|
|||
Ход занятия.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 188» города Саратова Конспект занятия по познавательному развитию Тема: “Дни воинской славы России. Бородинское сражение” (подготовительная группа) Подготовила воспитатель высшей категории Кольцова Ольга Викторовна г. Саратов 2011 Задачи: · Продолжать формировать начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний. · Познакомить с Днем воинской славы России - 8 сентября 1812 года - Бородинское сражение. · Воспитывать чувство гордости за подвиги русского народа, его героизм и смелость. · Пополнить словарный запас детей: редут, картечь, кивер, уланы, драгуны. Место проведения: музей быта и культуры России в ЦРР. Материал: · календарь “Дни воинской славы России”; · макет “Бородинское сражение”; · портреты М. И. Кутузова, Наполеона; · иллюстрации из книги «Бородино». Последующая работа: · дополнение макета “Бородинское сражение” фигурками солдат русской и французской армий; · рассматривание иллюстраций с обмундированием и вооружением разных родов войск; · комплексное занятие по изобразительной деятельности (включает обведение трафаретов, раскрашивание фигурок, лепку пушек и т. д. ); · режиссерская игра с использованием макета “Бородинское сражение”. Ход занятия. 1 часть. Воспитатель. Дети, сегодня мы продолжим знакомиться со страницами нашего календаря «Дни Воинской славы России». Давайте перелистаем календарь. О каких событиях мы с вами узнали? Дети. Как защищали Родину богатыри. Про Ледовое побоище – князя Александра Невского, Про Куликовскую битву – князя Дмитрия Донского. 2 часть. Воспитатель. А сегодня мы откроем календарь на странице, где стоит дата 8 сентября 1812 год. Что же произошло в этот день? Хотите узнать? Дети. Да. Воспитатель приглашает детей к малой сцене исторического театра, предлагает рассмотреть макет сражения, задает детям вопросы, сопровождает их комментариями: Воспитатель. Что изображено на этом макете? Дети. Бой, сражение. Воспитатель. Почему вы так думаете? Дети. Сражаются две армии. Воспитатель. Да, воины одной армии одеты в зеленые мундиры, а воины другой – в синие. Как вы думаете, когда происходило это сражение? Дети. Давно, так как нет современной боевой техники – танков, самолетов и т. д., а есть конница. Воспитатель. Как вооружены солдаты? Есть ли луки, копья, мечи? Дети. Нет. Есть ружья, пушки. Воспитатель. Да, солдаты, вооруженные ружьями – пехотинцы; солдаты, стреляющие из пушек – артиллеристы. Внимательно посмотрите, подумайте, какая армия располагается в более защищенном месте? Дети. Справа река, слева земляные укрепления – редуты и флеши. Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы очень внимательны! Вы заметили очень важные детали: вооружение, одежда, укрепления! Вы, верно, определили, что сражение это происходило очень давно! И сегодня мы с вами познакомимся с этой славной страницей русской истории – с Отечественной войной 1812 г., войной русских людей с французскими захватчиками, и главной битвой – Бородинским сражением. 3 часть Воспитатель. В далекой стране Франции появился новый император. Звали его Наполеон. Это был человек маленького роста, все его генералы были выше его на целую голову. (Показ портрета Наполеона) Но его иначе как “великий император”, ”великий полководец” не называли. Захотелось ему стать властелином всей Земли. И начал он воевать. Много государств покорилось ему – он завоевал почти все страны Европы. Но ему этого было мало. Огромные просторы России манили его. Подчинить себе Россию, а там уже и Индия, и Китай будут его. И вот напал он на Россию. Но не покорилась ему земля русская, не покорился ему народ смелый. Стеной встал он на защиту Родины и дал отпор врагу. Война с Наполеоном, с французской армией получила название Отечественной, так как все русские люди: и бедные, и богатые, и горожане, и крестьяне – поднялись на защиту своего Отечества. Возглавил русскую армию полководец Михаил Илларионович Кутузов. М. И. Кутузов участвовал в военных походах. В июле 1774 при штурме он получил ранение в голову, и его правый глаз перестал видеть. Он носил черную повязку. (Показ портрета Кутузова) Кутузова любили и уважали солдаты. “Пришел Кутузов бить французов”, - так гордо говорили солдаты российской армии, когда он стал главнокомандующим. Наполеон решил победить Россию, а для этого надо было очень быстро занять Москву. Он говорил, что если он займет Москву, то поразит Россию в самое сердце. Кутузов умело вел бои, старался, чтобы как можно меньше погибло солдат. В боях русская армия проявляла величайшую стойкость, решительность, но Наполеон все же продвигался к Москве. 8 сентября 1812 года М. И. Кутузов решил дать бой армии Наполеона у деревни Бородино. (В ходе рассказа воспитатель использует отрывки из произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино" ) И вот нашел большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут. Кутузов выбрал удачное место для сражения. Посмотрите на макет. Справа русские войска были защищены рекой, а слева – за короткое время солдаты соорудили земляные укрепления – редуты и флеши. Посмотрите, как располагались русские войска: где артиллерия, где пехота, где конница. Где располагались французы, как вы их узнали? Дети. У них мундиры другого цвета. Воспитатель. И вот битва началась! И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом… И молвил он, сверкнув очами: “Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали! ” И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Восемь раз поднимались французы в атаку, но безуспешно. Русские сражались не на жизнь, а насмерть. Это было страшное сражение. (Показать иллюстрации ”Бой при Бородино”) Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала. Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый. Наш рукопашный бой!.. Только темная ночь остановила бой! Потери русских солдат в Бородинской Битве были огромны. Кутузов приказал отступить, чтобы сохранить войска, а потом вновь ударить по врагу. “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, а с потерей армии Россия потеряна”, - эти слова Кутузова вошли в историю. По старинному обычаю, жители побежденного города выносили победителю ключи от города. Напрасно Наполеон простоял несколько часов на Поклонной горе, рассчитывая получить ключи от Кремля. Москвичи предпочли уйти из города, бросив свои дома и имущество, но не подчиниться Наполеону. (Прочитать стихотворение А. С. Пушкина “Напрасно ждал Наполеон…”) Напрасно ждал Наполеон. Последним счастьем упоенный. Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар Она готовила пожар Нетерпеливому герою. Французам нечего было есть. Они мерзли и голодали, И тогда Наполеон решил уйти из Москвы, он бросил свое войско и бежал во Францию. Так и не удалось ему покорить Россию. В память о победе русских войск над Наполеоном в разных городах России строились памятники, храмы. В Москве это храм Христа Спасителя, Триумфальная арка, памятник М. И. Кутузову. В нашем городе тоже был построен Александро-Невский собор в память освобождения России от наполеоновского нашествия. Собор не сохранился, сейчас на этом месте стадион «Динамо», но площадь, на которой он располагался, до сих пор носит название Соборная. 4 часть Далее дети вновь подходят к календарю «Дни воинской славы России». Воспитатель. Что же обозначает дата 8 сентября 1812 года? Что произошло в этот памятный день? Дети. В этот день произошло Бородинское сражение. Воспитатель. Кто командовал русской армией, а кто – армией французов? Дети. Русской армией командовал Кутузов, а французской – Наполеон. Воспитатель. Бородинское сражение положило начало разгрома армии Наполеона. Именно поэтому, 8 сентября 1812 года стало Днем воинской славы России.
Использованная литература.
1. Безлепкин Б. Г., Шишов А. В., «Гордиться славою предков» - Дошкольное воспитание. – 2002 г. -№ 2, 3. 2. «Дошкольникам о защитниках Отечества». Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ «Сфера», 2005г 3. Лермонтов М. Ю. «Бородино». – М.: Детская литература, 1989 г.
|
|||
|