|
|||
Память. Мышление. ВоображениеПамять 1. Благодаря учебной деятельности интенсивно развиваются все процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение информации. А также — все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. 2. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Соответственно активно формируется произвольное запоминание. Важным становится не только то, что запомнить, но и как запомнить. 3. Возникает необходимость освоения специальных целенаправленных действий по запоминанию. 4. Недостаточно развит самоконтроль при заучивании. Младший школьник не умеет проверить себя. Иногда не отдает себе отчета в том, выучил заданное или нет. 5. Способность к систематическому планомерному заучиванию учебного материала возрастает на протяжении всего младшего школьного возраста. При этом в начале младшего школьного возраста (7—8 лет) способность к заучиванию еще мало чем отличается от способности к заучиванию у дошкольников, и лишь в 9—11 лет (т. е. в III—V классах) школьники обнаруживают явное превосходство. 6. Взрослый должен использовать следующие приемы для развития произвольного запоминания: · давать ребенку способы запоминания и воспроизведения того, что нужно выучить; · обсуждать содержание и объем материала; · распределять материал на части (по смыслу, по трудности запоминания и др. ); · учить контролировать процесс запоминания; · фиксировать внимание ребенка на необходимости понимания; · учить ребенка понимать то, что он должен запомнить; · задавать мотивацию. Мышление 1. В младшем школьном возрасте основной вид мышления — наглядно-образное. Специфика данного вида мышления заключается в том, что решение любой задачи происходит в результате внутренних действий с образами. 2. Формируются элементы понятийного мышления и мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, группировка, классификация, абстрагирование, которые необходимы для соответствующей переработки теоретического содержания. Преобладающим является практически действенный и чувственный анализ. Это означает, что учащиеся сравнительно легко решают те учебные задачи, где можно использовать практические действия с самими предметами или находить части предметов, наблюдая их в наглядном пособии. Развитие абстракции у учащихся проявляется в формировании способности выделять общие и существенные признаки. Одной из особенностей абстракции учащихся младших классов является то, что за существенные признаки они порой принимают внешние, яркие признаки. 3. Формирование мышления в понятиях происходит внутри учебной деятельности через следующие способы деятельности: v. изучают существенные признаки предметов и явлений; 5. овладевают их существенными свойствами; 5. овладевают законами их возникновения и развития. 4. Основным источником развития понятий и процессов мышления являются знания. 5. Мышление в понятиях нуждается в помощи представлений и на них строится. Чем точнее и шире круг представлений, тем полнее и глубже строящиеся на их основе понятия. 6. Большое значение в усвоении понятий имеют специально организованные наблюдения, в основе которых лежит восприятие предмета. Рассказ ребенка, строящийся на основе ряда вопросов, задаваемых взрослым в определенном порядке, приводит к тому, что восприятие систематизируется, становится более целенаправленным и планомерным. Воображение 1. Учебная деятельность способствует активному развитию воображения как воссоздающего, так и творческого. Развитие воображения идет в следующих направлениях: увеличивается разнообразие сюжетов; преобразуются качества и отдельные стороны предметов и персонажей; создаются новые образы; появляется способность предвосхищать последовательные моменты преобразования одного состояния в другое; появляется способность управления сюжетом. 2. Формируется произвольность воображения. Воображение развивается в условиях осуществления специальной деятельности: сочинение рассказов, сказок, стихов, историй. 3. Воображение имеет и терапевтический эффект, когда ребенок может себе позволить быть в своей фантазии кем и каким хочет и иметь то, что хочет. С другой стороны, воображение может увести ребенка от реальности, создавая навязчивые образы.
|
|||
|