Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Основы выразительного чтения стихотворного текста»



 

 

Конспект по трансляции опыта

«Основы выразительного чтения стихотворного текста»

 

Целевая аудитория: педагоги детского сада

 

Программное содержание:

- расширять представления о приемах и методах выразительного чтения стихотворного текста;

- способствовать формированию навыков их применения на практике;

- прививать интерес к выразительному чтению.

 

Ход мастер-класса.

Чтобы хорошо выразительно читать, нужно тренировать дыхание, иметь четкую дикцию и работать над интонационной выразительностью голоса. Упражнения на дыхание и дикцию – темы для отдельных встреч. Сегодня предлагаю начать учиться чтению. Стихи читать проще, чем прозу. Начнем с этого.

Как вы считаете, чем отличается стихотворная форма речи от прозаической? Рифма – не самое главное, и при чтении нам даже не нужно о ней думать, а вот размер стиха и соответственно ритм – это один из важнейших моментов в процессе обучения. Нарушение ритмичности стиха – одна из самых распространенных ошибок чтецов, даже профессиональных. Если мы не будем соблюдать ритм, то это будет странная, витиевато написанная проза с парами рифмованных слов. Мы с ребятами практикуем упражнение, часть которого – прохлопать ритм стиха. Темп на этом этапе не имеет значение, главное - уловить ритмический рисунок текста. Для развития ритмичности можно пробовать читать стихи под метроном. Давайте попробуем на примере стихотворения Агнии Барто

Наша Таня громко плачет: уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь: не утонет в речке мяч!

Итак, мы прочитали текст с выдержкой ритмического рисунка. Как вам кажется, получилось стихотворение? Что не так?

Оказывается, не менее важно сохранять строку. Стихи подобны музыке – в них есть строки, как нотные такты. Бывает, автор не ограничивает предложение одной строкой, и с этим связана еще две грубых ошибки:

  1. Стремясь к передаче смысла, чтец смешивает в одну две, а иногда и три- четыре строки;

Пример: Левой, правой! Левой, правой! На парад идет отряд. На парад идет отряд. Барабанщик очень рад: барабанит, барабанит полтора часа подряд!

 

2. Либо чтец четко выделяет окончание каждой строки ( обычно это интонация вверх) в ущерб смысловым акцентам. Последняя ошибка была распространена среди поэтов-шестидесятников как модное явление: вспомните записи декламации Рождественского, Ахмадулиной и других.

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад

Идет отряд.

На парад

Идет отряд.

Барабанщик

Очень рад:

Барабанит,

Барабанит

Полтора часа

Подряд!

 

Что же делать? Опять же, лучше автора никто не подскажет: смотрим на знаки препинания в конце строки.

От знака препинания зависят интонация и пауза.
Точка
показывает завершение мысли, законченность предложения. И неважно, какой оно величины — одно слово или целый абзац. На точке голос сильно понижается на ударном слове. Еще — это важно — точка требует после себя сравнительно длительной паузы. Такое дробление создает определенный ритм текста. Обратимся за примером к В. Маяковскому.

Били копыта,

Пели будто:

- Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.

 

Точки после каждого слова создают рваный чеканный ритм, мы словно слышим стук копыт.

И если точка завершает мысль, то запятая продолжает ее — несмотря ни на что. Поэтому неизбежно повышается голос на ударном слоге, а соединительная пауза становится меньше. Интонация становится более плавной.

 

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.


Двоеточие разъясняет или перечисляет то, что сказано перед ним. И после этого знака находится главное по смыслу. Именно поэтому после двоеточия всегда ставится соединительная пауза, а перед ним голос очень незначительно понижается. И как правило, текст после двоеточия интонационно выделяется сильнее.

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч!

 

Если мы видим тире, значит, автор показывает очень сильную эмоцию. Тире ставится, чтобы разъяснить, что находится перед ним, или противопоставить явления. После тире обязательно нужно соблюдать соединительную паузу. Голос должен повышаться на ударном слове перед тире еще сильнее, чем на запятой.

 

Зайку бросила хозяйка-

под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

весь до ниточки промок.

 

Интонация вопросительного знака передается с помощью повышения голоса на ударном слове — без этого просто невозможно задать вопрос в русском языке. И, конечно, важно помнить про паузу, завершающую мысль.

Поднимусь на стратостате…

Что такое это, кстати?

Может, это стратостат,

Когда старосты летят?

 

Давайте попробуем прочитать пару строк из нашего стихотворения, выделяя вопросительной интонацией различные слова, и посмотрим, меняется ли смысл.


Восклицательный знак передает самые яркие эмоции – восторг, негодование и т. д. Интонация сильно повышается.

В саду

Такое буйство!

Там властвуют цветы.

 

Попробуем прочитать стихотворение со многими знаками препинания:

 

Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли, А он живой, он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья…

И я зову на помощь маму:

-Там жук живой!

Раскроем раму!

 

И вот, наконец, мы подошли к последней составляющей выразительного чтения стихотворного текста. Логическое ударение, или интонационное выделение слов, важных для понимания смысла.

Вспомните кадры из кинохроник Советского союза, когда берут интервью у простых людей. Если сопоставить речь прошлую и современную, можно сразу заметить, что они различаются между собой. Раньше люди говорили как будто более вдумчиво, мягко, медленно и выразительно. Их речь лилась степенно, все слова были понятны, они выделяли интонацией то, что хотели передать.

Беда современного разговорного жанра, особенно заметного на примере телевидения – рваная речь с выделением множества слов и несоблюдением интонационной точности чтения знаков препинания. Еще одна беда – эмоциональное раскрашивание каждого слова. На самом деле, это ужасно портит чтение, теряя мысль за множеством ненужных деталей.

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой качает слон,

Он слонихе шлет поклон.

 

При подготовке к выразительному чтению стихотворения нужно провести небольшой анализ. Какова главная мысль? Что хотел сказать нам автор? Здесь уместно применить упражнение «Выразительный пересказ». Попробуйте своими словами передать главные мысли автора, тезисы. Давайте попробуем рассказать отрывок: (см. ниже). Теперь попробуем прочитать. Перед главными словами делаем небольшую паузу.

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой качает слон,

Он слонихе шлет поклон.

 

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой качает слон,

Он слонихе шлет поклон.

 

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой качает слон,

Он слонихе шлет поклон.

 

Часто бывает, что мысль растягивается на несколько строк. Конечно, держать мысль и соблюдать строку становится довольно сложно, для этого нужно тренировать дыхание. Об этом в следующий раз

 

Рефлексия, выводы:

Итак, что же мы выяснили в ходе мастер-класса?

Определили слагаемые выразительного чтения стихотворных форм:

1. Выдержка ритма.

2. Сохранение строки

3. Интонационное прочтение знаков препинания

4. Логическое ударение

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.