Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗБ-РЛ-41 Фокина Е.



1. Чем обусловлена актуальность медиаобразования?

 Возрастанием роли медиа в «индустрии сознания», связанной с фактами необратимых последствий воздействия мощных и неконтролируемых информационных потоков на психику и духовный мир индивида накапливались

2. Объясните парадокс: почему молодое поколение, будучи технически более продвинутым, чем старшее, оказалось в группе риска и нуждающимся в медиаобразовании?

Молодое поколение не умеет грамотно пользоваться средствами медиаобразования, правильно осуществлять выборку информации, корректно понимать эту самую информацию. Именно такой слой населения более всего нуждается в медиаобразовании, ведь основная задача медиаобразования – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий. Именно таким людям необходимо медиаобразование для дальнейшей жизни

3. Каким образом международная организация ЮНЕСКО предлагает рассматривать медиаобразование?

Медиаобразование в современном мире стало рассматриваться как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа. ЮНЕСКО переключала внимание общественности с антиномических позиций осуждения или одобрения медиа на факт признания их важности как неотъемлемого элемента современной культуры. А степень интеграции между системами образования и средств массовой информации, коммуникации предлагала рассматривать как важную ступень на пути к повышению эффективности образования в целом. Последующие резолюции ЮНЕСКО (в Тулузе – 1990, Париже – 2007, Москве – 2012, Ханты- Мансийске – 2016 и пр. ) подтверждали важность поддержки медиаобразования и создания медиапространства для молодежи с помощью различных методик и видов деятельности.

4. Назовите 18 принципов медиаобразования Л. Мастермана

1) медиаобразование – это серьезная и важная область, связанная с большинством социальных структур демократического общества;

2) центральная концепция медиаобразования - репрезентация. Медиа не отражают реальность, а представляют ее, используя систему знаков и символов. Без этого принципа медиаобразование невозможно;

3) медиаобразование это процесс, продолжающийся всю жизнь человека. Однако – учащиеся являются приоритетной аудиторией для медиаобразования;

4) цели медиаобразования заключаются не только в воспитании критического мышления, но критической автономии;

5) медиаобразование – это исследовательский процесс;

6) медиаобразование – актуально и своевременно, оно воплощает выражение «здесь и теперь» в широком идеологическом и историческом контексте;

7) ключевые понятия медиаобразования в большей степени аналитические инструменты, чем альтернативное содержание;

8) содержание в медиаобразовании означает развитие вариативных аналитических инструментов;

9) эффективность медиаобразования может быть оценена двумя критериями: способностью учащихся применить свое критическое мышление в новых ситуациях и количеством обязательств и мотиваций, выраженных ими по отношению к медиа;

10) в идеале оценка медиаобразования учащихся – это их самооценка;

11) медиаобразование пытается изменить отношения между учителем и учащимися, давая им возможность для размышления и диалога;

12) медиаобразование – это, скорее, диалог, чем дискуссия;

13) медиаобразование в основном активно и призвано развить более открытых и демократичных педагогов. Короче, медиаобразование – это множество новых путей деятельности и применение их в новых областях;

14) медиаобразование направлено на совместное, преимущественно групповое, обучение;

15) медиаобразование состоит из «практической критики» и «критической практики»;

16) медиаобразование вбирает в себя отношения между родителями, профессионалами в области медиа и педагогами;

17) медиаобразование связано с принципом продолжающихся изменений;

18) медиаобразование – особая область. Существующие знания не просто передаются учителями или «открываются» учениками. Это предмет критического исследования и диалога, в ходе которых новые знания активно приобретаются педагогами и учащимися.

5. Какие задачи стоят перед педагогом как проводником несовершеннолетнего в мир информации?

Перед педагогом стоят задачи: уверенно ориентироваться в медийной среде, иметь не только поверхностное представление об основных организационных формах медиаиндустрии, но и владеть средствами защиты от патогенной информации и других рисков, связанных с медиасредой. ИКТ- и медиакомпетентность. Выстраивать индивидуальные траектории развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающего изучение динамики и прогнозирование продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития; создавать условия для психологического комфорта на уроке, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья с учётом индивидуальности каждого ребёнка, что является основой формирования здорового образа жизни

6. Как вы оцениваете уровень медиакомпетентности современного педагога?

Проблема распространения медиаобразования связана с недостаточным уровнем подготовки педагогов в этой области. Среди практиков нередко встречается некоторое предубеждение к данному направлению деятельности. Обусловлено это тем, что они недостаточно уверенно ориентируются в медийной среде, имеют только поверхностное представление об основных организационных формах медиаиндустрии, не владеют средствами защиты от патогенной информации и других рисков, связанных с медиасредой.

7. Опишите (по выбору) одну из теорий медиаобразования. Идеологическая теория медиаобразования

Данная теория предполагает очень сильное воздействие медиа на аудиторию. Медиа «впрыскивают» идеологию непосредственно в массовое сознание. Медиа распространяют идеи в соответствии с установками правящего класса. При этом аудитория делится на социальные классы, и в капиталистическом обществе рабочий класс становится пассивной жертвой медиаинформации правящего класса, который стремится свои интересы выдать за общественные или национальные. В «социалистическом обществе», напротив, предполагается, что медиа являются адекватным рупором коммунистических идей, которые должны активно поддерживаться всеми гражданами государства. Так или иначе, на первый план выходят политические, классовые и моральные ценности. Медиа рассматриваются как некое поле «идеологической борьбы». Данная теория была широко распространена в России в 20-х – 80-х годах ХХ века и в странах Восточной Европы (в 50-е – 70-е годы того же столетия). В настоящее время идеологическая (или марксистская) теория медиаобразования в какой-то степени трансформировалась: на первый план стал выходить не классовый, а национально-региональный, социально- политический подход к медиаинформации. Следует признать, что сегодня в России наблюдаются симптомы возвращения к идеологической теории медиаобразования. Государство приходит к пониманию эффективности этой деятельности для формирования мировоззрения и начинает перехватывать инициативу у институтов гражданского общества. В этой тенденции заключена реальная опасность трансформации живого творческого процесса медиаобразования в жесткие рамки идеологических конструкций

8. Сравните педагогическую и журналистскую модели медиаобразования. Укажите преимущества и недостатки двух подходов.

Основанием для разграничения данных моделей служит пространственно-ролевое расположение участников медиаобразовательной деятельности в существующей системе координат. В структуре педагогической модели педагог и учащийся находятся в отношениях по поводу медиа. Они их изучают, получают о них дополнительные сведения, описывают, оценивают. При этом журналистика, каналы коммуникации, аудитория в координатах педагогической модели существуют как предмет изучения или ученического опыта.

Интерактивная (журналистская) модель формируется на основе отношений   участников медиаобразовательной деятельности внутри медийного пространства.

Модели медиаобразовательной деятельности

  Педагогическая Интерактивная (журналистская)
Цель Воспитание медиакомпетентной личности Привлечение аудитории к СМИ. Привлечение аудитории к созданию текстов СМИ. Формирование медиакомпетентной аудиторией собственного СМИ. Формирование позитивного имиджа СМИ.
Субъекты Медиапедагоги, учителя, библиотекари, другие педагогические работники Журналисты, режиссеры, операторы, медиаменеджеры, другие представители медиасообщества
Адресаты Учащиеся Аудитория, представляющая разные слои населения: молодежь, пенсионеры, представители НКО, бизнеса, власти
Коммуникативные стратегии Воздействия Взаимодействия
Средства Обучение, внушение, демонстрация, описание Моделирование
Формы Интеграция в базовое образование, уроки, курсы, образовательные программы с использованием медиатехники, кружки, медиаклубы, выпуск ученических газет, журналов, теле- и радиопрограмм и пр. Создание информационных продуктов в виде газет, журналов, теле- и радиопрограмм, публикации в СМИ, продукты интернет-журналистики, мастер-классы, семинары, тренинги, медиафестивали, конкурсы, встречи с читателями/зрителями/слушателями и пр.
Уровень мотивации В целом низкий. Работают отдельные энтузиасты на основе личного интереса Высокий. Коммерческий. Работают структуры на профессиональной основе
Результат Общество медиакомпетентных граждан Формирование коммуникативной среды на основе взаимовыгодного сотрудничества с аудиторией. Формирование позитивного имиджа СМИ. Привлечение аудитории, повышение тиражей, рейтингов, прибыли
Эффективность Менее высокая Более высокая


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.