Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Цель и задачи. Основная часть



Цель и задачи

Комплексный анализ прав и обязанностей пациента по договору оказания медицинских услуг.

 

Основная часть

· В Республике Беларусь на сегодняшний день действует патерналистская модель медицины (от «патер» – отец), то есть во взаимоотношениях между врачом и пациентом только врач решает, как лечить и чем лечить. Пациент же в этом процессе не принимает практически никакого участия. При попытке внедрения иной модели взаимоотношений между врачом и пациентом – партнерской (европейской), выяснилось, что наши пациенты к такой модели еще не готовы. Это может быть вызвано тем, что пациенты в нашей стране недостаточно ознакомлены со своими правами и обязанностями. Гарантом охраны здоровья каждого человека, согласно Конституции и иным нормативным правовым актам Республики Беларусь, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам, является государство. В Республике Беларусь политика в области охраны здоровья населения, правовые и экономические основы деятельности системы здравоохранения, регулирование общественных отношений в области охраны здоровья населения Республики Беларусь определяется Законом «О здравоохранении» от 18. 06. 1993 г. Существует мнение, что наш закон «О здравоохранении» воспринял ряд норм ЕС, т. к. наш почти полностью соответствует подобному закону Литвы, который одобрен Евросоюзом [1]. Наряду с социально-экономическими (ежемесячное предоставление пособия определенной группе инвалидов, предоставление работникам больничного листа для лечения с сохранением заработной платы и др. ) и политическими гарантиями (пропаганда здорового образа жизни, создание нормальных экономических условий для развития здравоохранения и др. ), особое внимание хотелось бы уделить организационным и правовым гарантиям, ввиду того, что в них проявляется особенность обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья. 425 Организационными гарантиями в данной сфере являются – совокупность организационных мер, направленных на создание необходимых условий для обеспечения реализации гражданам права на медицинскую помощь, санитарно-эпидемиологическое благополучие и лекарственное обеспечение. Под правовыми гарантиями принято понимать – совокупность юридических норм и средств, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту права граждан на здоровье и возможность защитить свои права в любых инстанциях и на любом уровне. В свою очередь их можно разделить на 2 группы: 1. Гарантии, направленные на охрану здоровья. 2. Гарантии, направленные на защиту здоровья. Первая группа обращена к сознанию граждан, которые зависят от нравственных устоев человека. Их значение – убедить граждан следовать закону, т. е. они осуществляют предупредительное воздействие, формируя мнение о неотвратимости ответственности. Законодательство в первую очередь должно особое внимание уделить данной группе гарантий, т. к. нарушенное право на охрану здоровья иногда вообще невозможно восстановить. Вторая группа правовых гарантий носит принудительных характер, т. к. направлена на пресечение, восстановление уже нарушенного права и привлечение виновных к ответственности. К ним относятся: · нормы, гарантирующие возможность обращения граждан за защитой в государственные органы; · нормы, определяющие гражданскую ответственность (возмещение вреда, причиненного здоровью, материальное возмещение вреда); · нормы, устанавливающие уголовную ответственность (ст. 144 – причинение смерти по неосторожности, ст. 155 – причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения по неосторожности, ст. 156 – незаконное производство аборта, ст. 157 – заражение ВИЧ человека, ст. 158 – заражение венерической болезнью); · нормы, регламентирующие административную ответственность (ст. 16. 7 КоАП – нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, ст. 16. 2 КоАП – сокрытие источника заражения венерической болезнью и контактов больных, создающих опасность заражения). Переходя непосредственно к тому, что понимать под правами пациента, хотелось бы отметить, что пациентом, о котором идет речь в данной статье согласно п. 16 ч. 1. ст. 1 Закона РБ « О здравоохранении», является физическое лицо, обратившееся за медицинской помощью, находящееся под медицинским наблюдением либо получающее медицинскую помощь. 426 В соответствии с Конституцией, законам о здравоохранении, о психиатрической помощи и гарантиях защиты права граждан на ее оказание, о трансплантации органов и тканей человека, общими правами пациента являются: · получение медицинской помощи; · выбор лечащего врача и организации здравоохранения; · участие в выборе методов оказания медицинской помощи; · уважительное и гуманное отношение со стороны работников здравоохранения; · выбор лиц, которым может быть сообщена информация о состоянии его здоровья; · отказ от оказания медицинской помощи, в том числе медицинского вмешательства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; · облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, всеми методами оказания медицинской помощи с учетом лечебно-диагностических возможностей организации здравоохранения; · право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения; · на государственную систему обеспечения доступности лекарственных средств. Также в отдельных направлениях медицинской деятельности пациент имеет право на: · получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования; · на выбор страховой медицинской организации; · на отказ от патологоанатомического вскрытия; · на трансплантацию органов; · на охрану здоровья граждан, страдающих психическими заболеваниями; · право на свободу объединений. Пациент в случае нарушения его прав может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебного учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, а также в соответствующие медицинские ассоциации, лицензионные комиссии или суд, но суд надо обращаться не с пустыми руками, а «исковым заявлением», а для этого пациент должен знать, что его права нарушены и доказать это, а процесс доказывания в данной сфере крайне сложен. 427 С «соответствующими» ассоциациями больше проблем. Ассоциации по правам защиты пациентов на сегодняшний день у нас в стране нет. Однако еще в 2009 г. было выдвинуто предложение по созданию организации с целью информирования, консультирования по вопросам прав пациентов, помощи и поддержке граждан в конкретных ситуациях нарушения их прав. Мало кому известно, что в мае 2005 г. был подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О правах пациентов», состоящий из 9 глав, включающих 46 статей. Подготовка проекта закона проведена с учетом современных тенденций совершенствования международного и национальных законодательств по правам пациентов. Данный законопроект содержал тот наиболее важный раздел – отражающий механизмы обеспечения прав пациентов и ответственность за их нарушения, включающие статьи о гарантиях защиты прав пациентов. Таким образом, разработанный законопроект «О правах пациентов» является составной частью системы защиты прав пациентов в Республике Беларусь. В то же время это консолидированный документ более высокого уровня, учитывающий множество правовых норм, применяемых не только в сфере здравоохранения. Он прописывает механизмы реализации прав пациентов и заполняет существующие пробелы их правового регулирования. Принятие законопроекта Парламентом позволило бы законодательно обеспечить гарантии реализации прав пациентов при получении медицинской помощи. Таким образом, на сегодняшний день, вопрос о правах пациента поднимается все чаще и чаще. В первую очередь это вызвано тем, что пациенты начинают узнавать о своих правах и о том, что они у них все-таки есть. На основе вышеизложенного, мы видим, что права и гарантии существуют и закреплены в законодательстве, однако реализации данных прав на практике в полном объеме не происходит ввиду отсутствия единого механизма их реализации. На мой взгляд, необходимо ввести Закон «О правах пациента», который консолидирует все права пациента в одном нормативном акте и поможет определить механизмы реализации прав пациента, также необходимо создание ассоциаций, которые занимались бы защитой этих пациентов, не просто информировали об их существовании, но и помогали пациентам решать к получение медицинской помощи;

· выбор лечащего врача и организации здравоохранения;

· участие в выборе методов оказания медицинской помощи;

· пребывание в организации здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям и позволяющих реализовать право на безопасность и защиту личного достоинства;

· уважительное и гуманное отношение со стороны работников здравоохранения;

· получение в доступной форме информации о состоянии собственного здоровья, применяемых методах оказания медицинской помощи, а также о квалификации лечащего врача, других медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;

· отказ от внесения информации, составляющей врачебную тайну, в централизованную информационную систему здравоохранения, за исключением информации, предоставляемой организациями здравоохранения в правоохранительные органы в соответствии с абзацем вторым части одиннадцатой статьи 46 настоящего Закона;

· ознакомление с медицинскими документами, имеющимися в организации здравоохранения и отражающими информацию о состоянии его здоровья, фактах обращения за медицинской помощью;

· выбор лиц, которым может быть сообщена информация о состоянии его здоровья;

· отказ от оказания медицинской помощи, в том числе медицинского вмешательства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;

· облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, всеми методами оказания медицинской помощи с учетом лечебно-диагностических возможностей организации здравоохранения;

· реализацию иных прав в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

При оказании медицинской помощи в стационарных условиях пациент имеет право на допуск к нему священнослужителя, а также на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, если это не нарушает правил внутреннего распорядка для пациентов, санитарно-эпидемиологических требований.

Предоставление пациенту указанных в настоящей статье прав не может осуществляться в ущерб здоровью других пациентов и нарушать их права и свободы.

 Обязанности пациентов:

 

  • заботиться о собственном здоровье, принимать своевременные меры по его сохранению, укреплению и восстановлению;
  • уважительно относиться к работникам здравоохранения и другим пациентам;
  • выполнять рекомендации медицинских работников, необходимые для реализации избранной тактики лечения, сотрудничать с медицинскими работниками при оказании медицинской помощи;
  • сообщать медицинским работникам о наличии у него заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека, а также соблюдать меры предосторожности при контактах с другими лицами;
  • информировать медицинских работников о ранее выявленных медицинских противопоказаниях к применению лекарственных средств, наследственных и перенесенных заболеваниях, об обращениях за медицинской помощью, а также об изменениях в состоянии здоровья;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка для пациентов, бережно относиться к имуществу организации здравоохранения;
  • выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.

 

Обязанности пациентов:

· заботиться о собственном здоровье, принимать своевременные меры по его сохранению, укреплению и восстановлению;

· уважительно относиться к работникам здравоохранения и другим пациентам;

· выполнять рекомендации медицинских работников, необходимые для реализации избранной тактики лечения, сотрудничать с медицинскими работниками при оказании медицинской помощи;

· сообщать медицинским работникам о наличии у него заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека, а также соблюдать меры предосторожности при контактах с другими лицами;

· информировать медицинских работников о ранее выявленных медицинских противопоказаниях к применению лекарственных средств, наследственных и перенесенных заболеваниях, об обращениях за медицинской помощью, а также об изменениях в состоянии здоровья;

· соблюдать правила внутреннего распорядка для пациентов, бережно относиться к имуществу организации здравоохранения;

· выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.

Заключение:

Таким образом, подведя итог всему выше сказанному, можно привести общие рекомендации, которых следует придерживаться при лечении конкретного больного с письменным подтверждением в медицинских документах больного либо его законных представителей и медицинских работников. Ознакомление больного с его правами. Добровольное информирование пациента о характере патологии, тяжести и прогнозе. Информирование о необходимости применения определенного метода диагностики и лечения, альтернативных методах, их безопасности, последствиях с перечислением конкретных осложнений и указанием частоты возможных осложнений.

Получение добровольного согласия на определенные методы диагностики и лечения, их выбор с участием больного с соответствующим оформлением. Фиксация в отдельной расписке или в медицинской карте информированного отказа больного от предлагаемых диагностических и лечебных манипуляций с указанием последствий этого (и обязательной подписью больного и членов консилиума).

В случае необходимости применения в интересах больного новых, не разрешенных ранее методов диагностики, лечения, профилактики, лекарственных средств или иммунобиологических препаратов получить добровольное письменное согласие пациента или его законных представителей с учетом его права на отказ от него на любом этапе применения. При определении недееспособности (по психическому статусу представителей. При их отказе от медицинской помощи для спасения жизни возможность обращаться в суд для решения вопроса об оказании помощи по жизненным показаниям.

Литература:

1. Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении: учебно-методическое

пособие / А. Т. Щастный [и др ]; под ред. А. Т. Щастного - Витебск: ВГМУ, 2018 -310

с.

2. Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении. Деонтологические

проблемы в контексте биомедицинской этики / В. С. Глушанко, С. П. Кулик, А. А.

Герберг - Витебск: ВГМУ, 2017. -50 с.

3. Биомедицинская этика и коммуникации

в здравоохранении. Коммуникации в

здравоохранении. Часть I / В. С. Глушанко, А. Л. Церковский, А. А. Герберг - Витебск; ВГМУ, 2017. -75 с.

4. Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении. Коммуникации в

здравоохранении. Часть 2 / В. С. Глушанко, А. А. Герберг - Витебск: ВГМУ, 2017 - 72 с.

5. Формирование коммуникативной компетентности у студентов медицинского ВУЗА

(теоретические и практические аспекты). Уч. -метод. пособие / Под ред. Ю. В.

Михайлюк, В. А. Хриптович, В. А. Манулик - Мн.: БГМУ, 2015

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.