Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Всероссийский литературный конкурс с международным участием



Всероссийский литературный конкурс с международным участием

" На благо Родины" 2021-2022

Номинация

«Моя Родина»

 

Рассказ «Страшное время»

По воспоминаниям Белолаповой

 Пелагеи Павловны 03. 07. 1929 г. р.,

 уроженки Украины.

 Как всегда, утром ко мне постучала в окошко подружка Олеська:

- Полька, айда купаться!

Я, чтобы не задержала мать, вылезла в окно. Мы вихрем помчались к реке. Босые пятки сбивали ещё не обсохшую росу, приятно пахло ковылём. Ощущение счастья, заставляло сердце биться сильнее. Но что-то в этот день пошло не так.  

Ближе к обеду мы увидели, что односельчане бегут к зерновым складам. Велено было забрать всё зерно и спрятать.

  Война… Война… Война… Какое страшное слово и какое страшное время!..

Все от мала до велика принялись копать возле домов ямы и всю ночь возили зерно в них на быках, закладывая сверху ветками. Не могли люди выращенное своим трудом оставить врагу.

Уже через несколько дней в селе были немцы. Сначала это были мотоциклисты, разведчики, потом румыны.

Мы сидели у крыльца дома, «под хатами», как говорили на Украине, с ужасом смотрели, как варварски расправляются фашисты со скотиной, но никто не плакал. От леденящего страха боялись даже плакать. Ежедневно над нашим селом летали самолеты. Когда они летели, по гулу можно было различить русские и немецкие. Гул у наших был легкий, а у немецких тяжелый. Если были дома, то во время налетов все ложились на пол и закрывали окна подушками. А когда налеты заставали на улице, то бежали в окопы, которые были вырыты недалеко от хат. Иногда даже немцы бежали за нами в окопы, чтобы спрятаться. Так и сидели там вмести с ними. Самолеты летали каждый день. Наши самолеты скидывали листовки, где говорилось о том, что во время налетов нужно прятаться, не поддаваться панике и агитации фашистов. А немецкие самолеты кидали листовки следующего содержания:

«Девочки, дамочки!

Не ройте ямочки.

Придут наши таночки,

Зароют ваши ямочки! »

Листовками   земля была усыпана как снегом.

Рядом с поселком Ново Веселый проходила большая дорога на город Каховка. Поэтому немецкие войска находились в Ново Веселом постоянно, сменяя друг друга.  

Когда ночью немцы входили в поселок и стучали в окна, то мать всегда кричала дочкам: «Ревите! » И они, дети, ревели по-настоящему, потому что никто не знал, что может сделать немец, разбивший окно и ворвавшийся в дом.

Даже сейчас бы узнала одного маджара (национальность румын), который зашел однажды в наш дом. У матери стояли спрятанные под газетой, засыпанной золой крынки с молоком и сметаной. Мать сказала, что у них ничего нет, а он показал жестами, что не понимает ее. Подошел, стряхнул золу и стал есть. Мать сказала: «Чтоб тебя разорвало! » Румын наелся, встал и сказал: «Вот видишь, мамка, поел и ничего не разорвало! »

Самое страшное было, когда на моих глазах убили учительницу.

 Она носила роговой гребень в волосах. Немцы решили, что у нее там спрятан передатчик. За это ее привязали к телеге и двенадцать километров тащили по дороге.

Была в нашей семье корова, которая отдавала молоко только матери. Когда пришли немцы и спросили молока, мать разрешила им подоить корову. Надоив совсем мало, немцы пришли в ярость, что корова больше не доится. За это на глазах всей семьи немцы долго били животное прикладами, однако кормилица семьи выжила.

Навсегда перед глазами стоят колонны пленных русских, которых гнали немцы с овчарками в Германию. Наши солдаты были грязные, истощенные… Мы, дети, бежали домой за салом, махоркой, мясом, хлебом и кидали все это пленным, когда немцы разрешали. Но некоторые немцы спускали на нас овчарок. Было очень страшно.

Еще никогда не забуду и  злого коменданта немца. На  наших глазах он жестоко избил плеткой отца, ухаживающего на дворе за быками. После этого отец долго лежал с больной спиной.

Зато никогда не забуду радостного дня освобождения. Сижу, вяжу чулок, вдруг слышно кричат: «Ура! Наши! ». Вышла на улицу, а там немецкие конницы удирают. Наша корова напугалась и рванула вместе с конницей, но потом мы ее поймали. Сначала немцы отступали спешно, выкидывали по дороге все имущество, продукты. Поле возле поселка было сплошь усыпано мешками с сахаром, конфетами, вещами. Но подбирать многое было нельзя, потому что немцы оставляли на дороге заминированные игрушки, гармошки и другие вещи.

В поселок после войны из ушедших на фронт вернулся только один мужчина.

Вот так и закончилось моё счастливое детство, детство простой украинской девчонки Поли Мурко.  Пережив это страшное время, мы стали добрее к людям.

А ты, Катенька, обращалась она ко мне, помни, о чём я тебе рассказывала и другим передай, так, дорогая моя, жила тогда вся наша Родина.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.