| Причина
| Итоги
|
Политика
| Политика «военного коммунизма», оправдавшая себя в самый разгар Гражданской войны (1918-1920), становилась неэффективной при переходе страны к мирной жизни; «военизированная» экономика не обеспечивала государство всем необходимым; неэффективным был принудительный труд.
| Политическим итогом НЭПа стало сохранение и укрепление власти большевиков. Вместе с тем отношение к НЭПу явилось одной из причин углубления в 1923–1927 идейных разногласий в руководстве РКП (б)–ВКП (б), возникновения «Левой оппозиции», «Новой
|
Сельское хозяйство
| Большевики начали внедрение Земельного Кодекса с новыми поправками. Его отличие было в том, что он узаконил наемный труд на селе. Следующий этап произошел в 1923 году. В этот год продналог заменили на сельхозналог.
| Был принят Земельный Кодекс. Продналог был превращен в единый сельхоз налог с 1923 года (с 1926 года полностью в денежной форме). Была проведена сельхоз кооперация. Хотели установить равный (справедливый) обмен между сельским хозяйством и промышленностью, но этого добиться не удалось, в результате чего появились, так называемые, " ножницы цен".
|
Промышленность
| Промышленность была практически полностью разрушена в результате Гражданской войны, и она не была в состоянии предложить что-то существенное крестьянству.
| Замедленный темп роста промышленности в 1920-е годы вызвал резкий рост безработицы. Если в 1923-1924 годах в городе был 1 миллион безработных, то в 1927-1928 годах уже 2 миллиона безработных. Логичное следствие этого явления - огромный рост преступности и недовольства в городах. Для тех кто работал, конечно, ситуация была нормальная. Но в целом положение рабочего класса был очень тяжелым.
|
Социальная сфера
| Был дефицит продовольства, транспорта и топлива. Свою роль сыграли безработица, сокращение рабочего класса и рост преступности бандитизма. Так же произошёл экономический и духовный разрыв между городом и деревней, крестьян с большевиками; крестьяне, получившие землю, не были заинтересованы в необходимый индустриализации страны.
| Произошло расслоение крестьянства, в ходе которого появился новый социальный класс, который называли «нэпманы». Произошла реставрация старых порядков. Росло классовое неравенство и социальное напряжение.
|
Культура, наука, образование
| Усиливалась идеализация культуры. Система образования, общественные науки, литература, искусство, театр помогали в воздействии власти на массы.
| Произошли большие реформы в образовании. Образование стало бесплатным и людям легче стало поступать в учебные заведения.
|