Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЫ СЫ ПЫ ТЫ РЫ ЛЫ НЫ



 

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Няганская школа-интернат, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

Согласованно на методсовете

Протокол № 8 от 20. 05. 2016г.

 

 

Рабочая тетрадь

логопедических занятий

для учащихся 1 класса.

 

 

 

Составитель:

Коптик С. А., учитель-логопед

высшей категории

 

 

                             Нягань 2016 г

Аннотация

В этом пособии предлагается система заданий по обучению грамоте и развитию речи учащихся.

Задания включают игры, упражнения и тренинги, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей данного возраста: внимания, памяти, мышления.

Цель данного методического пособия – организация всестороннего развития речи детей 6-9 лет.

Тетрадь предназначена в помощь логопедам, дефектологам, учителям, работающим с учащимися 1-х классов школ реализующих адаптированные общеобразовательные программы для детей с легкой умственной отсталостью, а так же с учащимися с умеренной формой олигофрении.

 

 

Пояснительная записка

Тетрадь предназначена в помощь логопедам, дефектологам, учителям работающим с учащимися 1-х классов школ реализующих адаптированные общеобразовательные программы для детей с легкой умственной отсталостью, а также с учащимися с умеренной формой олигофрении.

Тетрадь составлена на основе учебной программы по письму и развитию речи (обучение грамоте) из сборника под редакцией В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида»(1-4 классы), М., «Просвещение», 2008г., учебного пособия Букварь» авторы В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина, М. Просвещение. 2006 г.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Обучаясь чтению и письму, ребенок с ОВЗ сталкивается с трудностями, которые имеют раз­личные причины. На начальном этапе — это нарушения звукопроизношения, недостаток словарного запаса, несформированность грамматического строя речи, низкий уровень раз­вития фонетического и зрительного восприятия и др. В дальнейшем овладение чтением и письмом осложняется несформированностью учебных навыков и довольно высокой ин­тенсивностью обучения.

Упражнения и задания, содержащиеся в тетради, помогут ребенку закрепить зрительные образы букв, рас­ширить понятие о гласных и согласных звуках, овладеть навыками звукобуквенного и фо­нетического анализа. Чтение слогов различной структуры даст возможность скорректиро­вать артикуляцию и совершенствовать навык чтения. Упражнения на словообразование и словоизменение способствуют пополнению словарного запаса и формированию грамма­тического строя речи.

Комплексный характер представленных в тетради заданий позволит в процессе овла­дения чтением и письмом развить внимание, память, логическое мышление ребенка.

Разнообразные упражнения, сделают занятия увлекательными и высокоэффективными.

Систематически занимаясь с ребенком по этой тетради, можно скорректировать такие проблемы, как бедный словарный запас, ошибки в употреб­лении падежных окончаний, согласовании слов, затруднения при пересказе и составлении рассказов, нарушения структуры слова и звукопроизношения.

Задания рассчитаны на весь учебный год и образуют систему упражнений и игр по обучению грамоте, правильного звукопроизношения и фонема­тического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза, уточ­нению и расширению словаря.

В тетради даны задания и по развитию графических навыков. Ребенок только закрашивает буквы, а по мере формирования графи­ческого навыка постепенно переходит от закраски  букв к самостоятельному написанию.

Выполняя с ребенком задания по тетради, можно научить его определять позицию звука в слове, составлять слоги и слова, научится составлять и читать предложения.

Систематические занятия, соблюдение рекомендаций и последовательность выполне­ния заданий помогут преодолеть речевые нарушения у ребенка, закрепить знания, полученные на занятиях обучения грамоте.


Ряд.

Перед тобой 3 полоски, расположенные в ряд.

Раскрась первую полоску красным карандашом (она слева) - это начало ряда.

Вторую - синим. Это середина ряда.

Третью -зеленым. Это конец ряда.

Покажи и ответь:

-Где начало ряда? (Вот начало ряда. )

-Где середина ряда?

-Где конец ряда?


Подумай и ответь:

-Как стоят игрушки? (Игрушки стоят в ряд. )

-Где стоит машина? (Машина стоит в начале ряда. )

-Где стоит пирамидка?

-Где лежит мяч?

 

 

-

 


 

 


                                        Звуки вокруг нас.

Послушай тишину.

 

• Посиди две минуты тихо-тихо с закрытыми глазами. Слушай звуки вокруг очень внимательно. Открой глаза. Расскажи, что ты слышал(а).

Назови, что нарисовано на картинках. Раскрась их.

Назови барабан, пианино, трубу, скрипку, гармонь, гитару вместе.

Скажи, кто на чем играет.

• На скрипке играет скрипач, а на трубе

• На пианино играет пианист, а на гармони -... , на гитаре -...
- А кто играет на барабане?

Повтори мелодии скрипки и барабана, выделяя голосом отмеченные слоги:

Ти-ли-ли. Бум-бум-бум.
Ти-ли-ли. Бум-бум-бум.
Ти-ли-ли. Бум-бум-бум.

 

Игрушки

 


Раскрась картинки. Назови все, что нарисовано, одним словом.

 

Назови игрушки. Обведи и заштрихуй их.

 


Овощи.

 

Рассмотри картинки. Покажи и скажи, что это. Назови все одним словом. Раскрась овощи.

Покажи и назови самый большой (самый маленький) овощ, круглые (овальные, похожие на треугольник) овощи.

Назови овощи во множественном числе и ласково.

 

Обведи овощи.

 

 

 

Фрукты.

 

Какие фрукты спрятались на картинке? Раскрась маленькие фрукты.

Назови фрукты со словом «много».

Фрукты Много   Фрукты Много
бананы бананов   груши груш
апельсины апельсинов   сливы слив
абрикосы абрикосов   яблоки яблок

 

 


Раскрасьбуквы.

 

Произнеси столько раз букву столько кружков. Закрась кружки.

 

 

Соедини с буквой А только те предметы, названия которых начинаются со звука А.

 

 

Подчеркни такую же букву,                  Обведи в кружок все буквы А.

как внизу.

 

Прочитай: А ААААаааа

 

Напиши: _________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________


Раскрасьбуквы.

 

Произнеси столько раз букву столько кружков

Соедини с буквой У только те предметы, названия которых начинаются со звука У.

Подчеркни такую же букву,                   Обведи в кружок все буквы У.

как внизу.

 

Прочитай: У УУУУУ

АУ АУ УА УА

 

Напиши:

_____________________________________________________________

 

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________


Раскрась буквы.                          

Произнеси столько раз букву столько кружков

Соедини с буквой М только те предметы, названия которых начинаются со звука М.

Подчеркни такую же букву,                 Обведи в кружок все буквы М.

как внизу.

 

Прочитай: М МММ

                   МУ МА МуМаМа-ма

- сколько звуков? Какой первый звук? Второй?

Напиши:

__________________________________________________________

 

_____________________________________________________________

____________________________________________________________


Раскрась буквы.        

Произнеси столько раз букву столько кружков.

Соедини с буквой О только те предметы, названия которых начинаются со звука О.

 

Нарисуй внутри большой                     Обведи в кружок все буквы О.

постепенно уменьшающиеся

буквы О.

Прочитай: О ООО

МуМуМу Мо Ма МУ

Ма-ма - сколько звуков? Какой первый звук? Второй?

Сосчитай и назови: АУО, МАО, УАО - сколько это звуков? Какой первый звук? Последний?

Послушай:

ОАМ, УАО, МАО, ОМА - где слышится звук «О»?


Раскрась буквы.

 

Произнеси столько раз букву столько кружков

Соедини с буквой С только те предметы, названия которых начинаются со звука С

Подчеркни такую же букву,                  Обведи в кружок все буквы С.

как внизу.

Прочитай: СО СА СУ 

МО МУ

           СОМ САМ

Выдели звук в начале слова: Сок, Саня, сом, слон;

           Оля, остров, облако;

         Уля, утка, удочка.

Напиши слова.

__________________________________________________________

 

_____________________________________________________________

____________________________________________________________


Раскрась буквы.  

 

Произнеси столько раз букву столько кружков.

Соедини с буквой X только те предметы, названия которых начинаются со звука X.

 

Дорисуй вторую половинку                 Обведи в кружок все буквы X.

буквы X.

 

 

 

Прочитай:

ох охох ах ахах ух ухух

мох сох сух у-хо

Раскрась  буквы.

Произнеси столько раз букву столько кружков

Соедини с буквой Ш только те предметы, названия которых начинаются со звука Ш.

Соедини все точки                               Обведи в кружок все буквы Ш.

по порядку номеров

и раскрась то, что получилось.

Прочитай:

ша шу шо шу

Ма-шаСа-шамашу

Напиши: __________________________________________________________

 

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________


 

Рассмотри картинки. Назови сначала слова со звуком «С», а потом со звуком «Ш».

 

С                              Ш

 

 

Прочитай строчку слогов.

 

Са–ша – са - са                                        Ус – уш – ус –уш

Шо – шо – со – шоИш – ис – ис - иш

Рассмотри картинки. Под каждой картинкой написано ее название с пропущенной буквой. Впиши нужную букву и прочитай слова.

КА __ КА           КА___КА           МИ___КА      МИ___КА

 

Прочитай предложения.

 

У Са-шимиш-ка. У миш-кимисс-ки. Там каш-ка и суш-ки.

Спиши: У Саши мишка.  

___________________________________________________________

 

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________


Раскрась буквы.

Произнеси столько раз букву столько кружков.

Соедини с буквой Л только те предметы, названия которых начинаются со звука Л.

Подчеркни такую же букву,                  Обведи в кружок все буквы Л.

как внизу.

 

Прочитай:

Ла лолу

Ло лалу

 

ма-лауш-ла

мал лом

 

Напиши: ___________________________________________________________

 

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________


Раскрась    буквы.

 

Произнеси столько раз букву столько кружков, Закрась круги.

Произнеси звук «Ы»:

-громко-тихо;

-долго - коротко;

-спой.

Соедини с буквой Ы только те предметы, названия которых оканчиваются звуком Ы.

Подчеркни такую же букву,                  Обведи в кружок все буквы Ы.

как внизу.

Послушай и ответь:

 

Банты-ы-ы, столы-ы-ы, бинты-ы-ы, мосты-ы-ы.

Какой звук слышится в конце этих слов?

Прочитай: ы-ы ы-ы-ы ы-ы-ы-ы                                  

                  Мы СыЛы

 

Раскрась буквы.

Произнеси столько раз букву столько кружков, Закрась круги.

Соедини с буквой Н только те предметы, названия которых начинаются со звука Н.

Дорисуй вторую половинку

буквы Н.                                                 Обведи в кружок все буквы Н.

 

Прочитай:

Он она оно

Сон  нос сын сом

наш наша  

нос носы

Напиши:

___________________________________________________________

 

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________


Раскрась буквы.

 

Произнеси столько раз букву столько кружков, Закрась круги.

Соедини с буквой Р только те предметы, названия которых начинаются со звука Р.

 

Подчеркни такую же букву,                  Обведи в кружок все буквы Р.

как внизу.

Прочитай:

 

У Ромы шары. У Шуры розы. У Иры шорты. У Марата кран.

 

Повтори, не ошибись:

 

• Ло-ло-ро. • Ро-ло-ло. • Ла-ра-ла. • Ры-лы-ры. • Лу-ру-лу. • Ра-ла-ра

 

 

Рассмотри картинки. Вставь нужную букву, Л или Р, прочитай слова.

 

 

 

 

Прочитай предложения:

 

У мама лак. На полу рак. У стола стоит рама. Около розы стоит лама. У Луки мыло. Он мыл руки.

 

Спиши 1 предложение.

 

___________________________________________________________

 

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________


Раскрась буквы.

 

Произнеси столько раз букву столько кружков, Закрась круги.

Соедини с буквой К только те предметы, названия которых начинаются со звука К.

Подчеркни такую же букву,                   Обведи в кружок все буквы К.

как внизу.

Определи место звука «К» в слове «икра» (окна, мука, укроп, палка, маска), закрась.

 Раскрась буквы

Произнеси столько раз букву столько кружков, закрась круги.

Соедини с буквой П только те предметы, названия которых начинаются со звука П.

Нарисуй постепенно

увеличивающиеся буквы П.                  Обведи в кружок все буквы П.

Сосчитай и назови:

                      АП, УП, ОП, ИП, УП, ЫП - сколько это звуков?

 Какой первый звук?
Последний?

Прочитай: УП АП ОП ЫП ИП

 

Составь вместе:

Первый звук П, второй - О (А, У, Ы, И). Что получится?

 

Запиши___________________________________________________________

 

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________


Раскрасьбуквы.

 

Произнеси столько раз букву столько кружков, закрась круги.

Соедини с буквой Т только те предметы, названия которых начинаются со звука Т

Подчеркни такую же букву,                   Обведи в кружок все буквы Т.

как внизу.

 

Повтори, не ошибись:

Кот - кит - бегемот.

Салат - халат - салют.

Свет - билет - бант.

Определи место звука (закрась синимкарандашом).

Раскрась буквы.

Произнеси столько раз букву столько кружков, Закрась круги.

Соедини с буквой И только те предметы, названия которых начинаются со звука И.

Подчеркни такую же букву,                           Обведи в кружок все буквы И.

как внизу.

Прочитай:

И И-И И-И-И  И-И-И-И       И-И-И-И-И

Си ми рили ки

Си-маМи-ла Ри-та Ки-ра

Напиши:

___________________________________________________________

 

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________


Закрась буквы.

 

Прочитай слоги:

 

МЫ СЫ ПЫ ТЫ РЫ ЛЫ НЫ



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.