Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы для самопроверки



 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ «ТАКТИКА ПРОИЗВОДСТВА ДОПРОСА»: лекции и практические занятия

Преподаватель: Князьков Алексей Степанович

Обучающиеся: студенты дневного отделения ЮИ ТГУ (подгруппы 06605а и 06601б)

Время выполнения учебного задания:

1) Лекционный материал в дистанционной форме предлагается к изучению в соответствии с расписанием проведения лекционных занятий 19 марта 2020 года и 20 марта 2020 года (См.: Князьков А. С. Тактика допроса подозреваемых и обвиняемых. Тактика допроса несовершеннолетних. Тактика очной ставки //  Князьков А. С. Криминалистика: курс лекций /под. ред. проф. Н. Т. Ведерникова. Томск, 2008. С.  576-685.

2) Материалы для дистанционного проведения практических занятий предлагаются в соответствии с расписанием практических занятий: 06605а группа – 26. 03. 2020 г.; 02. 04. 2020г; 06601б группа – 27. 03. 2020 г.; 03. 04. 2020г.

 

Вопросы к изучению:

1. Понятие и сущность допроса. Тактико-криминалистическое сходство и отличие допроса и других следственных действий

2. Закономерности восприятия, удержания воспринятого в памяти и его воспроизведения как психологические основы допроса

3.  Виды допроса. Виды вопросов, используемых при допросе

4. Криминалистические цели и криминалистические задачи допроса

5. Подготовка к допросу. Планирование допроса как элемент подготовки к данному следственному действию

1.  Стадии непосредственного производства допроса

2. Следственные ситуации как предпосылка выбора тактических приемов допроса

3. Информация о преступлении и лице, причастном к совершению преступления, как элементы общей следственной ситуации

4. Тактические возможности изучения личности преступника в ходе производства допроса

5. Элементы частной следственной ситуации и их роль в тактике допроса

6.  Тактические приемы установления и поддержания психологического контакта при допросе

7.  Тактико-криминалистическое значение стадий допроса в досудебном производстве

8.  Этические основы допроса

9. Тактические приемы оказания помощи в припоминании отдельных обстоятельств

10.  Тактические приемы предотвращения и выявления лжи

11.  Тактические приемы изобличения допрашиваемого во лжи и склонения его к даче правдивых показаний

12. Криминалистический анализ показаний и признаки лжи

13.  Тактические приемы проверки алиби, оговора и самооговора

14. Тактические возможности допроса подозреваемого

15.  Особенности личности несовершеннолетнего и их учет при подготовке и производстве допроса указанного лица

16. Особенности тактики допроса несовершеннолетних лиц в зависимости от возрастных групп. Учет фактора присутствия законного представителя, педагога и психолога при допросе несовершеннолетних лиц

17. Тактика допроса с использованием перевода

18.  Тактические положения допроса на очной ставке. Структура протокола допроса на очной ставке

19. Криминалистические предпосылки и условия включения допроса в тактико-криминалистические комбинации и операции

20. Тактические положения производства допроса в судебном следствии

21. Тактические положения применения звукозаписи и видеозаписи при допросе.

 

1. Рассмотрение вопросов данной темы следует начать с анализа определений допроса как одного из следственных действий. Давая оценку различным его определениям, необходимо раскрыть особенности допроса как поисково-познавательного процесса, указав качественное содержание этого процесса.

2. Для уточнения поисково-познавательных возможностей допроса следует обратить внимание на своеобразия «следовой картины», существующей в виде идеального образа, отметить как отрицательные, так и положительные аспекты такого характера названной «следовой картины».

3. При характеристике сущности допроса следует исходить из криминалистической деятельности следователя, включающей: криминалистические цели, не совпадающие с уголовно-процессуальными целями рассматриваемого следственного действия; криминалистические задачи, получающие свое отражение в протоколе допроса; тактико-криминалистические средства, применяемые в ходе подготовки к допросу, в процессе его непосредственного производства (собственно исследовательская часть «следовой картины», а также при фиксации полученных сведений; объект тактического воздействия как часть следственной ситуации, имеющей конкретное информационное содержание; способы уголовно-процессуального изложения полученных в ходе допроса сведений и криминалистические рекомендации по структурированию полученной информации, одновременного, по возможности, планирования дальнейшего её использования в рамках иных следственных действий, а также тактической комбинации и тактической операции.

3. Требуется уяснитьь, в чем состоят первоначальный и неотложный характер допроса при расследовании различных видов преступлений (корыстных, насильственных, корыстно-насильственных, с использованием информационных технологий.

3. Необходимо путем показа общих и различающихся тактических приемов охарактеризовать специфическую связь между допросом и следственным экспериментом, допросом и проверкой показаний на месте, допросом и опознанием, допросом и осмотром места происшествия.

4. Для понимания сущности допроса рекомендуется рассмотреть имеющиеся в криминалистической литературе классификации допроса. Как и при любой классификации, здесь также необходимо указывать классифицирующие признаки, на основе которых осуществляется деление класса явления, называемого допросом.  Например: «В зависимости от тактического плана следователя, допросы могут быть подразделены на отдельные допросы, допросы, включенные в тактическую комбинацию и допросы, включенный в тактическую операцию».

5. При характеристике цели (целей) допроса нужно учитывать содержательной отличие уголовно-процессуальной цели и криминалистических целей этого следственного действия. Уголовно-процессуальная цель данного следственного действия состоит в получении показаний, безотносительно их структурирования. Криминалистические цели допроса (как и криминалистические цели любого иного следственного действия) состоят в получении криминалистически значимой (доказательственной и ориентирующей) информации, позволяющей анализировать проявления причинно-следственных и иных связей между способом совершения преступления и личностью преступника, между способом совершения преступления и обстановкой совершения преступления, между личностью преступника и личностью потерпевшего и т. д. Наряду с криминалистическими целями следственного действия-допроса, характеризующими в наибольшей мере сущность поисково-познавательной деятельности следователя, необходимо назвать криминалистические задачи и раскрыть их содержание.

6. Для криминалистической подготовки специалиста-юриста крайне важным является вопрос о психологических основах допроса. Готовясь к его изложению, нужно помнить, что психологические положения тактики производства допроса не ограничиваются положениями о тактических приемах установления следователем психологического контакта с доращиваемым лицом. Прежде всего, необходимо знать объективные и субъективные факторы, влияющие на психику человека в момент восприятия явления. Называя и характеризуя объективные факторы восприятия, следует говорить об условиях восприятия, а перечисляя и раскрывая содержание субъективных факторов – о психологических свойствах, состояниях и типах восприятия.

7. Далее надлежит охарактеризовать факторы, влияющие на запоминание (удержание в памяти) полученных сведений, необходимых для расследования.

8.  В завершении необходимо рассмотреть психологические механизмы вербализации образа восприятия в ходе допроса, а также психологические механизмы иных способов объективизации воспринятого.

9. Нужно также дать оценку иным препятствиям к получению полных и достоверных показаний, связанным с особенностью личности допрашиваемого, которые носят как объективный, так и субъективный характер.

10. Логическим завершением рассмотрения вопроса о важности учета закономерностей психологического процесса восприятия, запоминания и воспроизведения информации является вопрос о том, в чем находит свое практическое применение знание названных выше закономерностей при подготовке, производстве допроса, фиксации его хода и результатов, а также при анализе результатов допроса после его завершения.

11. Рассматривая вопрос о подготовке к допросу, прежде всего следует сказать, из каких частей она складывается, а затем охарактеризовать их.

12.  Важно знать источники изучения личности субъекта, в отношение которого планируется допрос (с учетом его процессуального положения), а также личностные характеристики, которые необходимо установить в том или ином случае.

13.  Следует разобраться в способах получения готовящимся к допросу следователем специальных знаний, которые определяются предметом допроса; в частности, крайне важным является вопрос о форме использования знаний специалиста для достижения криминалистических целей и решения криминалистических задач допроса.

14.  Характеризуя тактический план допроса, нужно указать, какие аспекты следственной ситуации учитываются при этом следователем, перечислить важнейшие пункты плана, позволяющие считать составленный план оптимальным.

15.  Затем необходимо рассмотреть понятие «план вопросов, которые могут быть предложены допрашиваемому», и дать качественное его отличие от тактического плана допроса. Необходимо уяснить виды вопросов, используемых следователем при производстве допроса. Здесь же целесообразно коснуться темы наводящих и улавливающих вопросов, вкратце охарактеризовав суть каждого.

16.  Прежде чем раскрывать содержание вопроса о тактических приемах допроса свидетелей и потерпевших, требуется назвать обстоятельства, позволяющие говорить о преимущественно общих тактических приемах, применяемых при допросах указанных лиц. Одновременно следует указать на причины, обусловливающие некоторые различия в тактических подходах к допросу такой процессуальной фигуры, как потерпевший.

17.  В рамках этого вопроса надлежит перечислить стадии допроса, охарактеризовав затем, по мере рассмотрения тактических положений, поисково-познавательное назначения каждой из них.

18.  Далее необходимо перечислить действия следователя на первой стадии допроса, чаще всего называемой вступительной стадией, сделав акцент на анализе применяемых здесь тактических приемов. Характеризуя тактическую ценность вступительной стадии допроса, следует, наряду с тактической задачей установления психологического контакта с допрашиваемым, характеризовать содержание тактической задачи, заключающейся в изучении личности допрашиваемого (продолжении изучения личности допрашиваемого).

19. Следует помнить, что такая тактическая задача, как изучение личности допрашиваемого лица, решается на всех стадиях допроса.

20.  Нужно знать разные определения психологического контакта, которые (определения) соответствуют различным ситуациям расследования в целом и тактической ситуации рассматриваемого следственного действия – в отдельности.

23. Отвечая на вопрос о свободном изложении допрашиваемым информации, целесообразно показать, в чем проявляется ценность данного тактического приема, а также виды свободного рассказа, определяемые относительно какого-либо явления, обстоятельства, места действия, а также лица.

Для лучшего понимания сути свободного рассказа как стадии допроса, необходимо знать тактические рекомендации относительно действий, которые не должен совершать следователь, производящий допрос, в этой части допроса.

24. Переходя к анализу содержания третьей стадии допроса, чаще всего называемой стадией ответа на вопросы, следует назвать применяемые здесь группы тактических приемов, охарактеризовав каждый из тактических приемов, входящих в ту или иную группу.

25. При подготовке вопроса о тактическом значении стадий допроса нужно помнить, что в криминалистической литературе называются и иные стадии допроса. По этой причине следует сопоставить название и содержание традиционно выделяемых стадий допроса с наименованием и содержанием иных стадий, которые выделяют отдельные авторы.

26. Целесообразно тактические приемы, направленные на выявление лжи либо ее предотвращение, рассмотреть в рамках теории допроса свидетеля и потерпевшего, в то время как тактические приемы преодоления лжи и склонения к правдивым показаниям – при освещении вопросов о тактике допроса подозреваемого и обвиняемого. В этой связи следует, прежде всего, сказать о возможных причинах лжи свидетеля и потерпевшего.

27. Далее надлежит перечислить признаки поведения и реакции допрашиваемого, позволяющие считать его показания ложными. После чего следует назвать тактические приемы, предназначенные для выявления лжи либо ее предотвращения.

28. Общеизвестным тактическим приемом в кругу названных выше является использование при допросе показаний других лиц. В этой связи большое значение имеет тактический вопрос об очередности допроса нескольких лиц и о факторах, обусловливающих первоочередность допроса тех или иных лиц. Следует также коснуться допроса об обстоятельствах, обязывающих следователя допросить конкретное лицо последним.

29. Следует также показать особенности тактики допроса потерпевших, исходя, прежде всего, из особенностей формирования показаний данных участников уголовного процесса.

30. Приступая к рассмотрению вопроса о тактике допроса подозреваемого и обвиняемого, необходимо, прежде всего, раскрыть содержание понятия «конфликтная ситуация допроса», а затем назвать виды конфликтов, возможные причины лжи со стороны подозреваемого и обвиняемого либо возможные причины отказа от дачи показаний допрашиваемым лицом.

31. Тактические приемы преодоления лжи и склонения к правдивым показаниям имеют весьма важное значение не только при допросах подозреваемых и обвиняемых. В силу этого обстоятельства крайне важно знание этих приемов, а также умение планировать последовательность их применения.

32. Нельзя не выделить в качестве отдельного вопрос об использовании фактора внезапности при допросе. Здесь важно знать, при каких условиях опровержение допрашиваемым внезапного вопроса не отразиться на установленном психологическом контакте, на доверии к следователю, укреплении уверенности лица в том, что у следствия нет доказательств его причастности к преступлению.

33. Не менее тщательного рассмотрения заслуживает вопрос о тактических приемах разоблачения оговора, самооговора, а также ложного алиби. При его освещении, кроме характеристики названных приемов, нужно акцентировать внимание на признаках оговора, самооговора и ложного алиби, а также на обстоятельствах, которые должны находить отражение в протоколе допроса при опровержении алиби и самооговора (оговора).

34. Изложение по теме будет неполным без рассмотрения вопроса об особенностях тактики допроса подозреваемого. В этой связи следует сказать, чем вызвана, с позиции существующей следственной ситуации, некоторая специфика допроса данной процессуальной фигуры, после чего назвать тактические приемы допроса подозреваемого. Необходимо показать как тактические преимущества допроса данного лица, особенно застигнутого при совершении преступления или непосредственного после его совершения, так и возможный тактический риск, существующий при его допросе.

35. Важным теоретическим и практическим вопросом является вопрос о нравственных основах допроса. При его освещении следует указать конкретные тактические приемы, вызывающие в криминалистической литературе полярные суждения об их нравственной дозволенности, после чего высказать свою точку зрения, используя, прежде всего, полученные ранее знания о критериях разграничения правомерного и неправомерного психического воздействия.

36. В задачу изучения рассматриваемого следственного действия входит анализ особенностей тактики допроса несовершеннолетних. В этой связи необходимо сказать, чем обусловлены такие особенности, безотносительно к процессуальному положению подростка. Кроме называния общих тактических положений производства допроса несовершеннолетнего, необходимо знать психолого-педагогические характеристики ребенка, отнесенного к той или иной возрастной группе. Затем, на их основе, следует назвать тактические положения допроса, позволяющие преодолеть трудности его развития.

37. Далее следует назвать специфические требования, учитываемые при подготовке к допросу несовершеннолетнего.

38. Рассмотрение вопроса надлежит завершить анализом вопроса о возможности исключить их допроса ребенка стадию свободного рассказа.

39. Обращаясь к отдельным положениям тактики допроса на очной ставке, необходимо, прежде всего, сказать о криминалистических целях и задачах такого допроса, а также об обстоятельствах, определяющих выбор тактических приемов в процессе её производства.

40. Важное место здесь должны занять рассуждения о тактике очной ставки обвиняемого и потерпевшего (свидетеля), обвиняемых лиц друг с другом. Готовясь к ответу на данный вопрос, следует знать тактические приемы, используемые следователем для психологической поддержки лица, желающего изобличить преступника на очной ставке, а также психологические уловки, к которым нередко прибегают обвиняемые.

41. Необходимо рассмотреть тактические рекомендации, касающиеся недопущения в процессе очной ставки сговора лиц, участвующих в ней, прежде всего, подозреваемых и обвиняемых.

42. Целесообразно рассмотреть сущность и тактические возможности проведения очной ставки опосредовано, путем использования теле-, видеосвязи, без непосредственного контакта таких допрашиваемых друг с другом. Здесь же нужно проанализировать вопрос об участии в производстве опосредованной очной ставки нескольких следователей и их тактических ролях.

43. Вопрос о тактике использования звукозаписи и видеозаписи при допросе следует рассмотреть в контексте положений, во-первых, о фиксации хода и результатов данного следственного действия, во-вторых, о тактическом воздействии названных средств на допрашиваемых лиц. В связи с этим важно знать тактические задачи расследования, достигаемые путем применения звукозаписи и особенно – видеозаписи при производстве допроса.

44. Существенно возрастает ценность применения аудио- и видеозаписи, используемых в ходе производства очной ставки. При раскрытии данного тезиса следует назвать случаи, при которых видеозапись очной ставки крайне необходима, поскольку продиктована особой следственной ситуацией, которую нужно охарактеризовать.

45. Последним вопросом рассматриваемой темы является вопрос о протоколе допроса как обязательной форме фиксации хода и результатов данного следственного действия. Необходимо знать уголовно-процессуальные и криминалистические правила заполнения названного процессуального документа; кроме того, следует затронуть вопрос о структуре протокола очной ставки, преимуществах разных способов структурирования протокола очной ставки.

 

Тестовые задания:

«Тактика допроса на стадии предварительного расследования»

 

Примечание: в отдельных тестах могут быть правильными один, два или три ответа

 

1. По ситуации допроса различают:

а) допрос одного лица

б) очная ставка

в) бесконфликтный допрос

2. Допрос на месте является:

а) разновидностью допроса

б) тактическим приемом проверки показаний на месте

в) тактическим приемом обыска

3. Тактико-криминалистическими задачами допроса являются:

а) проверка достоверности имеющихся в деле доказательств

б) установление дополнительных источников доказательств

в) установление психологического контакта с допрашиваемым лицом

4. Подготовка к производству допроса включает:

а) установление психологического контакта с допрашиваемым лицом

б) приобретение следователем специальных знаний

в) проведение «разведывательной» беседы с лицом, вызванным на допрос 

1. Формами свободного рассказа при допросе являются:

а) хронологический рассказ

б) изложение сведений по отдельным периодам события

в) изложение сведений в иной логической последовательности, чем было изложено ранее

2. С тактико-криминалистической точки зрения допрос может быть разделен на следующие стадии:

а) стадию сбора сведений о допрашиваемом лице

б) вступительную стадию

в) стадию ответов на вопросы

3. К числу тактических приемов, направленных на предотвращение и выявление лжи, относятся:

а) выяснение условий восприятия определенных событий

б) предложение допрашиваемому лицу обосновать высказанные им оценочные суждения конкретными фактами

в) предоставление допрашиваемому лицу возможности до конца изложить ложные показания

8. Признаками лжи допрашиваемого лица являются:

а) схематизм изложения сведений

б) излишняя конкретизация второстепенных сведений

в) ссылка на забывание отдельных обстоятельств

6. К числу тактических приемов изобличения лица во лжи и склонения его к даче правдивых показаний относятся:

а) попытка вызвать проговорку у допрашиваемого лица о скрываемых им обстоятельствах

б) описание допрашиваемому лицу картины преступления

в) предложение допрашиваемому лицу назвать источник сообщаемых им сведений

10. Этически недопустимыми являются следующие тактико-криминалистические приемы:

а) создание преувеличенного представления субъекта предварительного расследования о собственной осведомленности

б) сообщение допрашиваемому лицу несуществующих в уголовном деле сведений

в) использование замешательства допрашиваемого лица с целью вызвать его проговорку.

Фабула ситуационного задания:

 

18 марта 2020 г. в дежурную часть Советского РОВД г. Томска по телефону обратилась гражданка Ветрова Светлана Игнатьевна и сообщила, что при посещении своей квартиры по адресу ул. Сибирская, 11. кв. 122, сдаваемой внаем, она обнаружила труп квартирантки Пикаловой Анастасии Геннадьевны с признаками огнестрельного ранения.

Время поступления сообщения: 08 часов 30 минут.

В ходе предварительного ознакомления с местом происшествия установлена общая картина происшествия:

По указанному адресу находится двухкомнатная квартира, расположенная в первом подъезде шестиэтажного дома на втором этаже. Квартира снабжена металлической дверью, закрывающейся на замок и засов изнутри. В момент прихода Ветровой С. И. дверь была открыта. В коридоре общей длиной 6 м. 50 см. вдоль стены расположены два шкафа для одежды, между которыми располагается трюмо. Из коридора направо имеются зал и спальная комната; в конце коридора прямо напротив входной двери в квартиру располагается санузел, налево от него – кухня. В спальной комнате вдоль стены, вправо от её двери, стоит тахта, застеленная пледом желто- коричневого цвета с крупными оранжевыми цветами. Над тахтой висит картина в раме размером 80x120 см., на котором изображена девушка с кувшином. В правом нижнем углу картины виднеется отверстие диаметром 0, 8 - 0, 9 см.

У стены напротив двери спальни находится пианино «Кузбасс» из черного полированного дерева, рядом располагается письменный стол темно- коричневого цвета с выдвинутыми ящиками в левой его части.

На письменном столе находится тетрадь с вырванным листом, рядом лежит авторучка с пастой зеленого цвета и конспекты лекций.

В центре указанного стола находится бутылка с этикеткой «Российское шампанское» с остатками жидкости в ней, два бокала, нарезанные куски сыра и открытая плитка шоколада. На полу спальни на ковре желтого цвета лежит животом вниз труп молодой девушки. Верхняя одежда трупа состоит из голубой майки, черных шорт, застегивающихся спереди на «молнию». Одежда трупа сверху – без видимых повреждений.

Сзади одежда трупа чистая, сбоку виднеются пятна коричневого цвета.

На ковре, рядом с трупом, находится пистолет ПМ-9 (пистолет Макарова, 9 мм).

В комнате, служащей залом, справа от её двери находится стенка цвета грецкого ореха. Напротив стенки располагается диван темно-коричневого цвета, на котором в нескольких местах виднеются волосы.

У окна, расположенного напротив двери зала, находится письменный стол, на котором имеется дамская сумочка, рядом лежит студенческий билет и зачетная книжка. На левой части стола имеется ноутбук, перед которым находится тетрадный лист со словами: «Я ухожу, все что должна – прощаю».

На кухне на столе виднеются остатки пищи и грязная посуда в раковине.

В туалетной комнате имеются мыло, нижнее белье, остатки стирального порошка, туалетные принадлежности.

Смоделируйте осмотр места происшествия, изложенного в фабуле задания, используя имеющиеся у вас знания по тактике осмотра места происшествия, перечислив обнаруженные следы и изъятые объекты.

На основании анализа следственной ситуации, возникшей после производства осмотра места происшествия, и с учетом получения сведений о том, что накануне смерти Пикаловой Анастасии Геннадьевны у нее в гостях была её подруга Артемьева Лариса Прокопьевна, которая покинула квартиру 17 марта 2020 года около девяти часов вечера, а 18 марта 2020 года, до прихода Пикаловой Анастасии Геннадьевны в свою квартиру, в 07 час. 45 минут проживающий в соседней квартире первоклассник Матвеев Кирилл видел стоящих на лестничной клетке двух парней, подготовьте учебный план допроса Ветровой Светланы Игнатьевны, Артемьевой Ларисы Прокопьевны и Матвеева Кирилла, а затем изложите учебные результаты в протоколах следственного действия, учитывая требования ст. ст. 166, 187, 189, 190, 425 УПК РФ.  

Результаты выполнения данного задания отображаются в учебных протоколах осмотра места происшествия и допросов, названных в методических рекомендациях, и предоставляются до 30 марта 2020 на электронную почту кафедры криминалистики, а также преподавателю при проведении промежуточной аттестации, дата которой будет определена деканатом Юридического института.

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоит криминалистическая сущность допроса?

2. Какими обстоятельствами определяется актуальность допроса в теории и практике?

3. Что понимается под психологическими основами допроса?

4. Какие объективные факторы оказывают влияние на процесс восприятия и в чем состоит значение этих факторов при допросе?

5. Какие субъективные факторы оказывают влияние на процесс восприятия и в чем состоит значение этих факторов при допросе?

6. Каковы закономерности удержания воспринятого в памяти и какие факторы влияют на процесс забывания?

7. Каковы субъективные и объективные факторы, влияющие на продуктивность воспроизведения образа представления?

8. В чем получает выражение структура подготовки к допросу и каково содержание каждого из образующих ее элементов?

9. Какие стадии допроса выделяются в криминалистике и каково тактическое значение каждой из стадий данного следственного действия?

10. Какие подходы относительно понимания этических начал применения тактических приемов допроса существуют в криминалистике?

11. Какие тактические приемы оказания помощи в припоминании забытого Вы знаете?

12. Какие тактические приемы выявления лжи, склонения к правдивым показаниям Вам известны?

13. В чем состоит задача криминалистического анализа показаний допрашиваемого и каковы признаки лжи, проявляющиеся в таких показаниях?

14. В чем проявляется особенность допроса подозреваемого и каковы тактические возможности такого допроса?

15. Какие способы фиксации допроса Вам известны и в чем состоят правила применения каждого из них?

 

1. Каковы теоретические основы допроса несовершеннолетних?

2. Какие возрастные группы выделяются в педагогике и психологии, в чем состоит значение такой классификации для допроса несовершеннолетних?

3. Какие криминалистические цели и задачи допроса несовершеннолетних Вы можете назвать?

4. В чем состоят частные криминалистические задачи допроса несовершеннолетних?

5. В чем получают свое выражение особенности подготовки к производству допроса несовершеннолетних?

6. Каковы особенности личности несовершеннолетних, учитываемые в ходе производства допроса и при анализе его результатов?

7. Какие криминалистические приемы имеют особое значение при производстве допроса несовершеннолетних?

8. Каковы тактические приемы оказания помощи несовершеннолетнему в припоминании забытого?

9. Какие психологические приемы выявления лжи и склонения несовершеннолетнего к даче правдивых показаний Вам известны?

10. Какие тактические приемы изобличения несовершеннолетнего во лжи и склонения его к правдивым показаниям требуют особо взвешенного решения об их применении?

11. Каковы особенности оценки следователем выявленных признаков лжи при допросе несовершеннолетних как средства воздействия на допрашиваемого?

12. Каковы тактические приемы допроса несовершеннолетнего при исследовании его алиби?

13. Каковы тактические приемы допроса несовершеннолетнего с целью проверки предположения о самооговоре?

14. Каковы правила привлечения педагога и психолога к участию в допросе несовершеннолетнего?

15. Какие способы фиксации хода и результатов допроса несовершеннолетнего Вам известны?

 

1. Какие подходы к определению криминалистической природы очной ставки известны Вам и в чем их содержание?

2. Что понимается под криминалистической целью очной ставки и каковы криминалистические цели данного следственного действия?

3. Каковы общие криминалистические задачи очной ставки?

4. Каковы частные криминалистические задачи очной ставки?

5. В чем состоят психологические особенности очной ставки?

6. Каковы криминалистические предпосылки очной ставки?

7. В чем находят свое выражение тактические особенности подготовки очной ставки?

8. Какие требования к задаваемым следователем вопросам на очной ставке Вы знаете?

9. Какие факторы учитываются при определении очередности задавания вопроса допрашиваемым на очной ставке?

10. От каких обстоятельств зависит результативность воздействия на того или иного допрашиваемого на очной ставке?

11. Какие тактические приемы производства очной ставки Вам известны?

12. Каковы особенности производства очной ставки, проводимой с целью устранения добросовестного заблуждения?

13. Каковы криминалистически значимые предпосылки проведения очной ставки в рамках тактической комбинации или тактической операции?

14. Каковы тактические предпосылки и условия применения видеозаписи при производстве очной ставки?

15. Каковы структура и содержание протокола очной ставки?

 

 

Дистанционный контакт с преподавателем осуществляется в часы консультаций (вторник, с 12. 00 час. до 15. 00 час. ) в двух формах:

1) посредством сотовой связи (телефон 89039532000);

2) посредством электронной почты (ask011050@yandex. ru)

3) посредством электронной почты кафедры криминалистики (tsu – crime@mail. ru

Вопросы к преподавателю должны быть краткими, по существу задания и касаться лишь тех положений, на которые нет ответов в лекционном материале и в методических указаниях к изучению настоящей темы. При обращении посредством электронной почты необходимо соблюдать правила литературного русского языка, а также устоявшуюся криминалистическую терминологию.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.