Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Иносветная печаль в Южнорусских родовых культурах



…………..

«Поминки сорокового дня и особенно обряд проводов души на тот свет занимают исключительное, чрезвычайно важное место во всём родоконе печали. Они никогда не переносятся на другой день и время. Все действия живых на этом свете, вся поминально-печальная обрядность до сорокового дня подчинены одной идее – подготовке души к неотвратимо приближающемуся её переходу на тот свет. Поминально-печальная обрядность своей целью имеет достойно подготовить и правильно проводить душу на тот свет.

…………

В с. Новое Еголдаево Новоеголдаевской КРК (крестьянской родовой культуры) время иносветной печали отмежёвывается поминками на 3-й, 9-й, 20-й, 40-й дни, в полгода и год; 9-й, 20-й и 40-й дни сопровождаются обрядом проводов души. Сороковой день расчленяет печаль на две части. Поминки на тридцать девятый день, по обычаю, начинаются с вечера и продолжаются около суток. Утром на сороковой день со свечами выходят на улицу и провожают душу с молитвами и воплями, обращёнными на восход солнца. Молитвы старухи-обрядницы возносят на восток, поклоны у всех – на запад. Бабы, погружённые в печальное состояние, постоянно носят печальные сряды.

В с. Волчье Волчьевской КРК Липецкой области малые времена иносветной печали отграничиваются поминальными днями на 3-й, 9-й, 20-й, 40-й дни, полгода, год, три года.

Погружение женского пола в состояние иносветной печали обязательно находит выражение в кручинной знаковости одежд.

………

Здесь как и в других родовых культурах взрослый женский пол на поминках обязан участвовать в кручинном уборе. Поэтому женщина любого возраста, участвуя в обрядах поминального времени, погружалась во временное иносветное печальное состояние и сряду сменяла на печальную. Все вещи, вошедшие в состав такой сряды, имели кручинную знаковость. Баба по окончании поминок, устроенных, например, по случаю 2-й годовщины её двоюродной сестры, выходила из состояния иносветной печали и снимала кручинный убор. В этом явлении обнажается содержание понятия «обычай». По обычаю она погрузилась в состояние - по обычаю вышла из иносветного состояния. ОБЫЧАЙ – ЭТО УМЕНИЕ ЛЮДЕЙ ВХОДИТЬ В НЕОБХОДИМЫЕ ДУХОВНЫЕ МОЛИТВЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ И ВЫХОДИТЬ ИЗ НИХ.

…..

В печальной сряде культуры отсутствуют наспинные, нагрудные, наушные украшения, столь характерные для родославного родокона.

………

В с. Пузево ( Гваздо-Пузевская КРК Бутурлиновского района Воронежской области) сороковой день в культуре имеет статус самого строгого поминального дня. В этот день выполняются два обряда проводов души на тот свет. Первый раз душу провожают до зари, на рассвете. В проводах примечательно действо первой встречи. Выходят на улицу, стоят и ждут первого встречного, которому вручают полотенце, висевшее сорок дней в переднем углу, хлеб, чашку и ложку. Первым встречным в селе в это время обычно случается пастух, идущий выгонять скотину. Второй раз душу провожают в этот же день после 12 часов полудня; оно едино со временем выноса тела покойного.

Перед этим по исконному порядку чинно пьют чашу и затем на полотенце выносят икону. С ней проходят несколько по улице, по тому пути, по которому несли гроб с умершим на погост. Явление двух обрядов проводов души в сороковой день в науке ранее было неизвестно и требует отдельного исследования.

………

Поминки не собираются в чётные года. Важность и необходимость проведения всех частных общественных поминок в культуре обосновывают тем, что ПОМИНАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО УМЕРШИЙ, НО И ВСЕ ДЕВЯТЬ КОЛЕН ЕГО РОДА. ПОМИНКИ ОБНАРУЖИВАЮТ РОДОВОЙ ХАРАКТЕР».

Из книги П. И. Кутенкова «Закон русского духа в обрядах и срядах восточных славян», 2014 г., с. 249, 256, 258, 259, 260, 261.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.