Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1.Расскажите о 3 основных группах методов обучения речи детей с нарушенным слухом?



Билет №5

1. Расскажите о 3 основных группах методов обучения речи детей с нарушенным слухом?

При обучении детей с нарушенным слухом используют разные методы. Они относятся к 3 основным группам:

/ устные методы (oral);

/ жестовые методы (manual — sign language);

/ слуховые методы (aural ).

Устные методы. Цель классического устного метода — научить ребен­ка с нарушенным слухом устной речи. При этом устная речь должна стать для глухого ребенка первым языком, который он осваивает.

Если ребенок не может научиться понимать речь и говорить есте­ственным путем, то его надо целенаправленно этому учить с помощью специальных приемов, опираясь на другие сохранные системы. В со­ответствии с методом ребенка учат говорить (произносить звуки речи) с помощью зрения и осязания (тактильных ощущений). Тактильные ощуще­ния — те, которые человек чувствует при прикосновении одних частей тела к другим и их движении.

Для того чтобы помочь ребенку научиться быстрее запоминать, как про­износить разные звуки речи, в устном методе используют также дактилъную, или ручную, азбуку

Письменная речь (чтение и письмо) широко используется при обучении устным методом, чтобы помочь ребенку научиться говорить и, главное, по­ймать речь. Поэтому детей с нарушенным слухом очень рано (с полутора лет). начинают учить чтению. При этом детей учат запоминать написанные на табличках слова, обозначающие разные предметы и действия, и соотносить карточки.

Тренировке слухового восприятия в классическом устном методе уделя­ется меньше внимания, потому что считается, что оно малоэффективно для развития речи у тугоухого ребенка.

В этих методах важнейшее значение придается обучению родителей развитию у ребенка речи в домашних условиях. Метод Э. И. Леонгард так называется — «метод материнской школы».

 

Жестовые методы. Методы, относящиеся к этой группе, используют жестовый язык глухих как основу для обучения детей с нарушенным слу­хом.

В последние годы в обучении глухих также широко используется билинг- вистический подход. Его идея основана на том, что глухой ребенок овладе­вает разговорной жестовой речью при общении с другими глухими и сла­бослышащими детьми, а в процессе обучения у него формируют устную речь.


В некоторых странах распространен. метод «тотальной коммуникации». Его цель — развитие у детей с большой потерей слуха устной речи с по­мощью всех способов общения: жестовой и дактильной речи, слухозри­тельного восприятия речи, устной речи, чтения и письма. Это позволяет им лучше понимать окружающих и общаться с ними.

Слуховые методы. Эти методы стали развиваться сравнительно недавно, после того как появились качественные слуховые аппараты. Максимальное развитие они получили в последние годы в связи с распространением циф­ровых СА и КИ. Слуховые методы используются для развития речи у ребен- ка со сниженным слухом преимущественно на основе слухового восприятия, так же как при естественном развитии речи у нормально слышащего малы­ша. К этим методам относится аудиовербальный метод.

Важная часть нашего метода — активное вовлечение родителей в про­цесс развития слуха и речи у ребенка с нарушенным слухом. Чем слухо­речевой метод отличается от верботонального метода или метода Э. И. Ле- онгард? В соответствии с нашим методом родители должны не столько целенаправленно заниматься с ребенком, так как это делает сурдопедагог, сколько научиться развивать у ребенка умения слышать и говорить в те­чение всего дня, выполняя обычные дела, играя с ребенком.

2. Почему развитие у ребенка умения общаться с окружающими, думать, выражать свои эмоции является основной целью коррекционной работы? Почему слух и речь так важны для развития мышления и выражения эмоций?

Зачем нам слух?

Чтобы слышать окружающие звуки и ориентироваться в окружающей среде.

Чтобы слышать речь других людей и научиться говорить. И это наи­более важно.

Зачем нам речь?

Чтобы понимать и общаться с окружающими людьми.

Чтобы думать.

Чтобы выражать свои эмоции.

Значит, настоящая цель развития ребенка с нарушенным слухом не столько слух и речь, сколько развитие его умения общаться с окружаю­щими, думать и выражать свои эмоции.

Почему же нам так важны слух и речь? Потому что люди думают и общаются словами. Конечно, глухие люди тоже думают и общаются с по­мощью жестов, но эти возможности очень ограничены. Глухие люди могут научиться говорить и понимать речь путем чтения с губ, но это очень трудно. С помощью слуха научиться речи и думать намного легче, чем другим способом. Понять, зачем нам слух и речь, — помогает аналогия с шитьем. Умение пользоваться иголкой и делать правильные швы толь­ко инструмент для создания красивого платья, но без этого инструмента платья не сшить...

 

3. Как проверить знает/понимает ли ребенок значение слова/фразы на слух или слухозрительно? Перечислите основные группы слов первичного словаря, которым надо учить ребенка, объяснять ему их значение, учить узнавать на слух.

Ребенок может понять и запомнить значение слова, только если он много раз слышит его и одновременно видит предмет или действие, называемое этим словом.

Когда ребенок учится слышать окружающие неречевые звуки, он науча­ется также слышать речь, потому что речь — это тоже звуки. Но чтобы понимать речь, недостаточно просто ее слышать. Мы с вами отлично слы­шим речь на чужом языке, но мы ее не понимаем, потому что не знает значений слов на этом языке и грамматических правил.

Значит для понимания речи надо уметь анализировать звуки речи, иметь словарный запас (понимать значения слов — пассивный словарь) и знать грамматические правила. Словарь и грамматика составляют язы­ковую систему.

Чтобы научиться понимать иностранную речь на слух, необходимо по­стоянно ее слышать и представлять то, о чем говорят. Именно эти условия мы должны обеспечить малышу с нарушенным слухом. Поэтому посто­янно рассказывайте ребенку про то, что вы делаете вместе с ним и про то, на что он смотрит, — комментируйте все, что делаете. Очень важно объяснять ребенку значение слов, используя зрение, ося­зание, обоняние, помогая жестами и создавая «смысловое поле» слова.

 

4. Перечислите приемы вызывания голоса и звуков речи у малыша. Какие звуки ребенок чаще непроизвольно издает при возбуждении и как стимулировать его пользоваться голосом для общения? Как помогать ребенку «говорить» при общении?

спонтанно, когда малыш возбужден или ему что-то нужно, он может смеяться, взвизгивать, произносить гласноподобные звуки типа «а-а», «э-э», прося взрослого дать ему интересующий предмет или при воз­мущении.

когда он сам пытается подражать видимой артикуляции и голосу взрос­лого при игре и совместных действиях, например при игре по оче­реди в машинку — «би-би»;

когда мы побуждаем малыша подражать нашей артикуляции и голосу, например: когда побуждаем повторить за нами «дай», он подражает нашей артикуляции и произносит «а»;

ккогда мы стимулируем его произнести какой-нибудь звук, опираясь на ощущения вибрации горла или другие осязательные ощущения.

Один из самых естественных способов вызывания голоса у малыша — это вызвать его возбуждение. Вызовите смех малыша — пощекочите, на­смешите смешной гримасой.

Делая что-нибудь вместе с ребенком, разговаривайте с ним и старайтесь вызвать у него эмоциональное возбуждение. При возбуждении ребенок не­произвольно издает больше звуков. Чаще это гласноподобные звуки [а], [э], [и], [о], [у]. Поиграйте во что-нибудь, что вызовет смех или радостный крик малыша (игра в мяч, ку-ку, прятки). Ребенок слушает вашу речь и, возможно, попытается вам ответить голосом. Если он видит ваше лицо, то начинает подражать движениям ваших губ, языка. При этом возникаю- звуки, похожие на согласные [б], [м], [п], [в], а также на слоги «ба», «ма* «пэ», «бу» и др. Гуление сменяется лепетом.

Старайтесь помогать ребенку «говорить» при общении. Например, ситуа­ция, когда ему что-то нужно, очень удобна для того, чтобы стимулировать его сказать слово «дай». Пока ребенок еще не может сам говорить, пред­ложите ему образец: скажи «дай», «дай биби», скажи «мама, дай», «дай пить», попроси тетю «тетя, дай, пожалуйста». Используйте все приемы, которые помогают малышу говорить: смотреть на лицо взрослого, положить руку на горло, прислушиваться. Сначала это может быть только тихий звук [а], по­степенно [а] станет громче, перейдет в [ай], из которого получится «дай». Но не заставляйте его это делать каждый раз.

Если ребенок заинтересовался каким-то предметом (смотрит на него, взял в руки, просит дать), назовите предмет несколько раз, расскажите о нем, стимулируйте ребенка повторить слово, короткую фразу.

 

5. Приведите примеры дел, которые можно использовать для развития моторики, мышления, обоняния, осязания у ребенка.

 

Моторика

Крупная моторика — в соответствии с возрастом - учим ребенка ходить, бегать, стоять на одной ноге, прыгать на двух и одной  ноге, попеременно прыгать на правой и левой ноге, ходить на носочках, ходить по линии, прыгать с поддержкой по ступенькам, бросать мяч дву­мя и одной рукой, ходить спиной, двигаться ритмично под музыку и др.

Мелкая моторика — в соответствии с возрастом ребенка учим закрывать открывать банки, брать мелкие предметы и просовывать их в небольшие отверстия, расстегивать/застегивать пуговицы/молнии, развязывать/завязывать шнурки, нанизывать бусы на леску и кольца на стержни, обводить фигуры по контуру, рисовать карандашом/фломастером, резать ножница- ми, играть в пальчиковые игры и др.

Обоняние

Учим узнавать запахи и узнавать предметы по запахам: нюхаем еду, цве­ты, специи, лосьоны, мыло, неприятные запахи. Когда нюхаем, описыва­ем предметы и их качества словами.

Вкусовые ощущения

Учим ребенка различать пищу или предметы по вкусовым ощущениям — пробуем сладкое, кислое, соленое, неприятное на вкус. Описываем предметы и их качества словами, когда это делаем.

Зрительное восприятие

Рассматриваем вместе с ребенком все, что его интересует, и описываем это.

1. Привлекаем зрительное внимание ребенка к предметам и действия.

которым хотим его научить.

2. Учим ребенка удерживать зрительное внимание к игрушкам, предме­там, своим действиям.

3. Учим ребенка подбирать одинаковые предметы, различать и сортировать предметы по цвету, размеру, форме, выполняемой функции и др.

4. Описываем словами предметы и их качества, когда рассматриваем

Осязание

Учим ребенка различать и сортировать предметы на ощупь. Трогать разные предметы на ощупь — мягкие, пушистые, мокрые, твердые, холод­ные, теплые, большие, маленькие, круглые, квадратные и т. д. Описываем словами предметы и их качества, когда это делаем.

Мышление

Учимся сравнивать и сортировать предметы по размеру, цвету и форме считаем и др. Эти задания учат анализировать и выделять определенные  качества предметов, формирует представления об основных формах и цвете.

1. Учим ребенка играть в кубики одинакового/разного цвета и размера (выложить несколько кубиков в одну линию, самому построить башню кубиков — число зависит от возраста).

2. Учим ребенка надевать по размеру кольца пирамидки.

3. Учим ребенка складывать мелкие вещи в коробки с разными отверстиями.

 

6. Расскажите об основных типах ваших отношения родителей с ребенком?

Первый тип отношения — полное принятие. Вы понимаете и принимае­те глухоту ребенка, трезво относитесь к ней. Вы не считаете, что у вас нет проблем, но думаете, что можете их решить. Вы терпеливо, ровно, с боль­шой теплотой и любовью относитесь к ребенку, у вас с ним очень хорошие отношения. Такое отношение возникает не сразу и не просто, требуется время и усилия.

Второй тип отношения — гиперопека. Это значит, что вы ничего не даете ребенку сделать самому, освобождаете от всех обязанностей. Он уже привык к этому и считает, что все должны его обслуживать и все ему обя­заны. Представляете, что будет, когда он вырастет? Кто будет его все вре­мя обслуживать? Кому он будет нужен? Почему вы так делаете? Возмож­но, что вы еще испытываете чувство стыда, вины, обиды и растерянности и, чтобы их скрыть, балуете и опекаете ребенка. Но баловать не значит любить по-настоящему!

Третий тип отношения — нереалистическое. Вы не хотите признать, что ваш ребенок плохо слышит, и ставите перед ребенком нереальные цели. Вы хотите показать всем, что ваш ребенок такой же, как другие дети. Конечно, малыш будет стараться угодить вам, но скоро почувствует себя одиноким и несчастным, потому что не сможет выполнять того, что вы от него хотите. Потом он станет переоценивать себя и попадать в сложные ситуации.

Четвертый тип отношения — безразличие или отвержение. При безраз­личном отношении ваши неосознанные чувства и жизненные ценности приводят к эмоциональному неприятию ребенка: вы не любите быть с ним, не стараетесь понять его, полюбить, поделиться с ним своими чувствами. Может, вы не осознаете, но чувствуете, что ребенок вам не нужен, ме­шает. Вам все в нем не нравится, вы его постоянно ругаете. И хотя вы искренне о нем заботитесь, удовлетворяете лишь его материальные по­требности. Иногда это проявляется в открытой враждебности к ребенку. В любом случае родители винят всех: ребенка, врача, родственников, об­щество — в том, что они несчастны, но только не себя. Это самый опасный и для ребенка, и вас тип отношения. Поговорите об этом с психологом и другими родителями глухих детей.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.