Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основы андрагогики



Предмет и задачи андрагогики. В зависимости от позиции ученого понятие «андрагогика» трактуется по-разному:

—«наука о формировании человека на протяжении всей жизни» (П. Фурте);

—«теоретический подход к образованию взрослых» (группа исследователей Ноттингемского университета);

—«одно из обозначений отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых» (Б. М. Бим-Бад);

—«наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность обучающихся и обучающих по организации процесса обучения» (СИ. Змеев);

—«искусство и наука помощи взрослым в обучении», «система положений о взрослых обучающихся, которую необходимо применять дифференцированно в зависимости от ситуации» (М. Ш. Ноулз);

— наука, которая изучает и описывает цели воспитания и образования взрослых, политику в области этого образования и организацию институтов просвещения и образования (В. И. Подобед и М. Д. Махлин);

—     наука о целях, прохождении, условиях, результатах и закономерностях сознательного и целенаправленного, организованного образования и воспитания взрослых людей, а также самообразования и самовоспитания» (Л. Турос).

 Эти определений отражают многообразие проявлений самой науки, а также разноплановость образовательных потребностей взрослых.

Андрагогика - научно-практическая область, которая исследует и определяет закономерности образовательной деятельности взрослых.

Она включает теоретическую и практическую сферы, предполагает целенаправленный и организованный характер процессов обучения и образования, воспитания и развития взрослой личности, особо акцентируя внимание на проблемах ее самосовершенствования.

Предмет андрагогики - воспитание и образование взрослой личности.

Андрагогика всесторонне охватывает процесс развития человека на протяжении его взрослой жизни, раскрывающий его интеллектуальные, физические, эмоциональные, моральные и духовные способности.

Общенаучные задачи андрагогики:

- изучить и обобщить обширный эмпирический материал;

- вскрыть закономерности воспитания и образования взрослых, управления образовательными и воспитательными андрагогическими системами;

 - определить ближайшие и отдаленные перспективы воспитания и образования взрослых;

- разработать систему образования и воспитания взрослых, в том числе методы, средства, формы, технологии воспитания и обучения, а также управления образовательными структурами;

- внедрить результаты исследований в практику.

Понятия и категории андрагогики, а также ее концепции, закономерности и принципы находятся в стадии активного формирования.

Андрагогический процесс характеризуется организованным и целенаправленным воспитанием и образованием взрослой личности при ее конструктивном участии на всех этапах. Его условно разделяют на обучающе-познавательный и воспитательный. Условность разделения объясняется тесной взаимосвязью составляющих при сохранении некоторой дискретности каждой из них. Обучающе-познавательный процесс предполагает наличие системы организованных мероприятии (занятий), направленных на развитие и саморазвитие личности. Воспитательный процесс построен на содействий личности в ее социализации и развитии.

Движущей силой андрагогического процесса выступает осознание личностью несоответствия реальных возможностей уровню потребностей, разрыва между желаемым уровнем образования и реально достигнутым.

Особенность андрагогического процесса заключается в том, что, во-первых, речь идет не об одном, а о трех субъектах: обучающемся, андрагоге и учебной группе; во-вторых, приоритет отдается их партнерскому, диалоговому взаимодействию в образовательно-воспитательном процессе; в-третьих, не только взрослые-андрагоги, но и взрослые обучающиеся являются носителями знаний.

На терминологию андрагогики повлияли новые методологические предпосылки и идеи гуманизации, акцентирующие внимание на личности. Термин «формирование» постепенно становится анахронизмом, ибо предполагает пассивность личности как объекта воздействия, исключая ее субъектное участие в собственном образовании. Символом нового подхода к решению образовательных задач стало понятие «содействие становлению образованного человека». Гуманистическая направленность интерпретирует деятельность андрагога как оказание влияния, содействие. Тем самым устанавливается приоритет личности обучающегося, отказ от диктата и давления андрагога в пользу партнерских отношений.

Андрагогическое влияние предполагает содействие взрослой личности в ее изменении (обучении, развитии и воспитании), организованном и реализуемом во взаимодействии с андрагогом.

Целью андрагогического влияния его субъекта (андрагога) является коррекция, изменение поведения объекта—субъекта этого влияния — взрослой личности (обучающегося, стажера, клиента).

Функции андрагогики как науки. Полноценное функционирование андрагогики обеспечено адекватностью проводимых ею исследований потребностям практики. Поэтому одна из основных ее функций — объяснительно-исследовательская, предполагающая изучение, анализ, описание, объяснение и проектирование процессов, закономерностей и условий в широком смысле воспитания взрослых.

Не менее важна практическая функция, претворяющая в реальном обучающе-познавательном процессе идеи и концепции андрагогической теории, строящая андрагогические системы и технологии.

Прогностическая функция позволяет научно обоснованно прогнозировать развитие теории и практики образования и воспитания взрослых.

Личностно-развивающая (воспитывающая) функция значима как для обучающегося, так и для андрагогов-исследователей, участвующих в процессах становления андрагогической науки, поскольку процесс приобретения новых научных знаний не проходит для них бесследно. Результаты функционирования андрагогики реализуются в теоретических моделях и концепциях, технологиях и прогнозах/рекомендациях для практических работников в виде докладов, монографий, учебников, учебных программ, методических рекомендаций и пр.

Сложность представляет некоторая размытость границ трактовки собственно андрагогической деятельности в кругу таких понятий, как " социальная работа", " социально-психологическая поддержка", " консультирование" и др. Важно осознавать, что андрагогика начинается не просто в сфере социально-психологического или профессионального взаимодействия взрослых людей, но прежде всего там, где предстоит работа с определенным содержанием, подлежащим усвоению, и где перед взрослым человеком встают образовательные задачи. Андрагог - это человек, основной профессиональной функцией которого является обучение взрослых. Однако андрагогическую (образовательно-воспитательную) функцию может и вынужден принимать на себя любой специалист, работающий в системе " человек-человек". Ее можно факультативно или нормативно освоить в системе непрерывного профессионального или дополнительного педагогического образования.

Среди методов организации современной андрагогической практики следует выделить в качестве наиболее продуктивных:

- имитационное моделирование, которое позволяет создавать в процессе группового обучения ситуации, отражающие реальную проблематику взрослого человека и способствующие ее разрешению;

- проектирование как целенаправленное прогностическое изменение действительности в ходе образовательного процесса;

- различные виды рефлексии, позволяющие осмыслять, оценивать, корректировать имеющийся профессионально-личностный опыт;

- программирование и алгоритмизацию, на основе которых реализуется полное усвоение необходимой информации.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.