Эссе на тему «Проблемы воспитания патриотизма в современном обществе.»
Заполнить таблицу «Вариативные концепции национального образования и их реализация в школах России второй половины XIX – начала XX в. »:
| Государственная концепция национального образования
| Религиозно-педагогическая концепция
| Концепция культурно-антропологической направленности
| Базовые ценности национального образования
| На последующих заседаниях (в апреле, мае 1915 г. ) были определены основные положения общеобразовательной школы, которые можно трактовать как новую официальную концепцию национального образования, нивелирующую идеалы классического образования. Под влиянием наступивших перемен была выдвинута в качестве приоритета при отборе содержания образования задача формирования у школьников национального самосознания, любви к Родине, чувства долга перед ней и желания служить на ее пользу. Ставилась цель путем воспитания здорового патриотизма сделать школу истинно национальной. Для этого намечалось коренным образом изменить характер преподавания не только ведущих (русского языка и литературы, отечественной истории и географии России), но и всех остальных дисциплин, а также широко использовать в преподавании местный краеведческий материал.
| П. Д. Юркевич рассматривал цель воспитания в разрешении педагогом нравственной задачи личности, суть которой виделось в трех ценностях: высших благах человечества; церкви, семействе, государстве и в том призвании, которое изберет себе в будущем сам воспитанник, умственно и нравственно созревший для такого выбора. Цель воспитания педагог видел в содействии достижению человеком совершенства духа, отражаемого в религиозном восприятии мира: «Человек призван проявить в себе образ Божий делами мудрости, правды, любви и святости». Исходя из понимания высоких патриотических идеалов России как непременного условия духовного развития Отечества, П. Д. Юркевич призывал к осознанию необходимости формирования у ребенка нравственного образа служения Родине и людям.
| Создание культурно-антропологической концепции на началах народной педагогики. Отстаивание национальных ценностей, как основы образования. Опора на общечеловеческие ценности в образовании. Народность, как единство национального и общечеловеческого.
| Национальный образовательный идеал
| На последующих заседаниях (в апреле, мае 1915 г. ) были определены основные положения общеобразовательной школы, которые можно трактовать как новую официальную концепцию национального образования, нивелирующую идеалы классического образования. Под влиянием наступивших перемен была выдвинута в качестве приоритета при отборе содержания образования задача формирования у школьников национального самосознания, любви к Родине, чувства долга перед ней и желания служить на ее пользу. Ставилась цель путем воспитания здорового патриотизма сделать школу истинно национальной. Для этого намечалось коренным образом изменить характер преподавания не только ведущих (русского языка и литературы, отечественной истории и географии России), но и всех остальных дисциплин, а также широко использовать в преподавании местный краеведческий материал.
| Становление личности как процесс совершенствования человека в его «духовном делании» стал лейтмотивом педагогических работ П. Тимошенко. Педагог рассматривал духовное воспитание в свете христианского подхода к вопросу об источнике нравственного закона: «Самое широкое понятие о совершенстве принесено в мир христианством. По учению христианскому, совершенство состоит в том, чтобы человек в своей духовной и практической деятельности стремился к совершенству божественному». Божественное, по мнению педагога, есть понятие Абсолютное. Человек же не соответствует Абсолюту и может только приблизиться к недосягаемому идеалу, но не быть его воплощением. Поэтому и духовное воспитание заключается в придании правильного направления такому стремлению.
| 1. Отстаивание национальных ценностей, как основы образования (В. Н. Сорока-Росинский, П. П. Блонский).
2. Опора на общечеловеческие ценности в образовании: (П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров).
3. Народность, как единство национального и общечеловеческого (М. М. Рубинштейн).
| Содержание образования, доля этнокультурного компонента
| в документах реформы постоянно проводилась мысль о доминировании национального, это не означало русского национализма, однако все же в них говорилось именно о русской школе, а не о школе каких-нибудь других народов России. В этих документах подчеркивалась необходимость обучения детей по хрестоматиям, специально для этого изданным. Дети должны усвоить ряд избранных произведений русской церковной и народной музыки, отличающейся оригинальными красотами, а также познакомиться с произведениями известных композиторов, главным образом русских и инославянских. В целях усвоения учениками первоначальной музыкальной грамотности рядом с пением, но не в виде обязательного предмета полезно вести обучение воспитанников младших классов игре на великорусских инструментах, чему особенно благоприятствуют техническая доступность этих инструментов, большая их популярность среди на селения России.
| Школа России, считает С. А. Рачинский, обязана выполнить и теоретическую миссию в судьбе отечества, так как ей отведены широкие возможности воздействия на душу ребенка: «Школа захватывает жизнь ребенка и становится великой силой, налагающей на него неизгладимую печать». Воздействие школы на детей должно определяться его (народа) внутренними духовными потребностями, а глубже, отчетливее всего они представлены в его вере – православном воззрении. Поэтому и народная школа по сути своей, но духу должна стать православным, религиозным учреждением, «училищем благочестия и добрых нравов». Народу чужды начала новой нравственности, утверждающиеся в городах и пригородах спешащей и западную цивилизацию России, по мнению ученого, они пригодны «для праздных и сытых, развитых досужих» людей, «для человека, несущего тягло жизни, для человека, не даром бременящего землю», т. e. для народа дороги староотеческие, временем и трудами выверенные нравственные ценности.
| Если в России когда-либо будет создана педагогическая теория и налажено школьное дело, то они, несомненно, получат национальный характер». Следует заметить, что эта идея народности порождена всем ходом экономического и социального развития страны и в общественной мысли была обоснована еще славянофилами.
Педагогическая концепция народности К. Д. Ушинского определила направление для обновления базовых национальных ценностей и национального образовательного идеала. Необходимо оговорится, что К. Д. Ушинский стоял на позициях этнического понимания субъекта образовательного процесса, поэтому между нацией и этносом, между российским и русским он выбирал – этнос, русский. Поэтому в его работах идет речь о научно обоснованной концепции национального образования на основе принципа народности в русской школе.
| Формы реализации концепции национального образования
| Прогрессивной чертой проекта реформы средней школы также было провозглашение трудового принципа в обучении, в качестве стрежня объединяющего всю школьную жизнь, ведущего средства подготовки «волевой, умелой и разносторонне образованной молодежи», планомерно осуществляемой, но дающей простор самодеятельности творческой инициативе учащихся. «Трудовой принцип во всей толще нашей жизни, чуть ли не с колыбели, – утверждал П. Н. Игнатьев, – единственное наше спасение».
| П. Ф. Каптерев, обращался к религии как к основе народной жизни и национальной ценности образования, в которой выражаются «идеальные стремления народа». Она «учит, как жить, как относиться к людям, в чем задача человеческого существования». Педагогический процесс не может не опираться на православие как религию народа. В то же время он призван учитывать ее воспитательный потенциал: каковы «нравственный элемент», отношение к разуму, «общий тон». «Совсем не безразлично для формирования детской психики,
| К. Д. Ушинский признавая основой русского воспитания национальную самобытность и своеобразие народного характера, утверждал «Каков характер народа, таков характер воспитания». Основа проблемы народности воспитания, по Ушинскому, заключается в воплощении национальной самобытности, национального своеобразия народа.
Русская народная школа, по мнению Ушинского, состоит из нескольких компонентов: знать ребенка (прежде чем «воспитывать человека во всех отношениях» нужно «узнать его во всех отношениях», понимать душу ребенка, верить в способности и силы ученика, опираться на стремление ребенка к активной деятельности («сами родители и все взрослые люди, окружающие дитя, смотрели с уважением на детские усилия пройти с помощью наставника гигантскую дорогу, пройденную человечеством».
| Яркие представители направления
| П. Н. Игнатьев
| П. Ф. Каптерев
С. А. Рачинский,
| К. Д. Ушинский
| Словарь понятий:
Словарь.
Культура межнационального общения - это совокупность специальных знаний, умений, убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся как в межличностных контактах, так и во взаимодействии целых этнических общностей, и позволяющих на основе межкультурной компетентности быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.
Межнациональное общение –это процесс взаимодействия представителей различных национальностей по поводу разных аспектов их жизнедеятельности; процесс определения взаимосвязи и взаимоотношений, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающихся разных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями и чувствами. Межнациональное общение конкретная форма проявления отношений, взаимодействия представителей разных национальностей. Вступая в такое общение, человек выступает носителем национальных чувств, сознания, языка, культуры. Межнациональное общение конкретная форма проявления отношений, взаимодействия представителей разных национальностей. Вступая в такое общение, человек выступает носителем национальных чувств, сознания, языка, культуры
Народ —это субъект истории, совокупность социальных групп, население данной страны.
Народность — исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность, превращающаяся в нацию или дающая начало нескольким национальным образованиям.
Народная педагогика — совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, сведений, а также умений, передававшихся из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс, исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках.
Нация —это исторически и социально обусловленная общность людей, обладающая общим языком, коллективным самосознанием, устоявшимися формами духовной и материальной культуры, особенностями характера и стремящаяся к сохранению своей уникальности.
Национальная группа — это небольшая часть какой-либо некоренной для данной страны или региона нации или народности.
Национальное образование — это непрерывный процесс воспитания и обучения, который опирается на традиционную национальную систему воспитания, национальный язык, культуру, нравственные ценности, инокультурные педагогические традиции.
Национальная школа – это «школа, обеспечивающая право обучения и воспитания детей на родном языке; обеспечивающая передачу многовекового опыта народа, его нравственных устоев».
Национальный образовательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций.
Национальная идентичность — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённому этносу или нации.
Национальное самосознание —формирование идеи, ценностей национального образования: общинность, мессианство, духовность, под непосредственным влиянием официальной религии – православия.
Субэтническая группа — обозначение культурно своеобразных групп в рамках одной этнической группы. Критерии выделения субэтнической группы зависят от исторических и политических условий, а также научных подходов. Традиции – это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, образ жизни, образ действий и пр. Традиции действуют во всех областях общественной жизни, служат сохранению общественных и культурных форм и способствуют развитию творческих начал в общественных отношениях и культуре.
Этнографическая группа — часть исторически сложившейся на территории устойчивой многопоколенной совокупности людей, обладающих некоторыми общими чертами и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики.
Этнопедагогика – это система воспитательных и образовательных воздействий, созданная этнической группой, народом, становление и их развитие.
Этнос — это наиболее универсальная форма жизни, исторически сложившаяся устойчивая общность людей, противопоставляющая себя всем другим аналогичным общностям, что определяется ощущением комплиментарности (симпатия – антипатия), и отличающаяся своеобразным стереотипом поведения.
Эссе на тему «Проблемы воспитания патриотизма в современном обществе. »
Патриотизм —это любовь, уважение к родному Отечеству, народу, культуре, литературе, языку, выраженные в желании и готовности отстаивать государственные и общественные интересы, защищать и оберегать свою Отчизну, способствовать приумножению её духовных богатств.
Основные проблемы в упущении патриотического воспитания, это слабые познания в области культуры и истории, отсутствие у молодежи духовно нравственных ценностей и недостаточная работа педагогов и родителей в военно патриотическом отношении. Учителя и родители должны действовать сообща, однако, как часто бывает лишь взаимно обвиняют друг друга.
Нам есть чем гордиться, и есть свои герои. Народу первому полетевшему в космос. Победившему столько войн, испытаний за тысячелетнюю историю странно сталкиваться с такой проблемой, и все-таки она есть. Наверное, потому, что произошел за век два раза подмен идеалов. И что-то мы упустили, но обязательно нагоним! Странная особенность нашего народа. Сами себя вечно ругаем. Надо воспитать патриотизм в себе, чтобы потом воспитать его в детях. Ведь именно они станут у штурвала, a куда «Нас» понесет будем виноваты только мы сами.
|