|
||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗБ-РЛ-41 Фокина Е.1. Чем обусловлена актуальность медиаобразования? Возрастанием роли медиа в «индустрии сознания», связанной с фактами необратимых последствий воздействия мощных и неконтролируемых информационных потоков на психику и духовный мир индивида накапливались 2. Объясните парадокс: почему молодое поколение, будучи технически более продвинутым, чем старшее, оказалось в группе риска и нуждающимся в медиаобразовании? Молодое поколение не умеет грамотно пользоваться средствами медиаобразования, правильно осуществлять выборку информации, корректно понимать эту самую информацию. Именно такой слой населения более всего нуждается в медиаобразовании, ведь основная задача медиаобразования – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий. Именно таким людям необходимо медиаобразование для дальнейшей жизни 3. Каким образом международная организация ЮНЕСКО предлагает рассматривать медиаобразование? Медиаобразование в современном мире стало рассматриваться как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа. ЮНЕСКО переключала внимание общественности с антиномических позиций осуждения или одобрения медиа на факт признания их важности как неотъемлемого элемента современной культуры. А степень интеграции между системами образования и средств массовой информации, коммуникации предлагала рассматривать как важную ступень на пути к повышению эффективности образования в целом. Последующие резолюции ЮНЕСКО (в Тулузе – 1990, Париже – 2007, Москве – 2012, Ханты- Мансийске – 2016 и пр. ) подтверждали важность поддержки медиаобразования и создания медиапространства для молодежи с помощью различных методик и видов деятельности. 4. Назовите 18 принципов медиаобразования Л. Мастермана 1) медиаобразование – это серьезная и важная область, связанная с большинством социальных структур демократического общества; 2) центральная концепция медиаобразования - репрезентация. Медиа не отражают реальность, а представляют ее, используя систему знаков и символов. Без этого принципа медиаобразование невозможно; 3) медиаобразование это процесс, продолжающийся всю жизнь человека. Однако – учащиеся являются приоритетной аудиторией для медиаобразования; 4) цели медиаобразования заключаются не только в воспитании критического мышления, но критической автономии; 5) медиаобразование – это исследовательский процесс; 6) медиаобразование – актуально и своевременно, оно воплощает выражение «здесь и теперь» в широком идеологическом и историческом контексте; 7) ключевые понятия медиаобразования в большей степени аналитические инструменты, чем альтернативное содержание; 8) содержание в медиаобразовании означает развитие вариативных аналитических инструментов; 9) эффективность медиаобразования может быть оценена двумя критериями: способностью учащихся применить свое критическое мышление в новых ситуациях и количеством обязательств и мотиваций, выраженных ими по отношению к медиа; 10) в идеале оценка медиаобразования учащихся – это их самооценка; 11) медиаобразование пытается изменить отношения между учителем и учащимися, давая им возможность для размышления и диалога; 12) медиаобразование – это, скорее, диалог, чем дискуссия; 13) медиаобразование в основном активно и призвано развить более открытых и демократичных педагогов. Короче, медиаобразование – это множество новых путей деятельности и применение их в новых областях; 14) медиаобразование направлено на совместное, преимущественно групповое, обучение; 15) медиаобразование состоит из «практической критики» и «критической практики»; 16) медиаобразование вбирает в себя отношения между родителями, профессионалами в области медиа и педагогами; 17) медиаобразование связано с принципом продолжающихся изменений; 18) медиаобразование – особая область. Существующие знания не просто передаются учителями или «открываются» учениками. Это предмет критического исследования и диалога, в ходе которых новые знания активно приобретаются педагогами и учащимися. 5. Какие задачи стоят перед педагогом как проводником несовершеннолетнего в мир информации? Перед педагогом стоят задачи: уверенно ориентироваться в медийной среде, иметь не только поверхностное представление об основных организационных формах медиаиндустрии, но и владеть средствами защиты от патогенной информации и других рисков, связанных с медиасредой. ИКТ- и медиакомпетентность. Выстраивать индивидуальные траектории развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающего изучение динамики и прогнозирование продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития; создавать условия для психологического комфорта на уроке, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья с учётом индивидуальности каждого ребёнка, что является основой формирования здорового образа жизни 6. Как вы оцениваете уровень медиакомпетентности современного педагога? Проблема распространения медиаобразования связана с недостаточным уровнем подготовки педагогов в этой области. Среди практиков нередко встречается некоторое предубеждение к данному направлению деятельности. Обусловлено это тем, что они недостаточно уверенно ориентируются в медийной среде, имеют только поверхностное представление об основных организационных формах медиаиндустрии, не владеют средствами защиты от патогенной информации и других рисков, связанных с медиасредой. 7. Опишите (по выбору) одну из теорий медиаобразования. Идеологическая теория медиаобразования Данная теория предполагает очень сильное воздействие медиа на аудиторию. Медиа «впрыскивают» идеологию непосредственно в массовое сознание. Медиа распространяют идеи в соответствии с установками правящего класса. При этом аудитория делится на социальные классы, и в капиталистическом обществе рабочий класс становится пассивной жертвой медиаинформации правящего класса, который стремится свои интересы выдать за общественные или национальные. В «социалистическом обществе», напротив, предполагается, что медиа являются адекватным рупором коммунистических идей, которые должны активно поддерживаться всеми гражданами государства. Так или иначе, на первый план выходят политические, классовые и моральные ценности. Медиа рассматриваются как некое поле «идеологической борьбы». Данная теория была широко распространена в России в 20-х – 80-х годах ХХ века и в странах Восточной Европы (в 50-е – 70-е годы того же столетия). В настоящее время идеологическая (или марксистская) теория медиаобразования в какой-то степени трансформировалась: на первый план стал выходить не классовый, а национально-региональный, социально- политический подход к медиаинформации. Следует признать, что сегодня в России наблюдаются симптомы возвращения к идеологической теории медиаобразования. Государство приходит к пониманию эффективности этой деятельности для формирования мировоззрения и начинает перехватывать инициативу у институтов гражданского общества. В этой тенденции заключена реальная опасность трансформации живого творческого процесса медиаобразования в жесткие рамки идеологических конструкций 8. Сравните педагогическую и журналистскую модели медиаобразования. Укажите преимущества и недостатки двух подходов. Основанием для разграничения данных моделей служит пространственно-ролевое расположение участников медиаобразовательной деятельности в существующей системе координат. В структуре педагогической модели педагог и учащийся находятся в отношениях по поводу медиа. Они их изучают, получают о них дополнительные сведения, описывают, оценивают. При этом журналистика, каналы коммуникации, аудитория в координатах педагогической модели существуют как предмет изучения или ученического опыта. Интерактивная (журналистская) модель формируется на основе отношений участников медиаобразовательной деятельности внутри медийного пространства. Модели медиаобразовательной деятельности
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|