Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАДАНИЕ.  Биологические ритмы



 

Дата 11. 10. 2021г.                                                    группа №1

Кружок: Этот удивительный мир растений

Руководитель: Грошевая А. И.

Тема: Растения зимой. Знакомство с зимними растениями. (1 час)

Практика. Изготовление зимних композиций. Просмотр видеофильмов о растениях зимой. (2 часа).

Цель - осознание значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

 

Задачи:

Ход занятия:

1. Теоретический материал.

2. Видео занятие

4. Обратная связь

5. Итог

 

ЗАДАНИЕ

Теоретический материал:

 ПРИРОДНЫЕ АНТИФРИЗЫ

Растениям, которые зимой укрыты снегом, под его теплой шубой - не так уж холодно. Но как противостоят морозам деревья и кустарники, обнаженные ветви которых насквозь пронизывает холод? Почему не гибнут их почки и побеги?

Устойчивость растений к низким температурам создается главным образом благодаря внутренним изменениям в клетках, и прежде всего изменениям их химического состава.

Роль антифриза - вещества, которое снижает температуру замерзания растворов, находящиеся в клеточных вакуолях, играют сахара: они накапливаются в клеточном соке во время подготовки растения к зиме. Важную защитную функцию выполняют сахара и в цитоплазме: они предохраняют ее белки от коагуляции (свертывания) при понижении температуры. Чем больше Сахаров накопили растения в своих клетках, тем лучше они подготовлены к действию низких температур. Хорошо известно, что если у плодовых деревьев, например яблонь, плодоношение летом было особенно обильным, то зимой они оказываются менее морозоустойчивыми. В этом случае питательные вещества расходуются в основном на формирование плодов, а про запас Сахаров откладывается мало. Неудивительно, что такие деревья легче вымерзают.

Плохо переносят морозы и те растения, которые осенью интенсивно росли - например, вследствие длительной теплой погоды или в результате обильной подкормки азотом. Причина здесь та же: растения плохо подготовлены к зиме, их питательные вещества использовались на рост вегетативных органов (стеблей, листьев), а не откладывались в виде запасных углеводов.

Падает морозостойкость растений и весной, когда сахара начинают использоваться в процессах жизнедеятельности, превращаться в другие соединения. Поэтому так опасны для растений весенние заморозки, хотя температура при этом далеко не достигает уровня зимних морозов, которые растения прекрасно перенесли.

Но устойчивость растений к морозам объясняется не только накоплением Сахаров в их тканях. Как показали исследования известного нашего физиолога растений, члена-корреспондента АН СССР И. И. Туманова и его учеников, формирование морозоустойчивости - сложный, ступенчатый процесс. Закаливание озимых злаков и плодовых деревьев начинается в осенние солнечные дни, когда еще довольно интенсивно идет фотосинтез, а процессы дыхания уже ослаблены. Благодаря этому в тканях и накапливаются сахара и другие защитные вещества, клетки становятся беднее водой.

После этого цитоплазма готова к прохождению второй фазы закаливания, которая. проходит при регулярно повторяющихся слабых морозах (от -2 до -5°С). В это время изменяется ультраструктура цитоплазмы, перестраивается ферментный аппарат клеток, в результате чего они приобретают способность переносить значительное понижение температуры. Теперь растению холода не страшны

Источник: http: //www. nts-lib. ru/Online/rast/rsz. html

 Биологические ритмы

Для жизни животных и растений наиболее важное значе­ние имеют температура, влажность, световой режим, давление, электромагнитное поле, приливы и отливы. Основной особен­ностью этих факторов является сезонная и суточная изменчи­вость, возникающая в результате вращения Земли вокруг своей оси и Солнца, а также вращения Луны относительно Земли. Закономерно изменяются эти факторы и в связи с географиче­ской зональностью.

У растений и животных в результате длительного естест­венного отбора развились определенные анатомо-морфологические, физиологические, биохимические и другие специфиче­ские признаки и свойства, позволившие им приспособиться к той или иной среде. У каждого вида выработался характерный для него годичный цикл с определенной последовательностью и длительностью периодов интенсивного роста и развития, размножения, подготовки к зиме и зимовки.

 

· Зимние растения:

·  Камелия (Camellia Japonica). ...

· Японский клен (Acer palmatum). ...

· Подснежники (Galanthus nivalis). ...

· Ягодные кустарники...

· Падуб или остролист (Ilex, Holly)...

· Пираканта или огненный шип (Pyracantha). ...

· Боярышник. ...

· Сирень индийская – (Lagerstroemia indica)

Вопросы и задания

Что называется биологическими ритмами? Назовите ос­новные причины возникновения биологических ритмов.

Какое значение для жизнедеятельности организмов имеют биологические часы?

Что изучает фенология?

Приведите примеры проявления действия биологиче­ских часов

Дополнительная информация: видео https: //www. youtube. com/watch? v=BcOJURu5w5g

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.