Оборудование.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №57»
Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Конспект НОД по
формированию элементарных математических представлений
(с использованием блоков Дьенеша)
в старшей группе на тему:
«Проказы Бабы Яги».
Составила и провела:
воспитатель высшей категории
Влазнева И. С.
Энгельс, 2018.
Цель: Научить дошкольника решать логические задачи на разбивания по свойствам.
Образовательные задачи:
- упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать. Уметь выявлять и абстрагировать свойства, читать схему. Закреплять навыки порядкового счета и вычислительной деятельности.
Развивающие задачи:
- развивать пространственные воображения, умение синтезировать и комбинировать;
- развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память;
- развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию на слух.
Воспитательные задачи:
- воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, уважение друг к другу, желание помогать товарищам;
- поощрять стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи.
Предварительная работа:
- дидактические игры с блоками Дьенеша, индивидуальная работа с детьми по использованию кодовых карточек.
Оборудование.
Демонстрационный материал: блоки Дьенеша, «волшебное зеркало», сундук, сюрприз в сундуке, презентация.
Раздаточный материал: набор блоков Дьенеша (на двоих детей), кодовые карточки, разноцветные обручи.
Продолжительность: 25 минут.
Деятельность воспитателя
| Деятельность детей
| Вводная часть
| В.: - Дети, к нам в детский сад прислали посылку - волшебный сундучок. Но только я не могу его открыть, так как он закрыт на замки. А как их открыть я не знаю. Я думаю, что это опять проделки Бабы Яги.
| Дети слушают воспитателя.
| Баба Яга: - Кто это меня вспомнил? (смех Бабы Яги). Я открою вам сундук, если вы справитесь с заданием. Но они очень трудные. Я закрыла сундук на четыре замка и вам нужно заработать четыре ключа.
| На экране появляется изображение Бабы Яги и звучит аудиопослание.
| Воспитатель: - Ну что ребята справимся?
| Дети: - Да.
| Воспитатель: - Давайте скажем наши волшебные слова.
Психогимнастика.
У нас все получится,
У нас все в порядке.
|
| Настроение, каково – Во!
| Дети выставляют большой палец.
| У всех без исключения – Да!
И вы такого мнения – Да!
Ну, вы ребята молодцы!
|
| Основная часть
| В.: - Вот какое первое задание приготовила для нас Баба Яга. Чтобы заработать первый ключ надо пройти через волшебное зеркало.
Проходя через него, свойства блока изменяются, может измениться одно свойство, но может и сразу несколько. Нужно определить, какие именно свойства блоков изменились при переходе через волшебное зеркало.
|
Дети: - Сначала был квадрат, тонкий, красный, маленький. А стал квадрат толстый, синий, большой. Поменялся размер, цвет и толщина. А форма осталась такой же.
- Сначала было два круга больших, тонких, красных, а стало четыре треугольника маленьких, толстых, синих. Поменялись фигуры, их цвет, толщина, размер и количество и т. д.
| В.: - ребята, мы с вами справились с первым заданием и у нас появляется первый заработанный ключ.
| На экране появляется изображение ключа.
| В.: - Баба Яга рассыпала все бусы Василисы, а вам их нужно собрать. Только обязательно правильно.
- Ребята, вот вам карточки со схемами, в соответствии с которыми вам и нужно выложить бусы. Бусины нужно выкладывать слева направо.
Но прежде чем вы приступите к выполнению задания, сделаем гимнастику для рук.
Гимнастика для рук «Метель».
| Дети выполняют задание.
| Зиму всю мели метели,
| Вращение кистями рук,
ладошки смотрят друг на друга.
| Клены, липы поседели.
| Соединить все пальчики, начиная с мизинчика.
| А весной повеселели,
| Пальчики соединены между собой, выгнуть как будто надули шар.
| Зацвели, зазеленели.
| Запястья соединены, пальцы растопырены (деревья, кусты)
| Птицы с юга прилетели.
| Кисти рук перекрещены, и движения как будто летят птицы.
| Ветки лапками согрели.
| Погладить правой рукой - левую руку, затем левой рукой – правую руку.
| | Дети выполняют задание.
| В.: - Олег, какая бусина у тебя на первом месте?
| Олег: - прямоугольник толстый, маленький, красный.
| В.: - Вика, а какая бусина у тебя на третьем месте?
И т. д.
| Вика: - на третьем месте круг большой, тонкий, синий.
| В.: - дети, мы с вами справились с очередным заданием, и у нас появился второй заработанный ключ.
| На экране появляется изображение ключа.
| В.: - Сколь еще нам надо ключей?
| Дети: - Два.
| В.: - А вот вам и следующее задание. Надо навести порядок в волшебных камнях Василисы. Разложить их по коробкам. Но смотрите ничего не напутайте.
|
| В данной игре используются два разноцветных обруча. Около каждого обруча кладется карточка-схема, обозначающая свойство блока, помещенного в данный обруч.
|
| В.: - Катя, расскажи, как ты разложила блоки.
| Катя: - В желтом обруче все желтые блоки, а в синем все круги. В пересечении желтые круги, так как они относятся и к желтым, и к кругам.
| В.: - Дети, и с этим заданием мы с вами справились и получаем еще один ключ.
| На экране появляется изображение ключа.
| В.: - Сколько ключей мы заработали?
В.: - Сколько еще осталось?
| Дети: - Три.
Дети: - Один.
| В.: - Ребята, чтобы хорошо справиться со следующим заданием давайте немного разомнемся.
|
| Физминутка «Дружно встали на разминку»
|
| Дружно встали на разминку И назад сгибаем спинку.
| Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.
| Раз-два, раз-два, раз-два-три, Да не упади, смотри.
| Наклоняемся вперёд.
| Наклоны вперёд.
| Кто до пола достаёт? Эту сложную работу Тоже делаем по счёту.
|
| В.: - Очередное задание заключается в том, чтобы расселить жильцов по домам в соответствии с карточками-схемами.
| Дети выполняют задание.
| В.: - Ребята, мы с вами молодцы, со всеми заданиями справились и заработали последний ключ. Но вся сложность заключается в том, чтобы узнать, какой из этих ключей к какому замку подойдет?
| На экране появляется изображение ключа.
| - На каждом замке есть свой собственный код, который мы должны отгадать.
1 код – треугольник красный, маленький, тонкий;
2 код – круг тонкий, большой, синий;
3 код – прямоугольник толстый, желтый, маленький;
4 код – квадрат красный, большой, толстый.
| Дети подбирают соответствующие блоки.
| Заключительная часть
| В.: - Вот мы и открыли все замки. Давайте посмотрим, что же лежит в волшебном сундуке.
| Дети достают игру на развитие логического мышления и угощения.
| - Дети, какое из заданий вам показалось самым интересным, а какое задание – самым трудным?
| Дети высказывают свое мнение.
|
|