Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





&3. Коммунистическая мораль и советское право



1. Нормы коммунистической морали. Отношения между людьми, как уже отмечалось, регулируются не только нормами права, но и другими правилами поведения, действующими в обществе. Важное место среди них занимают нормами морали.

Почему во время Велико Отечественной Войны тысячи юношей и девушек требовали, чтобы их отправили на фронт, послали в тыл врага? Почему и в наши дни советские люди проявляют героизм, нередко рискуя собой? Ведь нормы права не обязывают их делать это.

Граждане СССР совершают героические поступки в силу высокой сознательности, чувства морального долга перед обществом. Подвиги во имя Родины, в защиту интересов общества коммунистическая мораль считает высшими проявлениями нравственного облика строителя коммунизма. Советское государство всемерно поощряет героизм и трудовые подвиги советских людей.

В ряде случаев за плохой поступок, который осуждается обществом, государство не устанавливает какой-либо ответственности; он не наказывается по закону, но если вы совершили такой поступок, то наверняка будете стыдится. Если кто-то скажет неправду товарищу, ни милиция, ни другие органы не будут применять меры воздействия. Тем не менее уважающий себя человек никогда не станет лгать. В данном случае поведение человека регулируется не правовыми нормами, а нормами морали.

С тех пор как существует общество, существуют и нормы морали, или нравственности, т. е. правила поведения, одобряемые и охраняемые общественным мнением.

Моральная оценка поведения человека основывается на существующих представлениях о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости, совести и долге. Эти представления, а значит, и нормы поведения людей менялись вместе с развитием общества.

Нормы морали требуют от человека определенного поведения по отношению к своей стране, обществу, государству, к законам, к другим людям. Будучи членом общества, человек воспитывается в духе господствующей в данном обществе морали, у него формируются определенные представления о том, какие действия являются нравственными и какие безнравственными, аморальными. Усвоив эти представления он оценивает свои поступки с точки зрения норм и морали. А когда его поступки идут вразрез с моралью, он переживает осуждение своего поведения окружающими, испытывает угрызения совести.

Мораль, или нравственность, -это система принципов и правил, норм поведения, выражающих приятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость. В классовом обществе она всегда выражает интересы определенных классов.

В отличие норм права нормы морали не закреплены в законах государства. Государственные органы не принуждают к их выполнению. Однако правила нравственности так же строги, как и нормы права, нарушение их обсуждается обществом, вызывает презрение людей. Соблюдение норм морали обеспечивается силой общественного мнения, общественным воздействием, внутренним убеждением человека, а не государственным принуждением.

Как подчеркивал В. И. Ленин, в нашем обществе нравственно все то, что служит интересам коммунистического строительства.

< В основе коммунистической нравственности, -говорил он, -лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма>.

С позиций коммунистической морали нравственными являются такие поступки как действия, которые способствуют решению задач строительства коммунизма и в основе которых лежат любовь и уважение к человеку, благожелательность и требовательность в отношениях между людьми, забота об интересах коллектива и благе общества, уважение к закону и другим правилам поведения человека в обществе, стремление устранить все, что мешает людям спокойно жить и трудится.

Советские люди, рискуя своей жизнью, здоровьем, выручают попавшего в беду человека, спасают от гибели социалистическое имущество, пересекают действия, опасные для общества, совершают высоконравственные поступки, одобряемые обществом мнением и поощряемые государством.

В тоже время неуважение к людям, пренебрежение к ним, равнодушие к судьбе товарища, попавшего в беду, лживость, грубость, трусость, жадность и т. п. несовместимы с нормами нашей морали, осуждаются общественным мнением, ибо противоречат интересам общества, задачам коммунистического строительства.

Мораль советского человека, нашей молодежи формируется под воздействием идеалов коммунизма, в атмосфере коллективизма и интернационализма, борьбы за коммунистическое отношение к труду, заботы о народном достоянии, уважения друг к другу. < Мораль, которой мы руководствуемся, -сказал Л. И. Брежнев, -сплав беззаветной преданности идеалам коммунизма и высокой гражданственности, любви к своей социалистической Родине и братской солидарности с трудящимися всех стран, коллективизма, непримиримости к нарушениям общественного долга>.

Свобод самых главных нравственных правил нашего общества-моральный кодекс строителя коммунизма.

В Программе КПСС сказано: < Коммунистическая мораль включает основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками... Коммунистическая мораль в ходе строительства социализма и коммунизма обогащается новыми принципами, новым содержанием>.

В труде, в учебе, в общественно полезных делах формируются благородные качества советского гражданина-преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, высокая политическая сознательность, коммунистическое отношение к труду, коллективизм, внутренняя потребность соблюдать принципы морального кодекса строителя коммунизма и требования советского закона.

В речи на VXII съезде ВЛКСМ товарищ Л. И. Брежнев, определяя задачи комсомола в области нравственного воспитания молодежи, говорил: < Утверждение норм и принципов коммунистической морали невозможно без постоянной и настойчивой борьбы с антиобщественными проявлениями, духовной скудостью и ее неизбежными спутниками-пьянством, хулиганством, нарушением трудовой дисциплины. Не меньшую опасность представляют и скрытые, на первый взгляд не всегда заметные проявления безнравственности. Равнодушие, иждивенчество, цинизм, претензии получать больше, чем даешь обществу, -подобные нравственные изъяны не должны быть в не поля зрения комсомола, да и всей нашей общественности>.

2. Мораль и право. Итак, и право, и мораль-это правила поведения людей. Нормы права устанавливаются государством, выражаются в законах и являются общеобязательными, их выполнение обеспечивается не только сознательностью и чувством долга, но и применением в случае необходимости мер

Государственного принуждения.

Нормы морали вырабатываются обществом, поддерживаются сознательностью и чувством долга граждан и охраняются силой общественного мнения.

Право возникло позже морали вместе с возникновением государства в результате разделения общества на классы, вместе с государством оно и отомрет в коммунистическом обществе.

Нормы советского права и морали являются регуляторами поведение людей. Их требования во многих случаях совпадают. Например, с точки зрения нашей морали самоотверженный труд-дело доблести и чести. Такой труд одобряется общественным мнением и поощряется законами, государством.

Поведение же человека, нарушающего советский закон, влечет применение мер государственного принуждения, является аморальным, осуждается обществом. Например, воровство, хулиганство и преступны, и аморальны.

Мораль шире по охвату явлений, чем право. Не все, что осуждает наша мораль, подпадает под действие советских законов. Но то, что осуждается законом, всегда осуждает и наше общественное мнение, наша мораль.

Советское право основано на принципах коммунистической морали и является важным средством формирования у граждан понятий справедливого и нравственного.

Великая сила советского права, его авторитет состоит в том, что требования наших законов всегда нравственно оправданы, находят моральное одобрение, поддерживаются общественным мнением.  Это объясняется тем, что и коммунистическая мораль, и советское право выражают и защищают интересы народа. Как коммунистическая мораль содействует укреплению советского права, так и советское права содействует укреплению коммунистической морали.

3. Нравственно-правовое воспитание личности. XXV съезд КПСС указал на необходимость обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Какими же качествами должен обладать человек, воспитанный в духе коммунистической морали? Важнейшее из этих качеств указаны в моральном кодексе строителя коммунизма. Основными показателями коммунистической воспитанности являются: во-первых коммунистическая идейная убежденность и высокая политическая сознательность; во-вторых, знание, уважение и соблюдение советских законов, принципов коммунистической морали, ее норм и требований, уважение нравственных традиций, твердо сформировавшиеся нравственные убеждения и потребности, понимание ценности и красоты высокоморальных поступков, развитое чувство совести; в-третьих, чувства патриотизма, коллективизма и общественного долга, преданность Родине и постоянная готовность к ее защите, активная трудовая деятельность на благо общества; в-четвертых, способность давать правильную моральную и правовую оценку своим и чужим поступкам, постоянное стремление к нравственному совершенствованию; в-пятых, активная жизненная позиция, моральная устойчивость, способность защищать свои убеждения и противостоять дурному влиянию.

Знания о политике и государстве, праве и морали имеют важнейшие значение в формировании личности, определении ее общественных позиций. На основе общественно-политических знаний, усвоение норм морали и права у человека формируются готовность активно бороться за осуществление идей коммунизма, за счастье народа и процветание Родины, внутренние убеждение в необходимости и потребность соблюдение правил поведения в обществе, уважение к людям и общественному порядку.

Человек уже в школьные годы должен настойчиво вырабатывать в себе нравственные качества строителя коммунизма, правильное представление о социальных ценностях, которые он оберегает, умение жертвовать своими личными интересами во имя защиты ценностей более высокого порядка, неукоснительно следовать требованиям норм права и морали, формировать у себя потребность в высоконравственным поведении.

Активная роль в формировании морального облика принадлежит самому человеку, его настойчивости и стремлению самовоспитанию. Человек может достигнуть любых высот морального совершенства, если будет целеустремленно этого добиваться.

Важное значение имеет воспитание у каждого человека совести, чувства долга и справедливости.

Совесть-это сознание человеком ответственности перед самим собой за свои действия и поступки. Она означает способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, давать оценку своим действиям. Коммунистическая совесть-важнейший внутренний источник героических дел и благородных поступков советских людей.

Нашим идеалам являются люди с чистой совестью, люди чести и долга, которые все делают на совесть и поступают по совести.

Как и другие категории морали, совесть-понятие классовое.

Оно как бы синтезирует, собирает, воедино принципы и нормы морали определенного класса. Легко понять, например, что совесть рабочего и совесть капиталиста принципиально различны.

Совесть-наш высший внутренний судья, это гнев, обращенный на самого себя, могучая сила в обеспечении высоконравственного поведения человека. Выдающийся русский писатель В. Г. Короленко сказал: < Когда никто не увидит и никто не узнает, а я все-таки не сделаю, -вот что такое совесть! > она непосредственно влияет на поведение человека, на его отношение к другим людям, к коллективу, обществу, государству.

Люди безответственные и легкомысленные, бессердечные и жестокие, эгоисты и стяжатели живут не в ладу с собственной совестью.

Совесть служит человеку своеобразным копмпасом в жизни Выражается она в осуждении человеком своих недостойных поступков и желаний, в чувстве стыда за них.

Человек без чести совести, не имеющий твердых моральных устоев, может пасть очень низко и совершить самые тяжкие злодеяния.

Известны случаи, когда отдельные лица, имевшие высшее образование, знавшие литературу и понимавшие музыку, любившие цветы и животных, но не получившие правельного идейно-политического, нравственного и правовово воспитания, вырастали людьми аморальными, становились преступниками и негодяями. У них отсуствовали элементарные качества порядочного человека-честь и совесть, уважение к людям, забота о них, уважение к нормам морали и права.

Печальная участь человека, совесть которого не чиста. Его мучают угрызение совести, кошмарные воспоинания. Нередки случаи, когда преступники, испытывая муки совести и раскаиваясь в совершенном злодействе, приходят с повинной и добровольно отдают себя в руки правосудия.

Давно и справедливо сказано: < Да, же тот, в ком совесть нечиста! >

Истинно воспитанным может считаться только такой человек, который не совершает других поступков не потому, что боится наказания, а потому, что его совесть, чувство ответственности перед самим собой не позволяют совершить недостойный поступок, да же если о нем никто и никогда не узнает.

Полезным приемом самовоспитания и самоконтроля является умение взглянуть на себя со стороны, поставить себя в положение лица, в отношении которого хочешь совершить какое-либо сомнительное действие. При оценке своих действий, при решении вопроса о том, как поступить в отношении другого человека, во многих случаях можно пользоватся давно известным правилом: < Не делай другим того, чего не желаешь себе>, в необходимых случаях корректируя его с учетом интересов общества. (Этим правилом нельзя, например, руководствоватся при задержании преступника или при обороне от преступления и в других подобных ситуациях. )

Вот пример пробуждения совести подростка. Беседуя с журналистом, мальчик расказал: < Мы играли возле чужого дома в хокей. Вышла соседка и сказала: < Ребята, не кричите, пожалуйста. У меня голова болит>. < Ерунда! > -сказал я, и мы продолжали игру. Но вот и я заболел. У меня был жар. А в это время ребята били мячем по нашей стене... Я вспомнил просьбу соседки, и мне стало стыдно... >

Немаловажным показателям воспитанности человека служит вежливость. Справедливая старая истина: ничто не обходится столь дешево и не ценится столь дорого, как вежливость. Суть вежливости, как и многих других качеств воспитанного человека, -это внимание и уважение к людям.

Буржуазное общество, аморальное в своей основе, с неизбежностью и массовом порядке порождает безнравственность, лицемерие и цинизм как в личной, так и в общественной жизни.

Бывший министр США Р. Кларк, объясняя причины распространения аморальности в Соедененных Штатах, говорил: < Аморальность укореняется потому, что сама наша система кажется лишенной порядочности>.

В письме к призиденту США Дж. Картеру бригадный генерал в отставке Х. Хестер заявил: < Я отмечаю, что в истории еще не было такого государства, которое действовало бы более аморально, чем Соедененные Штаты после второй мировой войны>.

Господствующий в капиталистическом обществе буржуазной морали противостоит мораль пролетариата-класса, которому принадлежит будущее.

Высокооральные основы самой природы социализма позволяют эфективно формировать в нашем обществе нравственно здорового человека, гармонически сочетающего в себе духовные богадство, моральную чистоту и физическое совершенство. Советский человек соеденяет в себе идейную убежденность и огромную жизненную энергию, постоянное стреление к высотам знаний и культуры, чувство коллетевизма и товарищеской взаимопомощи. Советский человек горячо любит свою социалистическую Родину. Содержанием всей его жизни стал вдохновенный труд во имя коммунизма.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.