|
|||
Задание к семинару №2
Работа студентки группы 244-1 Донцовой Инны Сергеевны Задание к семинару №2
1. Какие этапы в развитии предмета экономической науки можно выделить? Можно выделить несколько этапов в развитии предмета экономической науки: экономия, политическая экономия (политэкономия), экономикс, институционализм, современная политэкономия. Наиболее общая характеристика выделенных этапов. 1. Экономия. Первоначальный этап развития экономической науки характеризуется как экономия – совокупность знаний о домоводстве и домашнем хозяйстве. Однако мыслители древности, рассматривая отдельные экономические явления, еще не выделяли их из всей совокупности общественных процессов, потому данный этап можно считать лишь преднаучным – когда формируются исходные пункты экономической науки и появляется осознание необходимости исследования законов хозяйствования. 2. Политэкономия. На этом этапе экономика становится настоящей наукой, отдельной от других, формируется множество школ. И хотя разные школы выделяли свой предмет изучения, в целом все вопросы сводились к следующим: что такое богатство, откуда оно берется, как его распределять. 3. Экономикс. Данный этап характеризуется нарочито практической направленностью экономических знаний, исследованием различных проблем хозяйственного механизма на микро- и макроуровне, активным использованием статистико-математического аппарата. 4. Институционализм. Совокупность теорий, в которых акцентируется внимание на роли социальных институтов в экономическом развитии. Предметом исследования является система институтов, где отношения между хозяйствующими субъектами определяются не только экономическими, но и внеэкономическими факторами. 5. Современная политэкономия. Предмет исследования находится на стадии формирования: современность выдвигает обществу все новые проблемы, которые невозможно решить, используя лишь отдельные имеющиеся методы. Требуется новое осмысление человеческой деятельности в глобальной экономике. Следует отметить, что первые три этапа имеют хронологическую последовательность. Далее этапы сосуществуют параллельно, отражая не столько хронологию развития, сколько различие в сущности – предмете и методах исследований, которых придерживаются различные группы экономических школ. Четыре обозначенных этапа, уже состоявшихся, их специфика и роль в развитии экономической науки, более подробно описаны в данной главе. Пятый – современный этап – описывается в главах 2, 6 и представляет собой авторский взгляд на дальнейшие перспективы развития экономики. 2. Какой принцип положен в основу выделения этих этапов? Развитие экономической науки, как правило, представляется в виде последовательности экономических школ, исторически сменяющих друг друга. Такой исторический подход вполне оправдан тем, что дает подробное описание взглядов различных экономистов, отражающих специфику своего времени, а затем показывает их влияние на последующие экономические теории. Однако для более целостного понимания данной науки предлагается отойти от традиционного подхода и представить ретроспективу экономической мысли в зависимости от развития предмета и методов ее исследования. 3. В чем состоит суть преднаучного этапа экономической науки? В период античности и средневековья экономические явления еще не выделились из всей суммы общественных процессов, и воззрения того времени образовали лишь исходные пункты экономической науки: необходимость исследования законов хозяйствования и пути увеличения богатства. Потому данный этап – этап экономии – можно охарактеризовать как преднаучный. Его предметом исследования являются отдельные вопросы хозяйственной жизни, отражающие в большей степени интересы господствующих слоев, логически не построенные в единую систему. 4. Почему родоначальником экономики как науки считается А. Смит? Исторически сложилось так, что почти повсеместно формирование экономической науки чаще всего увязывается с именем и творчеством Адама Смита-величайшего английского ученого-экономиста конца XVIII в. Адам Смит (1723-1790)-шотландский экономист, философ - этик, один из основоположников современной экономической теории, один из крупнейших представителей классической политэкономии. Сын таможенного чиновника. Получил образование в университетах Глазго и Оксфорда. Профессор университета в Глазго (1751). В 1764 находился во Франции, где познакомился с физиократами Ф. Кенэ и А. Р. Ж. Тюрго, философами и учёными Ж. Л. Д" Аламбером, К. А. Гельвецием и др., оказавшими большое влияние на формирование его экономически и философских взглядов. Адам Смит создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства. Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон: с позиций морали и нравственности, с гражданских и государственных позиций, с экономических позиций. Адам Смит предложил свой взгляд на роль государства в экономике, который в дальнейшем назвали классической теорией. В соответствии с ним государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, гарантировать соблюдение правил. Иными словами, государство должно делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов независимо от его воли и сознания, приводит к достижению экономической выгоды и пользы для всего общества. Предприниматель «невидимой рукой» направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения. 5. Что является предметом исследования на различных этапах? Экономия: отдельные вопросы хозяйственной жизни, отражающие в большей степени интересы господствующих слоев, логически не построенные в единую систему. Политэкономия: что такое богатство, откуда оно берется, как его распределять. Экономикс: законы ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения. Различные проблемы хозяйственного механизма на микро и макроуровне, процессы, происходящие в сферах производства, распределения, обмена и потребления. Институционализм: система институтов, где отношения между хозяйствующими субъектами определяются не только экономическими, но и внеэкономическими факторами. Современная политэкономия: предмет находится на стадии формирования: современность выдвигает обществу все новые проблемы, которые невозможно решить, используя лишь отдельные имеющиеся методы. 6. Как трактуется термин «политическая экономия»? Политическая экономия- одна из общественных наук, предметом исследования которой являются отношения между рынком и государством, индивидом и обществом. Кроме экономических методов, политэкономия использует разнообразные методы, заимствованные из философии, политологии и социологии. 7. Какие специфические методы используются на каждом этапе? Экономия: метод абстракции-отделение существенных характеристик явления от несущественных, производимое по определенному критерию. Политэкономия: исторические и социологический методы. Исторический- подход к единичному, однократному. Социологический- к повторяющемуся, к типическому. Экономикс: предельный анализ Институционализм: упор на описательно-статистический метод, использование исторического опыта, логики, впервые применяется междисциплинарный подход. Современная политэкономия: моделирование, метод научных абстракций, анализа и синтеза, исторический и логический подходы. 8. Какие школы можно отнести к школам этапа политэкономии (экономикса, институционализма)? Политэкономия Первой школой экономической науки был меркантилизм (XV-XVII вв. ). Меркантилисты формой общественного богатства считали золото и серебро, а основным его источником – внешнюю торговлю. Они выступали за поощрение экспорта (в первую очередь, готовой продукции) и развитие производства внутри страны за счет импорта дешевого сырья (в основном из стран-колоний); отстаивали идеи активного государственного вмешательства в экономику, развития отечественной промышленности и транспортных сетей, освоения новых территорий и проведения политики протекционизма. Таким образом, меркантилисты представляли интересы торгового капитала и выражали, прежде всего, экономическую политику государства. Особое значение данной школы состоит в том, что ее представители начали исследование товарно-денежных отношений. Среди наиболее известных представителей данного учения следует назвать Томаса Мана (Мэна) (1571-1641), Жан-Батиста Кольбера (1619-1683), Антуана Монкретьена (1575-1621). Следующий шаг в развитии экономики связан с физиократической школой (от греч. physis – природа, krateo – власть, т. е. «власть природы»). Основными представителями этой школы являются Франсуа Кенэ (1694-1774), Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781). Физиократы произвели переход исследования от сферы торговли к производству, однако сфера производства у них была ограничена лишь сельским хозяйством, в котором они и видели источник богатства нации. Вершиной физиократического учения является первая «макроэкономическая» модель – «Экономическая таблица» Ф. Кенэ (1758 г. ), в которой была предпринята первая попытка анализа воспроизводства общественного капитала. Идеи физиократов были развиты и углублены представителями английской классической политэкономии (XVII-XIX вв. ). Также, в период позднего средневековья (XVI-XVII вв. ) формировались западные утопические теории. Основоположниками утопического социализма являются Томас Мор (1478- 1532) («Утопия», 1516 г. ) и Томмазо Кампанелла (1568-1639) («Город Солнца», 1623 г. ). Их идеи позднее продолжили Шарль Фурье (1772-1837), Клод Анри Сен-Симон (1760-1825), Роберт Оуэн (1771-1858). Предмет науки представители данного направления видели в построении идеальной модели общественного устройства и справедливого распределения богатства, устранении социального неравенства и частной собственности. Реальная практика доказала несостоятельность утопических идей. Однако в силу своей социальной и моральной привлекательности они имели множество приверженцев. На экономическое учение Карла Маркса (1818-1883), позднее получившее название марксизма, оказали воздействие немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм. Сконструированная им экономическая теория продолжила и развила теорию трудовой стоимости (начатую классической школой): всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Экономикс Экономикс, несмотря на то, что сам термин появился позже, начался с теории маржиналистов. Наиболее яркие представители маржинализма – Карл Менгер (1840-1921), Леон Вальрас (1834-1910), Уильям Стэнли Джевонс (1835-1882), Джон Бейтс Кларк (1847-1938). Предмет экономики они видели в исследовании поведения отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. Если экономисты классической школы ставили во главу угла экономической науки объективную трудовую стоимость, то маржиналисты считали основной экономической категорией полезность. Полезность субъективна, но, по их мнению, именно она формирует цены, так как определяет индивидуальный, а значит, и рыночный спрос. Таким образом, маржиналистами было положено начало изучения сферы потребления. Следующий важный шаг в развитии экономической науки – неоклассическое направление (конец XIX в. ), основоположником которого считают Альфреда Маршалла (1842-1924). Неоклассики являются последователями классиков и маржиналистов. У классиков неоклассики переняли приверженность принципам экономического либерализма и невмешательства государства в экономику. Они рассматривали экономику как саморегулирующийся механизм, который сам приводит к равновесию между предложением и спросом, производством и потреблением. У маржиналистов они заимствовали методы предельного анализа и теорию полезности. Опираясь на учения указанных предшественников, представители неоклассического направления сформулировали субъективную теорию стоимости и теорию равновесия. Великая депрессия (экономический кризис 1929-1933 гг. ) выявила новые теоретические проблемы экономической науки – проблемы макроэкономического уровня. Следующие две школы – кейнсианство и монетаризм, появившиеся уже в XX веке, также можно отнести к этапу экономикса. Основная заслуга данных школ состоит в том, что с них началось использование макроэкономического анализа. Основой для новой теории, в которой нуждалось общество, явился труд Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г. ). Анализируя действие рыночного механизма, Кейнс (1883-1946) пришел к следующему выводу: хотя такие негативные явления как кризисы, инфляция, безработица, монополизация внутренне и присущи рынку, и рыночный механизм сам может справиться с этими явлениями, однако потери общества при этом велики, и, чтобы их минимизировать, требуется государственное вмешательство. Теорией, наиболее полно выразившей этап экономикса, представляется теория неоклассического синтеза. Представители данной школы – Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэльсон (1915-2009). Эта теория фактически воплотила в себе все существующие направления экономикса, явила собой синтез микро- и макроэкономического разделов. Неоклассический синтез выявил взаимосвязь и неразрывность микро- и макроэкономики; обосновал необходимость эффективного воздействия государства на рынок как единого целого при соблюдении свободы поведения производителя и потребителя; доказал, что в части государственного вмешательства в зависимости от развития экономики должны использоваться либо кейнсианские рекомендации, либо монетаристские. Институционализм Виднейшие представители раннего институционализма – Торстейн Веблен (1857-1929), Джон Коммонс (1862-1945), Уэсли Митчелл (1874-1948). Они сформировали основные направления данного течения: социально-психологическое (Веблен связал основу экономики с действием психологического фактора), социально-правовое (Коммонс сделал упор на правовые категории и юридические учреждения), институционально-статистическое (Митчелл исследовал методы ослабления экономических кризисов, сформулировал теорию регулируемого капитализма). В середине ХХ века произошел новый виток развития: появилось неоинституциональное направление. Его родоначальником считают Рональда Коуза (1910-2013). Неоинституционализм является учением, основанном на противоречии. Базовой категорией в нем остается социальный институт. На неоинституциональном подходе базируется целый ряд теорий, таких как теория прав собственности, трансакционных издержек и фирмы (Р. Коуз), теория организаций (О. Уильямсон), новая экономическая история (Д. Норт и др. ), теория общественного выбора (Дж. Бьюкенен и др. ). 9. Какой вклад внесли данные школы в развитие экономической науки? Политэкономия: Меркантелизм- ее представители начали исследование товарно-денежных отношений. Особого внимания заслуживает появление термина «политическая экономия» (от греч. politikó s – государственный, общественный, т. е. «общественное хозяйство»), который в дальнейшем надолго стал названием экономической науки в целом. Физиократическая школа- произвели переход исследования от сферы торговли к производству. Вершиной физиократического учения является первая «макроэкономическая» модель – «Экономическая таблица» Ф. Кенэ (1758 г. ), в которой была предпринята первая попытка анализа воспроизводства общественного капитала. Классики выявили значение труда как источника богатства общества и меры ценности всех товаров; доказали, что экономика регулируется рынком и имеет свои законы, которые объективны; впервые дали систематическое изложение экономической теории как единой целостной научной дисциплины. Ранние политэкономы- теория стоимости, теория заработной платы, теория ренты, теория процента и теория прибыли впервые были увязаны в единую логическую систему, надолго ставшую основным содержанием учебных курсов по политической экономии. Марксизм-экономическая теория продолжила и развила теорию трудовой стоимости. Учение Маркса об общественно-экономических формациях и причинах их смены позволило рассматривать историю человечества в виде логической схемы, а не хаоса фактов. Экономикс: Маржинализм-положено начало изучения сферы потребления. Неоклассическое направление- сформулировали субъективную теорию стоимости и теорию равновесия. Считали цену порождением двух факторов: объективного (издержек производителя) и субъективного (оценок потребителя – полезности). Данный подход в итоге воплотился в модели рыночного равновесия, в которой цена определяется пересечением кривых спроса и предложения. Кейнсианство и монетаризм-началось использование макроэкономического анализа. Неоклассического синтеза- выявили взаимосвязь и неразрывность микро- и макроэкономики; обосновали необходимость эффективного воздействия государства на рынок как единого целого при соблюдении свободы поведения производителя и потребителя; доказали, что в части государственного вмешательства в зависимости от развития экономики должны использоваться либо кейнсианские рекомендации, либо монетаристские. Во второй половине ХХ в. именно это учение является мэйнстримом в экономической науке и, как правило, составляет содержание современной экономической дисциплины. Институционализм Ранний институционализм- сформировали основные направления данного течения: социальнопсихологическое (Веблен связал основу экономики с действием психологического фактора), социально-правовое (Коммонс сделал упор на правовые категории и юридические учреждения), институциональностатистическое (Митчелл исследовал методы ослабления экономических кризисов, сформулировал теорию регулируемого капитализма). Неоинституциональное направление- стали изучать политические, правовые, социальные проблемы с помощью категорий экономической теории. Создали ряд теорий, таких как теория прав собственности, трансакционных издержек и фирмы (Р. Коуз), теория организаций (О. Уильямсон), новая экономическая история (Д. Норт и др. ), теория общественного выбора (Дж. Бьюкенен и др. ). 10. Соблюдается в этапах хронлогическая последовательность их существования? Да, соблюдается. Развитие экономической науки, как правило, представляется в виде последовательности экономических школ, исторически сменяющих друг друга. Такой исторический подход вполне оправдан тем, что дает подробное описание взглядов различных экономистов, отражающих специфику своего времени, а затем показывает их влияние на последующие экономические теории
|
|||
|