|
|||
Семинарское занятие 14. Тема «Технология предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости». Рекомендуемая литератураСеминарское занятие 14 Тема «Технология предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости» План 1. Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема. Причины отставания и неуспеваемости детей в школе. 2. Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости. 3. Готовность учителя к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности. 4. Функциональные обязанности и личностные качества педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью.
Рекомендуемая литература 1. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. — М. : Изд. центр «Академия», 1999. — С. 212—217; 239—252. 2. Кашлев, С. С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса: учеб. пособие. В 3 ч. / С. С. Кашлев. — Минск: Зорны верасень, 2005. — Ч. 1. — С. 24—40. 3. Локалова, Н. П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учеб. пособие / Н. П. Локалова. — СПб. : Питер, 2009. — 368 с. 4. Мурачковский, Н. И. Как предупредить неуспеваемость школьников / Н. И. Мурачковский. — Минск: Народная асвета, 1977. — 80 с. 5. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И. П. Подласый. — М. : ВЛАДОС, 2006. — С. 236—274. 6. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина [и др. ]; под ред. И. В. Дубровиной. — М. : Просвещение, 1991. — С. 21—30; 189—215. 7. Хитрюк, В. В. Введение в коррекционную педагогику: курс лекций / В. В. Хитрюк. — Минск: Жасскон, 2006. — С. 74—82. Задания: 1. Подготовить конспект по вопросам плана занятия.
2. Ответить на вопросы (письменно): 1. Раскройте содержание понятий «отставание в учении», «неуспеваемость». Каково их соотношение? 2. Охарактеризуйте группы детей, которые попадают обычно в категорию отстающих или неуспевающих учащихся. 3. Какие типы неуспевающих учащихся выделены исследователями? Дайте их краткую характеристику. 4. Назовите внутренние и внешние причины неуспеваемости учащихся. 5. Какие основные пути преодоления неуспеваемости предлагает современная дидактика? Какие подходы лежат в их основе? 6. Докажите, что преодоление неуспеваемости в каждом конкретном случае носит индивидуальный характер. В чем заключается основная помощь неуспевающим учащимся разных типов? 7. Раскройте сущность оперативной и долговременной помощи отстающим или неуспевающим учащимся. Приведите примеры. 8. Какие меры по профилактике отставания и неуспеваемости предпринимает учитель на разных этапах процесса обучения? 9. Назовите компоненты готовности учителя к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности. Раскройте их содержание. 10. Для чего в учреждениях образования создается социально-педагогическая и психологическая служба? Охарактеризуйте важнейшие направления ее деятельности. 11. Раскройте функциональные обязанности педагогических работников, занимающихся коррекционно-педагогической деятельностью. Каковы их личностные качества?
|
|||
|