Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Слог и слогоделение. I. Повторение. II. Подготовьте теоретические вопросы. 1. Данные слова разделите на слоги, постройте схемы слогов, определите, есть ли нарушения закона восходящей звучности слога.



 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: Слог и слогоделение

Продолжительность 2 часа

Цель занятия:

1. Выявить основные признаки слога, типологию.

2. Сформировать навыки деления слова на слоги и для переноса.

 

I. Повторение

1. Произнесите и затранскрибируйте слова. Какие фонетические изменения гласных и согласных в них встречаются?

1) Конец года, ночь длинная, мех бобра;

2) Сноп искр, снег рыхл, интересная мысль, мшистое болото, станция Ртищево, город Лхаса;

3) Отцовская куртка, подцепить, катер отчалил, подчеркнул, заросший сад, промерзший пруд, сжать, обезжирить;

4) Под снегом, надстройка, на отшибе, пришедший, отщипнуть, подсчет.

II. Подготовьте теоретические вопросы

1. В чем суть сонорной теории слога? (См. учебное пособие Р. И. Аванесова. Фонетика современного русского языка. - М., 1956. С. 51-58).

2. Какая теория слога рассматривается в книге М. В. Панова. Современный русский язык: Фонетика. - М., 1979. С. 69-83. Законспектировать материал.

3. Каковы основные элементы слога?

4. Какие существуют типы слогов?

5. Каков основной закон слогоделения? Кратко изложите его сущность, иллюстрируйте примерами.

6. Какое влияние оказывает на слогоделение морфологическое строение слова?

III. Практические задания

1. Данные слова разделите на слоги, постройте схемы слогов, определите, есть ли нарушения закона восходящей звучности слога.

Бездействие, властитель, стë кла, постройка, германский, демонстрация, быстроходный, под окном, промозглый.

2. Сделайте конспект по книге Л. Л. Буланина «Фонетика современного русского языка». - М., 1970. С. 150-160. Обратите внимание, в каких случаях наблюдаются различия в установлении границ между слогами в соответствии с различными теориями слогоделения.

3. Объясните наблюдаемые явления в задачах, предлагаемых в книге М. В. Панова (С. 69-83):

А) Почему [Р] в словоформе ЛИТАВРЫ не создает слога, а в слове ЛИТАВРЩИК – создает?

Б) В словах МЫСЛЬ МЕТР иногда последний согласный произносится как глухой. В этом случае данные слова – односложны. Почему?

В) Почему [Р] в словоформе В НОЯБРЕ не создает слога, а в словоформе НОЯБРЬСКИЙ – создает?

Г) Как членятся на слоги слова ДЕКАБРЬСКИЙ, ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЙ?

Литература к занятию

а) основная литература:

1. Ганиев, Ж. В. Современный русский язык [Электронный ресурс]: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учебное пособие / Ж. В. Ганиев. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Флинта: Наука, 2012. - 200 с. : ил. - Режим доступа: http: //ibooks. ru/reading. php? short=1& isbn=978-5-9765-1044-9

2. Есакова, М. Н. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: нормы современного русского языка: учебное пособие для переводчиков / М. Н. Есакова, Ю. Н. Кольцова, Г. М. Литвинова. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Флинта: Наука, 2012. - 280 с. : ил. - Режим доступа: http: //ibooks. ru/reading. php? short=1& isbn=978-5-9765-1345-7

3. Малышева, Е. Г. Фонетика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е. Г. Малышева, О. С. Рогалева. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Флинта: Наука, 2012. - 64 с. : ил. - Режим доступа: http: //ibooks. ru/reading. php? productid=27197

4. Новоселова, О. А. Современный русский язык. Фонетика. Графика. Орфография [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / О. А. Новоселова, Л. Н. Храмцова. - Электрон. текстовые дан. - Новосибирск: Новосибирский гос. педагогический университет, 2013. - 215 с. : ил. - Режим доступа: http: //icdlib. nspu. ru/catalog/details/icdlib/645011/

 

б) дополнительная литература:

1. Голуб, И. Б. Русский язык и практическая стилистика [Текст]: справочник: учебно-справочное пособие для бакалавров / И. Б. Голуб. - 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2012. - 459 с. - (Бакалавр: углубленный курс).

2. Лютикова, В. Д. Русский язык [Электронный ресурс]: нормы произношения и ударения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021700 " Филология" / В. Д. Лютикова. - 4-е изд., стер. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Флинта: Наука, 2012. - 104 с. : ил. - Режим доступа: http: //ibooks. ru/reading. php? short=1& isbn=978-5-9765-0662-6

3. Мусатов, В. Н. Русский язык [Электронный ресурс]: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032900 " Русский язык и литература" / В. Н. Мусатов. - 2-е изд., стер. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Флинта, 2012. - 246 с. : ил. - Режим доступа: http: //ibooks. ru/reading. php? short=1& isbn=978-5-89349-949-0

4. Науменко, Ю. М. Корректировочный курс русской фонетики и интонации для иностранных студентов I курса бакалавриата [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю. М. Науменко. - Электрон. текстовые дан. - М. : Флинта: Наука, 2013. - 80 с. : ил. - (Русский язык как иностранный). - Режим доступа: http: //ibooks. ru/reading. php? short=1& isbn=978-5-9765-1433-1

5. Успенский, М. Б. Задачи по русскому языку [Электронный ресурс]: поиск и анализ трудных решений: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050301. 65 " Русский язык и литература" / М. Б. Успенский. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Флинта: Наука, 2012. - 160 с. : ил. - Режим доступа: http: //ibooks. ru/reading. php? short=1& isbn=978-5-9765-1247-4

Буланин Л. Л. Фонетика современного русского языка. - М., 1970. С. 150-160.

Богомазов Г. М. Современный русский литературный язык. Фонетика. - М., 2004. С. 49-59.

Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. - М., 2006. С. 46-52.

Русский язык / Под ред. Л. Л. Касаткина. - М., 2004. С. 317-321.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.