Урок русского языка на тему: «Условное наклонение глагола»
Урок русского языка на тему: «Условное наклонение глагола»
Дидактическая цель: познакомить со способом образования условного наклонения глаголов; развивать речь, память, аналитические способности, внимание; воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей.
Тип урока: урок открытия нового знания
Задачи: научить правильно, определять у глаголов форму условного наклонения.
Методы обучения: аналитический, поисковый.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, самостоятельная.
Средства обучения: интерактивная доска, учебник.
Ход урока
Этап
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Универсальные действия
| I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1) Чистописание
2) Словарная работа
| Включение в деловой ритм.
- Догадайтесь, какую букву будем сегодня писать.
- Что стоит посредине Киева?
- Дайте характеристику звуку,
обозначенному буквой «е» в
слове «Киев».
- Запишите в тетрадь, соблюдая
закономерность:
Спишите в тетрадь, определите
время, число, наклонение
глаголов.
Словарный диктант:
деревня, аллея, заяц, комната, квартира, пальто, спасибо, хоккей, хороший, революция, огород, медведь, салют, дорога, ягода.
| Подготовка класса к работе
- Буква «е».
- Гласный, безударный.
Работают самостоятельно в тетрадях.
Два человека работают у доски. Остальные самостоятельно в своих тетрадях. После окончания работы класс проводит проверку. Выставляются оценки отвечающим.
| Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
| III. Постановка учебной задачи
| Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию
На каждой парте лежит текст с отрывком стихотворения Э. Успенского.
- Прочитайте:
Если был бы я девчонкой –
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашку постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы комнаты подмел,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам почистил бы картошки…
Э. Успенский
- Найдите в отрывке глаголы. Подчеркните их.
- Как вы думаете: выполнил ли герой все эти действия, или только думал о них, как о возможных или желательных?
- Попробуйте определить наклонение данных глаголов.
- Что помогло вам ответить на этот вопрос? Что вы заметили в этом отрывке?
- О том как образуется форма условного наклонения вы узнаете прочитав «Тайну русского языка» на с. 16 – 17.
- Выполните упр. 1 с. 17.
| Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока
Ответы детей
- Глаголы стоят в форме условного наклонения.
- Частицы «б – бы»
Самостоятельно изучают информацию по учебнику.
Один человек работает у доски. Остальные в тетрадях. Затем проверяют и оценивают работу друг друга.
| Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: постановка вопросов
Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы
| IV. Закрепление изученного материала
| Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
- Упр. 4 с. 18.
- Прочитайте текст из сказки.
- Для глаголов в скобках выберите нужную форму наклонения: изъявительное или условное. Запишите глаголы в строчку, повторяющиеся глаголы можно не записывать несколько раз.
Фронтальная проверка
| Решают типовые задания
Работают самостоятельно в тетрадях.
| Регулятивные - контроль, оценка, коррекция
Познавательные - общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия
Коммуникативные - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
| V. Самостоятельная работа
| Организует деятельность по применению новых знаний
Карточка
Запишите глаголы в столбики по наклонениям.
Скажите, сказал бы, выбросили бы, ответьте, ответили б, поработал.
| Самостоятельная работа.
Выполняют задания на карточках. Обмениваются работами с соседом по парте. Осуществляют проверку. Выставляют оценку. За 1- 2 ошибки – 4, за 3 ошибки – 3, без ошибок – 5.
| Регулятивные - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Личностные -самоопределение
| VI. Итог урока (рефлексия деятельности)
VII. Домашнее задание
| Организует рефлексию
-Что вы узнали сегодня на уроке?
- Какова особенность глаголов условного наклонения?
- Как вы оцениваете свою работу?
Учебник: с. 19, упр. 5.
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Ответы детей.
| Коммуникативные –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные –рефлексия
Личностные -смыслообразование
|
|