Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О.С.Анисимов. Социодинамика как нечто



О. С. Анисимов

Социодинамика как нечто

Фрагмент консультации О. С. Анисимова на лидерском модуле по ЛВАК[1]

 

< Социодинамика начинается с жизнедеятельности>. Жизнедеятельностному типу бытия присущ изоляционизм. Но в случае, когда найденный предмет уже принадлежит другому – для жизнедеятельности другого этот предмет значим и необходим, и этот другой уже прикрепился и готов данный предмет потреблять. В этом случае возникает переход, связанный с обнаружением другого, происходит смещение точки внимания на другого, как на препятствующий фактор в приобретении нужного предмета. Тогда к (2) возникает второй тип отношения (преобразовательный) – возникает попытка вразумить (2), чтобы он не держался за этот предмет.

Другой в свою очередь может поставить преграду этим попыткам изменить его, а также попыткам присвоения, принадлежащего ему предмета 

 В этом случае у (1) есть известный выбор:

- продолжать идти по первому или второму пути, но тогда не будет продолжения и не будет социодинамики

- заняться трансформацией содержания потребности, но тогда будет адаптация, но не будет социодинамики

- если фиксированное содержание потребности сохраняется и есть препятствие к приобретению предмета потребности, причем препятствующим фактором выступает (2), держащийся за данный предмет потребности, кроме того (2) сопротивляется усилиям (1) нейтрализовать сопротивление (2)

В этих условиях появляется новый тип поведения, в следствии безвыходности положения, принципиальная недостаточность прежних имеющихся вариантов поведения при сохранении неудовлетворенности потребности. тогда вхождение в согласовательный процесс выступает как качественно новое бытие, в котором должны быть качественно новые способности, в том числе и потребности в этом новом, знания об этом новом  Это новое нечто, а прежнее нечто стало морфологией для нового нечто

Новое состоит в том, что они оба из конфликта уходят в согласовательный процесс

В согласовательном процессе одним предлагается версия совместного существования двоих, где бы можно было бы удовлетворить потребности одного и другого. Но поскольку предлагаемый способ опирается на эгоцентризм, то возникает сопротивление этой версии. (2) предлагает свою версию на двоих. Я зык здесь используется в той мере развитости, в которой они могут эти версии ввести. Можно рассмотреть псевдогенез языка, и в зависимости от псевдогенеза рассматривать характер социодинамики.

Социодинамика зависима от языковых возможностей, как обслуживающих. И в то же время и сам язык зависит от развитости этих отношений внутри социодинамики. Тут взаимные отношения – первое и второе отрицания. Так мы говорили уже, что вовлекаемый фактор сначала обслуживает, а потом приходится и его обслуживать, что бы он обслуживал – первое и второе отрицания в обслуживающем процессе.

 Т. е. в начале версии выдвигаются в Е-варианте – самовыражение, другой сопротивляется, припятствие. После возникновения препятствий появляются поправки – возникает ЕИ-вариант. Выход на ЕИ-вариант – это учет препятствия другого для введения самокоррекции - а это трансформационное отношение к себе, а потому и свои потребности меняются, и в целом готовность надо изменить, потому что старая натура не может реализовать новый замысел.

Здесь возникает всеобщая фигура.

Когда нечто сталкивается с затруднением. И если затруднение нельзя преодолеть, если не использовать какой-то фактор. При этом сначала стихийно возникает некоторое обстоятельство или что-то еще в функции фактора, которое и привлекается. Однако при этом м. б. неудача, поскольку нет определенности, привязанности и зависимости от содержания исходного затруднения. Тогда нужно пройти путь придания определенности.  

При этом естественный вариант привлечения внешнего, помогает случайно и ничего не гарантирует. Если для нечто не надо какой-то гарантированности и достаточно хоть как-то получить результат, то тогда нечто остается тем же самым. Удалось что-то сделать, ну и пошли дальше.

Если же появляется не рыхлая, а определенная необходимость, и в связи с этой определенностью рыхлого внешнего фактора недостаточно, то тогда возникает призыв внешнего фактора, обладающего определенностью,

Однако здесь возникает препятствие, связанное с тем, что само нечто осталось неизменившимся, и не может пользоваться новым фактором. Тогда возникает необходимость трансформации нечто, например из круглого в квадратное, которое уже позволяет взять данное определенное внешнее для снятия исходного затруднение, которое уже рассматривается как неслучайное и воспроизводящееся.

Таким образом, появляется двойная трансформация: внешнее трансформируется для того, чтобы помочь внутреннему, но для того чтобы внешнее помогло, внутреннее должно трансформироваться с учетом природы внешнего, которое прошло трансформацию. Т. е. имеем взаимосогласованное трансформирование.

Вот это все и происходит в социодинамике. Пространство согласование и есть то место, где происходит данный переход круглого в квадратное – процедура оискуствления согласования, приводящее к успешности, гарантированности согласования за счет трансформации согласующихся.

Завершение согласовательного процесса – выход на единое представление о том как они будут в будущем согласованно существовать, потом возникает согласованное бытие, появляются рамки – требовательность к каждому в едином. Возникает предтеча кооперативных отношений.  

Здесь надо еще раз подчеркнуть, что согласовательное пространство, это еще и самокорректировочное место. Это место взаимозависимо. Стоит только одному из них перестать быть отчужденным от эгоцентризма или от самовыражения, как согласовательный процесс сразу же инвалидизируется и происходит возвращение опять в жизнедеятельность, только в усложненную.

Чтобы этого не произошло, необходимо равенство перед согласованием.  

В результате согласования человек начинает существовать двояко (за себя и за того парня) – прежний " сам" и новый " сам", появляется " требующее Я", которое он и реализует. Основанием этого является способность к разотождествлении с собою и уподоблении в разотождествленном другому - идентификация. Это базируется на механизмах уподобления если в жизнедеятельности человек уподоблялся вещам, то в социодинамике он уподобляется другому человеку – произошла качественная трансформация механизма уподобления (так актерское искусство – это всего лишь усложненный вариант этого же).

Одно из затруднений в продвижении своей версии общего бытия  м. б. связано с тем, что другой не согласен с образом себя в этом представлении. Тогда появляется необходимость скорректировать образ другого. Эта коррекция м. б. непосредственно, физикалистски. А м. б. сделана через идентификацию, и продвинуться в познании другого более глубоко, благодаря тому что, находясь в идентификации человек, временно находясь в своем инобытии, имеет другие потребности, мотивы, знания, поведение. Он должен идентифицироваться сначала жизнедеятельностно, потом и с трансформациями, которые возможны, чтобы другой смог его принять.

Прямые предложения совместного будущего бытия в Е-варианте никак не проходят, в ЕИ – вероятность увеличивается. При этом в ЕИ-варианте проходят сначала коррекции непосредственного типа, а потом уже через идентификацию, последнее более надежно. На уровне развернутости идентификации появляются более точные коррекции своих притязаний, и предлагание его притязаний, которые совместимы со своими притязаниями, которые в свою очередь для него приемлемы, поскольку он знает мои притязания. такие вот обратные переходы позволяют осуществить более точные согласования. Все это предполагает развитость механизмов сознания и самосознания. Сознание возникает за счет использования языка, а самосознание возникает за счет использования языка в идентификации, когда механизмы сознания обращены на себя и на другого, исходя из внутренних оснований к тому чтобы что-либо мыслить и предлагать какую-либо версию. Т. е. основанием самосознания выступает не содержание знаний, а отношения и отношенческое. Тогда как знания прикрепляют к себе сознание. Это различие создает предпосылку развития пятой и четвертой доски. Где четвертая доска связана с сознанием через мышление, а пятая – с самосознанием, также через мышление и особый тип отношения.

ИЕ-вариант согласования – это согласование при наличии арбитража, через который появляется критериальная база согласования, которая ведет к переходу от социодинамического бытия к социокультурному.

После завершения согласования, согласованное отчуждается от согласующихся, становится требующим, а не порождаемым.. И в связи с требуемым появляется отношение (1) и (2) к тому как они войдут в это пространство будущего взаимодействия. Они могут туда войти только лишь поняв, приняв и подчинившись тому, что согласовали.

В этом и состоит качественный переход, связанный с вхождением в совместное бытие в рамках договоренности.

В связи с вхождением в реализацию договоренности повторяется та же фигура, что и для нечто, которое привлекает другое и взаимосогласуется с ним. Здесь уже адаптируемым и адаптирующим выступают кто-либо и норма.

Входя в реализацию (1) и (2) сохраняют следы жизнедеятельностного бытия и поэтому в любой момент могут прекратить согласованное бытие. Эта возможность характерна для социодинамического бытия. Но с другой стороны, для социодинамического бытия также характерно создание договоренности и попытки ее соблюдения. Этакое мерцающее бытие, и стабильного здесь ничего не может быть. Это стадия совмещаемого бытия в ЕИ-форме.

При этом никто за другого не соблюдает договоренности, только за себя. В этом состоит принцип неотчуждаемости социодинамического бытия. Этим оно принципиально отличается от социокультурного бытия, где в связи с внесением нового качественного фактора, они могут отчуждаться от соблюдения договоренности и делать замены. Т. е. неотчужденность состоит в том, что (1) и (2) должны сами проделать весь цикл социодинамического бытия.

Итак, в социодинамическом бытие возникает:

- требовательность, как надиндивидуальность

- эта требовательность находится в ЕИ-существовании, это норма не категорического типа, хотя и норма, как предварительное существование требования и нормативности.

Здесь появляется новый человек, отличный от человека жизнедеятельности, с отличными механизмами.

Как нечто, социодинамическое бытие трехсоставное: (поводом выступает конфликт) согласование, идентификация и согласованное бытие. Далее надо рассмотреть пребывание в социодинамическом бытии человека, он проходит свою траекторию в этих трех частях, как морфология.

Все формы социальности отсюда появляются.

Таким образом, социальное появляется через конфликт, если нет конфликтов, то не будет и социального. Социальные нормы появляются через конфликт. Для каждой нормы нужно помнить, какой конфликт она обслуживала.  


[1] Подготовлено для публикации: транскрипция, техническая редактура Н. Соловьевым по видео-материалам модуля от 11. 05. 06  21: 16-22: 15

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.