|
|||
Основы андрагогикиПредмет и задачи андрагогики. В зависимости от позиции ученого понятие «андрагогика» трактуется по-разному: —«наука о формировании человека на протяжении всей жизни» (П. Фурте); —«теоретический подход к образованию взрослых» (группа исследователей Ноттингемского университета); —«одно из обозначений отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых» (Б. М. Бим-Бад); —«наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность обучающихся и обучающих по организации процесса обучения» (СИ. Змеев); —«искусство и наука помощи взрослым в обучении», «система положений о взрослых обучающихся, которую необходимо применять дифференцированно в зависимости от ситуации» (М. Ш. Ноулз); — наука, которая изучает и описывает цели воспитания и образования взрослых, политику в области этого образования и организацию институтов просвещения и образования (В. И. Подобед и М. Д. Махлин); — наука о целях, прохождении, условиях, результатах и закономерностях сознательного и целенаправленного, организованного образования и воспитания взрослых людей, а также самообразования и самовоспитания» (Л. Турос). Эти определений отражают многообразие проявлений самой науки, а также разноплановость образовательных потребностей взрослых. Андрагогика - научно-практическая область, которая исследует и определяет закономерности образовательной деятельности взрослых. Она включает теоретическую и практическую сферы, предполагает целенаправленный и организованный характер процессов обучения и образования, воспитания и развития взрослой личности, особо акцентируя внимание на проблемах ее самосовершенствования. Предмет андрагогики - воспитание и образование взрослой личности. Андрагогика всесторонне охватывает процесс развития человека на протяжении его взрослой жизни, раскрывающий его интеллектуальные, физические, эмоциональные, моральные и духовные способности. Общенаучные задачи андрагогики: - изучить и обобщить обширный эмпирический материал; - вскрыть закономерности воспитания и образования взрослых, управления образовательными и воспитательными андрагогическими системами; - определить ближайшие и отдаленные перспективы воспитания и образования взрослых; - разработать систему образования и воспитания взрослых, в том числе методы, средства, формы, технологии воспитания и обучения, а также управления образовательными структурами; - внедрить результаты исследований в практику. Понятия и категории андрагогики, а также ее концепции, закономерности и принципы находятся в стадии активного формирования. Андрагогический процесс характеризуется организованным и целенаправленным воспитанием и образованием взрослой личности при ее конструктивном участии на всех этапах. Его условно разделяют на обучающе-познавательный и воспитательный. Условность разделения объясняется тесной взаимосвязью составляющих при сохранении некоторой дискретности каждой из них. Обучающе-познавательный процесс предполагает наличие системы организованных мероприятии (занятий), направленных на развитие и саморазвитие личности. Воспитательный процесс построен на содействий личности в ее социализации и развитии. Движущей силой андрагогического процесса выступает осознание личностью несоответствия реальных возможностей уровню потребностей, разрыва между желаемым уровнем образования и реально достигнутым. Особенность андрагогического процесса заключается в том, что, во-первых, речь идет не об одном, а о трех субъектах: обучающемся, андрагоге и учебной группе; во-вторых, приоритет отдается их партнерскому, диалоговому взаимодействию в образовательно-воспитательном процессе; в-третьих, не только взрослые-андрагоги, но и взрослые обучающиеся являются носителями знаний. На терминологию андрагогики повлияли новые методологические предпосылки и идеи гуманизации, акцентирующие внимание на личности. Термин «формирование» постепенно становится анахронизмом, ибо предполагает пассивность личности как объекта воздействия, исключая ее субъектное участие в собственном образовании. Символом нового подхода к решению образовательных задач стало понятие «содействие становлению образованного человека». Гуманистическая направленность интерпретирует деятельность андрагога как оказание влияния, содействие. Тем самым устанавливается приоритет личности обучающегося, отказ от диктата и давления андрагога в пользу партнерских отношений. Андрагогическое влияние предполагает содействие взрослой личности в ее изменении (обучении, развитии и воспитании), организованном и реализуемом во взаимодействии с андрагогом. Целью андрагогического влияния его субъекта (андрагога) является коррекция, изменение поведения объекта—субъекта этого влияния — взрослой личности (обучающегося, стажера, клиента). Функции андрагогики как науки. Полноценное функционирование андрагогики обеспечено адекватностью проводимых ею исследований потребностям практики. Поэтому одна из основных ее функций — объяснительно-исследовательская, предполагающая изучение, анализ, описание, объяснение и проектирование процессов, закономерностей и условий в широком смысле воспитания взрослых. Не менее важна практическая функция, претворяющая в реальном обучающе-познавательном процессе идеи и концепции андрагогической теории, строящая андрагогические системы и технологии. Прогностическая функция позволяет научно обоснованно прогнозировать развитие теории и практики образования и воспитания взрослых. Личностно-развивающая (воспитывающая) функция значима как для обучающегося, так и для андрагогов-исследователей, участвующих в процессах становления андрагогической науки, поскольку процесс приобретения новых научных знаний не проходит для них бесследно. Результаты функционирования андрагогики реализуются в теоретических моделях и концепциях, технологиях и прогнозах/рекомендациях для практических работников в виде докладов, монографий, учебников, учебных программ, методических рекомендаций и пр. Сложность представляет некоторая размытость границ трактовки собственно андрагогической деятельности в кругу таких понятий, как " социальная работа", " социально-психологическая поддержка", " консультирование" и др. Важно осознавать, что андрагогика начинается не просто в сфере социально-психологического или профессионального взаимодействия взрослых людей, но прежде всего там, где предстоит работа с определенным содержанием, подлежащим усвоению, и где перед взрослым человеком встают образовательные задачи. Андрагог - это человек, основной профессиональной функцией которого является обучение взрослых. Однако андрагогическую (образовательно-воспитательную) функцию может и вынужден принимать на себя любой специалист, работающий в системе " человек-человек". Ее можно факультативно или нормативно освоить в системе непрерывного профессионального или дополнительного педагогического образования. Среди методов организации современной андрагогической практики следует выделить в качестве наиболее продуктивных: - имитационное моделирование, которое позволяет создавать в процессе группового обучения ситуации, отражающие реальную проблематику взрослого человека и способствующие ее разрешению; - проектирование как целенаправленное прогностическое изменение действительности в ходе образовательного процесса; - различные виды рефлексии, позволяющие осмыслять, оценивать, корректировать имеющийся профессионально-личностный опыт; - программирование и алгоритмизацию, на основе которых реализуется полное усвоение необходимой информации.
|
|||
|