умение выбирать и использовать нужную интонацию
|
|
| Невербальные средства выразительности:
9) артистичность, самобытность
10) адекватность и естественность
жестов, мимики, позы
|
|
|
• максимальное количество баллов – 10
• минимальное количество баллов - 6
|
| Самостоятельная работа (на выбор студента)
| Подготовить сообщение с презентацией по темам:
1) «Искусство художественного слова. Система Станиславского»;
2) «Образ оратора».
Критерии оценки:
За доклад по любой из тем без презентации – 1 балл
За доклад с презентацией – 2 балла
| Контрольное мероприятие по разделу
| Публичное чтение выбранного студентом поэтического или прозаического литературного произведения.
Критерии оценки:
· максимальное количество баллов – 10
· минимальное количество баллов - 8
Критерии
| Соответствует-
1 балл
| Не соответствует – 0 баллов
| Техника речи:
11) достаточное дыхание
12) сила и диапазон голоса
13) чёткая дикция
14) соблюдение орфоэпических норм
|
|
| Использование выразительных средств
при чтении произведения:
15) соблюдение логических и психологических пауз
16) использование логического ударения
17) адекватное изменение темпо-ритма
18) умение выбирать и использовать нужную интонацию
|
|
| Невербальные средства выразительности:
19) артистичность, самобытность
20) адекватность и естественность
жестов, мимики, позы
|
|
| |
| Промежуточный контроль (количество баллов)
|
|
| Промежуточная аттестация
| Представлены в фонде оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплине
|
|