Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эссе на тему «Проблемы воспитания патриотизма в современном обществе.»



 

 

Заполнить таблицу «Вариативные концепции национального образования и их реализация в школах России второй половины XIX – начала XX в. »:

  Государственная концепция национального образования Религиозно-педагогическая концепция Концепция культурно-антропологической направленности
Базовые ценности национального образования На последующих заседаниях (в апреле, мае 1915 г. ) были определены основные положения общеобразовательной школы, которые можно трактовать как новую официальную концепцию национального образования, нивелирующую идеалы классического образования. Под влиянием наступивших перемен была выдвинута в качестве приоритета при отборе содержания образования задача формирования у школьников национального самосознания, любви к Родине, чувства долга перед ней и желания служить на ее пользу. Ставилась цель путем воспитания здорового патриотизма сделать школу истинно национальной. Для этого намечалось коренным образом изменить характер преподавания не только ведущих (русского языка и литературы, отечественной истории и географии России), но и всех остальных дисциплин, а также широко использовать в преподавании местный краеведческий материал.   П. Д. Юркевич рассматривал цель воспитания в разрешении педагогом нравственной задачи личности, суть которой виделось в трех ценностях: высших благах человечества; церкви, семействе, государстве и в том призвании, которое изберет себе в будущем сам воспитанник, умственно и нравственно созревший для такого выбора. Цель воспитания педагог видел в содействии достижению человеком совершенства духа, отражаемого в религиозном восприятии мира: «Человек призван проявить в себе образ Божий делами мудрости, правды, любви и святости». Исходя из понимания высоких патриотических идеалов России как непременного условия духовного развития Отечества, П. Д. Юркевич призывал к осознанию необходимости формирования у ребенка нравственного образа служения Родине и людям. Создание культурно-антропологической концепции на началах народной педагогики. Отстаивание национальных ценностей, как основы образования. Опора на общечеловеческие ценности в образовании. Народность, как единство национального и общечеловеческого.  
Национальный образовательный идеал На последующих заседаниях (в апреле, мае 1915 г. ) были определены основные положения общеобразовательной школы, которые можно трактовать как новую официальную концепцию национального образования, нивелирующую идеалы классического образования. Под влиянием наступивших перемен была выдвинута в качестве приоритета при отборе содержания образования задача формирования у школьников национального самосознания, любви к Родине, чувства долга перед ней и желания служить на ее пользу. Ставилась цель путем воспитания здорового патриотизма сделать школу истинно национальной. Для этого намечалось коренным образом изменить характер преподавания не только ведущих (русского языка и литературы, отечественной истории и географии России), но и всех остальных дисциплин, а также широко использовать в преподавании местный краеведческий материал.   Становление личности как процесс совершенствования человека в его «духовном делании» стал лейтмотивом педагогических работ П. Тимошенко. Педагог рассматривал духовное воспитание в свете христианского подхода к вопросу об источнике нравственного закона: «Самое широкое понятие о совершенстве принесено в мир христианством. По учению христианскому, совершенство состоит в том, чтобы человек в своей духовной и практической деятельности стремился к совершенству божественному». Божественное, по мнению педагога, есть понятие Абсолютное. Человек же не соответствует Абсолюту и может только приблизиться к недосягаемому идеалу, но не быть его воплощением. Поэтому и духовное воспитание заключается в придании правильного направления такому стремлению.   1. Отстаивание национальных ценностей, как основы образования (В. Н. Сорока-Росинский, П. П. Блонский). 2. Опора на общечеловеческие ценности в образовании: (П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров). 3. Народность, как единство национального и общечеловеческого (М. М. Рубинштейн).  
Содержание образования, доля этнокультурного компонента в документах реформы постоянно проводилась мысль о доминировании национального, это не означало русского национализма, однако все же в них говорилось именно о русской школе, а не о школе каких-нибудь других народов России. В этих документах подчеркивалась необходимость обучения детей по хрестоматиям, специально для этого изданным. Дети должны усвоить ряд избранных произведений русской церковной и народной музыки, отличающейся оригинальными красотами, а также познакомиться с произведениями известных композиторов, главным образом русских и инославянских. В целях усвоения учениками первоначальной музыкальной грамотности рядом с пением, но не в виде обязательного предмета полезно вести обучение воспитанников младших классов игре на великорусских инструментах, чему особенно благоприятствуют техническая доступность этих инструментов, большая их популярность среди на селения России.   Школа России, считает С. А. Рачинский, обязана выполнить и теоретическую миссию в судьбе отечества, так как ей отведены широкие возможности воздействия на душу ребенка: «Школа захватывает жизнь ребенка и становится великой силой, налагающей на него неизгладимую печать». Воздействие школы на детей должно определяться его (народа) внутренними духовными потребностями, а глубже, отчетливее всего они представлены в его вере – православном воззрении. Поэтому и народная школа по сути своей, но духу должна стать православным, религиозным учреждением, «училищем благочестия и добрых нравов». Народу чужды начала новой нравственности, утверждающиеся в городах и пригородах спешащей и западную цивилизацию России, по мнению ученого, они пригодны «для праздных и сытых, развитых досужих» людей, «для человека, несущего тягло жизни, для человека, не даром бременящего землю», т. e. для народа дороги староотеческие, временем и трудами выверенные нравственные ценности.   Если в России когда-либо будет создана педагогическая теория и налажено школьное дело, то они, несомненно, получат национальный характер». Следует заметить, что эта идея народности порождена всем ходом экономического и социального развития страны и в общественной мысли была обоснована еще славянофилами. Педагогическая концепция народности К. Д. Ушинского определила направление для обновления базовых национальных ценностей и национального образовательного идеала. Необходимо оговорится, что К. Д. Ушинский стоял на позициях этнического понимания субъекта образовательного процесса, поэтому между нацией и этносом, между российским и русским он выбирал – этнос, русский. Поэтому в его работах идет речь о научно обоснованной концепции национального образования на основе принципа народности в русской школе.  
Формы реализации концепции национального образования Прогрессивной чертой проекта реформы средней школы также было провозглашение трудового принципа в обучении, в качестве стрежня объединяющего всю школьную жизнь, ведущего средства подготовки «волевой, умелой и разносторонне образованной молодежи», планомерно осуществляемой, но дающей простор самодеятельности творческой инициативе учащихся. «Трудовой принцип во всей толще нашей жизни, чуть ли не с колыбели, – утверждал П. Н. Игнатьев, – единственное наше спасение».   П. Ф. Каптерев, обращался к религии как к основе народной жизни и национальной ценности образования, в которой выражаются «идеальные стремления народа». Она «учит, как жить, как относиться к людям, в чем задача человеческого существования». Педагогический процесс не может не опираться на православие как религию народа. В то же время он призван учитывать ее воспитательный потенциал: каковы «нравственный элемент», отношение к разуму, «общий тон». «Совсем не безразлично для формирования детской психики, К. Д. Ушинский признавая основой русского воспитания национальную самобытность и своеобразие народного характера, утверждал «Каков характер народа, таков характер воспитания». Основа проблемы народности воспитания, по Ушинскому, заключается в воплощении национальной самобытности, национального своеобразия народа. Русская народная школа, по мнению Ушинского, состоит из нескольких компонентов: знать ребенка (прежде чем «воспитывать человека во всех отношениях» нужно «узнать его во всех отношениях», понимать душу ребенка, верить в способности и силы ученика, опираться на стремление ребенка к активной деятельности («сами родители и все взрослые люди, окружающие дитя, смотрели с уважением на детские усилия пройти с помощью наставника гигантскую дорогу, пройденную человечеством».
Яркие представители направления П. Н. Игнатьев П. Ф. Каптерев С. А. Рачинский, К. Д. Ушинский

Словарь понятий:

Словарь.

Культура межнационального общения - это совокупность специальных знаний, умений, убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся как в межличностных контактах, так и во взаимодействии целых этнических общностей, и позволяющих на основе межкультурной компетентности быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.

Межнациональное общение –это процесс взаимодействия представителей различных национальностей по поводу разных аспектов их жизнедеятельности; процесс определения взаимосвязи и взаимоотношений, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающихся разных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями и чувствами. Межнациональное общение конкретная форма проявления отношений, взаимодействия представителей разных национальностей. Вступая в такое общение, человек выступает носителем национальных чувств, сознания, языка, культуры. Межнациональное общение конкретная форма проявления отношений, взаимодействия представителей разных национальностей. Вступая в такое общение, человек выступает носителем национальных чувств, сознания, языка, культуры

Народ —это субъект истории, совокупность социальных групп, население данной страны.

Народность — исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность, превращающаяся в нацию или дающая начало нескольким национальным образованиям.

Народная педагогика — совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, сведений, а также умений, передававшихся из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс, исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках.

Нация —это исторически и социально обусловленная общность людей, обладающая общим языком, коллективным самосознанием, устоявшимися формами духовной и материальной культуры, особенностями характера и стремящаяся к сохранению своей уникальности.

Национальная группа — это небольшая часть какой-либо некоренной для данной страны или региона нации или народности.

Национальное образование — это непрерывный процесс воспитания и обучения, который опирается на традиционную национальную систему воспитания, национальный язык, культуру, нравственные ценности, инокультурные педагогические традиции.

Национальная школа – это «школа, обеспечивающая право обучения и воспитания детей на родном языке; обеспечивающая передачу многовекового опыта народа, его нравственных устоев».

Национальный образовательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций.

Национальная идентичность — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённому этносу или нации.

Национальное самосознание —формирование идеи, ценностей национального образования: общинность, мессианство, духовность, под непосредственным влиянием официальной религии – православия.

Субэтническая группа —  обозначение культурно своеобразных групп в рамках одной этнической группы. Критерии выделения субэтнической группы зависят от исторических и политических условий, а также научных подходов.
Традиции – это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, образ жизни, образ действий и пр. Традиции действуют во всех областях общественной жизни, служат сохранению общественных и культурных форм и способствуют развитию творческих начал в общественных отношениях и культуре.

Этнографическая группа — часть исторически сложившейся на территории устойчивой многопоколенной совокупности людей, обладающих некоторыми общими чертами и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики.

Этнопедагогика – это система воспитательных и образовательных воздействий, созданная этнической группой, народом, становление и их развитие.

Этнос — это наиболее универсальная форма жизни, исторически сложившаяся устойчивая общность людей, противопоставляющая себя всем другим аналогичным общностям, что определяется ощущением комплиментарности (симпатия – антипатия), и отличающаяся своеобразным стереотипом поведения.

 

Эссе на тему «Проблемы воспитания патриотизма в современном обществе. »

Патриотизм —это любовь, уважение к родному Отечеству, народу, культуре, литературе, языку, выраженные в желании и готовности отстаивать государственные и общественные интересы, защищать и оберегать свою Отчизну, способствовать приумножению её духовных богатств.

Основные проблемы в упущении патриотического воспитания, это слабые познания в области культуры и истории, отсутствие у молодежи духовно нравственных ценностей и недостаточная работа педагогов и родителей в военно патриотическом отношении. Учителя и родители должны действовать сообща, однако, как часто бывает лишь взаимно обвиняют друг друга.

Нам есть чем гордиться, и есть свои герои. Народу первому полетевшему в космос. Победившему столько войн, испытаний за тысячелетнюю историю странно сталкиваться с такой проблемой, и все-таки она есть. Наверное, потому, что произошел за век два раза подмен идеалов. И что-то мы упустили, но обязательно нагоним! Странная особенность нашего народа. Сами себя вечно ругаем. Надо воспитать патриотизм в себе, чтобы потом воспитать его в детях. Ведь именно они станут у штурвала, a куда «Нас» понесет будем виноваты только мы сами.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.