|
|||
1.Расскажите о 3 основных группах методов обучения речи детей с нарушенным слухом?Билет №5 1. Расскажите о 3 основных группах методов обучения речи детей с нарушенным слухом? При обучении детей с нарушенным слухом используют разные методы. Они относятся к 3 основным группам: / устные методы (oral); / жестовые методы (manual — sign language); / слуховые методы (aural ). Устные методы. Цель классического устного метода — научить ребенка с нарушенным слухом устной речи. При этом устная речь должна стать для глухого ребенка первым языком, который он осваивает. Если ребенок не может научиться понимать речь и говорить естественным путем, то его надо целенаправленно этому учить с помощью специальных приемов, опираясь на другие сохранные системы. В соответствии с методом ребенка учат говорить (произносить звуки речи) с помощью зрения и осязания (тактильных ощущений). Тактильные ощущения — те, которые человек чувствует при прикосновении одних частей тела к другим и их движении. Для того чтобы помочь ребенку научиться быстрее запоминать, как произносить разные звуки речи, в устном методе используют также дактилъную, или ручную, азбуку Письменная речь (чтение и письмо) широко используется при обучении устным методом, чтобы помочь ребенку научиться говорить и, главное, поймать речь. Поэтому детей с нарушенным слухом очень рано (с полутора лет). начинают учить чтению. При этом детей учат запоминать написанные на табличках слова, обозначающие разные предметы и действия, и соотносить карточки. Тренировке слухового восприятия в классическом устном методе уделяется меньше внимания, потому что считается, что оно малоэффективно для развития речи у тугоухого ребенка. В этих методах важнейшее значение придается обучению родителей развитию у ребенка речи в домашних условиях. Метод Э. И. Леонгард так называется — «метод материнской школы».
Жестовые методы. Методы, относящиеся к этой группе, используют жестовый язык глухих как основу для обучения детей с нарушенным слухом. В последние годы в обучении глухих также широко используется билинг- вистический подход. Его идея основана на том, что глухой ребенок овладевает разговорной жестовой речью при общении с другими глухими и слабослышащими детьми, а в процессе обучения у него формируют устную речь. Слуховые методы. Эти методы стали развиваться сравнительно недавно, после того как появились качественные слуховые аппараты. Максимальное развитие они получили в последние годы в связи с распространением цифровых СА и КИ. Слуховые методы используются для развития речи у ребен- ка со сниженным слухом преимущественно на основе слухового восприятия, так же как при естественном развитии речи у нормально слышащего малыша. К этим методам относится аудиовербальный метод. Важная часть нашего метода — активное вовлечение родителей в процесс развития слуха и речи у ребенка с нарушенным слухом. Чем слухоречевой метод отличается от верботонального метода или метода Э. И. Ле- онгард? В соответствии с нашим методом родители должны не столько целенаправленно заниматься с ребенком, так как это делает сурдопедагог, сколько научиться развивать у ребенка умения слышать и говорить в течение всего дня, выполняя обычные дела, играя с ребенком. 2. Почему развитие у ребенка умения общаться с окружающими, думать, выражать свои эмоции является основной целью коррекционной работы? Почему слух и речь так важны для развития мышления и выражения эмоций? Зачем нам слух? Чтобы слышать окружающие звуки и ориентироваться в окружающей среде. Чтобы слышать речь других людей и научиться говорить. И это наиболее важно. Зачем нам речь? Чтобы понимать и общаться с окружающими людьми. Чтобы думать. Чтобы выражать свои эмоции. Значит, настоящая цель развития ребенка с нарушенным слухом не столько слух и речь, сколько развитие его умения общаться с окружающими, думать и выражать свои эмоции. Почему же нам так важны слух и речь? Потому что люди думают и общаются словами. Конечно, глухие люди тоже думают и общаются с помощью жестов, но эти возможности очень ограничены. Глухие люди могут научиться говорить и понимать речь путем чтения с губ, но это очень трудно. С помощью слуха научиться речи и думать намного легче, чем другим способом. Понять, зачем нам слух и речь, — помогает аналогия с шитьем. Умение пользоваться иголкой и делать правильные швы только инструмент для создания красивого платья, но без этого инструмента платья не сшить...
3. Как проверить знает/понимает ли ребенок значение слова/фразы на слух или слухозрительно? Перечислите основные группы слов первичного словаря, которым надо учить ребенка, объяснять ему их значение, учить узнавать на слух. Ребенок может понять и запомнить значение слова, только если он много раз слышит его и одновременно видит предмет или действие, называемое этим словом. Когда ребенок учится слышать окружающие неречевые звуки, он научается также слышать речь, потому что речь — это тоже звуки. Но чтобы понимать речь, недостаточно просто ее слышать. Мы с вами отлично слышим речь на чужом языке, но мы ее не понимаем, потому что не знает значений слов на этом языке и грамматических правил. Значит для понимания речи надо уметь анализировать звуки речи, иметь словарный запас (понимать значения слов — пассивный словарь) и знать грамматические правила. Словарь и грамматика составляют языковую систему. Чтобы научиться понимать иностранную речь на слух, необходимо постоянно ее слышать и представлять то, о чем говорят. Именно эти условия мы должны обеспечить малышу с нарушенным слухом. Поэтому постоянно рассказывайте ребенку про то, что вы делаете вместе с ним и про то, на что он смотрит, — комментируйте все, что делаете. Очень важно объяснять ребенку значение слов, используя зрение, осязание, обоняние, помогая жестами и создавая «смысловое поле» слова.
4. Перечислите приемы вызывания голоса и звуков речи у малыша. Какие звуки ребенок чаще непроизвольно издает при возбуждении и как стимулировать его пользоваться голосом для общения? Как помогать ребенку «говорить» при общении? спонтанно, когда малыш возбужден или ему что-то нужно, он может смеяться, взвизгивать, произносить гласноподобные звуки типа «а-а», «э-э», прося взрослого дать ему интересующий предмет или при возмущении. когда он сам пытается подражать видимой артикуляции и голосу взрослого при игре и совместных действиях, например при игре по очереди в машинку — «би-би»; когда мы побуждаем малыша подражать нашей артикуляции и голосу, например: когда побуждаем повторить за нами «дай», он подражает нашей артикуляции и произносит «а»; ккогда мы стимулируем его произнести какой-нибудь звук, опираясь на ощущения вибрации горла или другие осязательные ощущения. Один из самых естественных способов вызывания голоса у малыша — это вызвать его возбуждение. Вызовите смех малыша — пощекочите, насмешите смешной гримасой. Делая что-нибудь вместе с ребенком, разговаривайте с ним и старайтесь вызвать у него эмоциональное возбуждение. При возбуждении ребенок непроизвольно издает больше звуков. Чаще это гласноподобные звуки [а], [э], [и], [о], [у]. Поиграйте во что-нибудь, что вызовет смех или радостный крик малыша (игра в мяч, ку-ку, прятки). Ребенок слушает вашу речь и, возможно, попытается вам ответить голосом. Если он видит ваше лицо, то начинает подражать движениям ваших губ, языка. При этом возникаю- звуки, похожие на согласные [б], [м], [п], [в], а также на слоги «ба», «ма* «пэ», «бу» и др. Гуление сменяется лепетом. Старайтесь помогать ребенку «говорить» при общении. Например, ситуация, когда ему что-то нужно, очень удобна для того, чтобы стимулировать его сказать слово «дай». Пока ребенок еще не может сам говорить, предложите ему образец: скажи «дай», «дай биби», скажи «мама, дай», «дай пить», попроси тетю «тетя, дай, пожалуйста». Используйте все приемы, которые помогают малышу говорить: смотреть на лицо взрослого, положить руку на горло, прислушиваться. Сначала это может быть только тихий звук [а], постепенно [а] станет громче, перейдет в [ай], из которого получится «дай». Но не заставляйте его это делать каждый раз. Если ребенок заинтересовался каким-то предметом (смотрит на него, взял в руки, просит дать), назовите предмет несколько раз, расскажите о нем, стимулируйте ребенка повторить слово, короткую фразу.
5. Приведите примеры дел, которые можно использовать для развития моторики, мышления, обоняния, осязания у ребенка.
Моторика Крупная моторика — в соответствии с возрастом - учим ребенка ходить, бегать, стоять на одной ноге, прыгать на двух и одной ноге, попеременно прыгать на правой и левой ноге, ходить на носочках, ходить по линии, прыгать с поддержкой по ступенькам, бросать мяч двумя и одной рукой, ходить спиной, двигаться ритмично под музыку и др. Мелкая моторика — в соответствии с возрастом ребенка учим закрывать открывать банки, брать мелкие предметы и просовывать их в небольшие отверстия, расстегивать/застегивать пуговицы/молнии, развязывать/завязывать шнурки, нанизывать бусы на леску и кольца на стержни, обводить фигуры по контуру, рисовать карандашом/фломастером, резать ножница- ми, играть в пальчиковые игры и др. Обоняние Учим узнавать запахи и узнавать предметы по запахам: нюхаем еду, цветы, специи, лосьоны, мыло, неприятные запахи. Когда нюхаем, описываем предметы и их качества словами. Вкусовые ощущения Учим ребенка различать пищу или предметы по вкусовым ощущениям — пробуем сладкое, кислое, соленое, неприятное на вкус. Описываем предметы и их качества словами, когда это делаем. Зрительное восприятие Рассматриваем вместе с ребенком все, что его интересует, и описываем это. 1. Привлекаем зрительное внимание ребенка к предметам и действия. которым хотим его научить. 2. Учим ребенка удерживать зрительное внимание к игрушкам, предметам, своим действиям. 3. Учим ребенка подбирать одинаковые предметы, различать и сортировать предметы по цвету, размеру, форме, выполняемой функции и др. 4. Описываем словами предметы и их качества, когда рассматриваем Осязание Учим ребенка различать и сортировать предметы на ощупь. Трогать разные предметы на ощупь — мягкие, пушистые, мокрые, твердые, холодные, теплые, большие, маленькие, круглые, квадратные и т. д. Описываем словами предметы и их качества, когда это делаем. Мышление Учимся сравнивать и сортировать предметы по размеру, цвету и форме считаем и др. Эти задания учат анализировать и выделять определенные качества предметов, формирует представления об основных формах и цвете. 1. Учим ребенка играть в кубики одинакового/разного цвета и размера (выложить несколько кубиков в одну линию, самому построить башню кубиков — число зависит от возраста). 2. Учим ребенка надевать по размеру кольца пирамидки. 3. Учим ребенка складывать мелкие вещи в коробки с разными отверстиями.
6. Расскажите об основных типах ваших отношения родителей с ребенком? Первый тип отношения — полное принятие. Вы понимаете и принимаете глухоту ребенка, трезво относитесь к ней. Вы не считаете, что у вас нет проблем, но думаете, что можете их решить. Вы терпеливо, ровно, с большой теплотой и любовью относитесь к ребенку, у вас с ним очень хорошие отношения. Такое отношение возникает не сразу и не просто, требуется время и усилия. Второй тип отношения — гиперопека. Это значит, что вы ничего не даете ребенку сделать самому, освобождаете от всех обязанностей. Он уже привык к этому и считает, что все должны его обслуживать и все ему обязаны. Представляете, что будет, когда он вырастет? Кто будет его все время обслуживать? Кому он будет нужен? Почему вы так делаете? Возможно, что вы еще испытываете чувство стыда, вины, обиды и растерянности и, чтобы их скрыть, балуете и опекаете ребенка. Но баловать не значит любить по-настоящему! Третий тип отношения — нереалистическое. Вы не хотите признать, что ваш ребенок плохо слышит, и ставите перед ребенком нереальные цели. Вы хотите показать всем, что ваш ребенок такой же, как другие дети. Конечно, малыш будет стараться угодить вам, но скоро почувствует себя одиноким и несчастным, потому что не сможет выполнять того, что вы от него хотите. Потом он станет переоценивать себя и попадать в сложные ситуации. Четвертый тип отношения — безразличие или отвержение. При безразличном отношении ваши неосознанные чувства и жизненные ценности приводят к эмоциональному неприятию ребенка: вы не любите быть с ним, не стараетесь понять его, полюбить, поделиться с ним своими чувствами. Может, вы не осознаете, но чувствуете, что ребенок вам не нужен, мешает. Вам все в нем не нравится, вы его постоянно ругаете. И хотя вы искренне о нем заботитесь, удовлетворяете лишь его материальные потребности. Иногда это проявляется в открытой враждебности к ребенку. В любом случае родители винят всех: ребенка, врача, родственников, общество — в том, что они несчастны, но только не себя. Это самый опасный и для ребенка, и вас тип отношения. Поговорите об этом с психологом и другими родителями глухих детей.
|
|||
|