Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение



муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 86» (МКДОУ № 86)

305007, город Курск, ул. Моковская, 2Д. Тел. (4712) 35-43-94; E- mail: mdou86kursk@yandex. ru

 

Подсказка – как эффективный прием работы

с детьми с РАС и ЗПР

                             Выполнила: учитель-дефектолог

                                           Парахина Е. С.

Курск, 2021

 

Дети с РАС и ЗПР относятся к категории обучающихся, у которых отмечаются сниженная мотивация к совместной деятельности, нестойкий познавательный интерес, выраженные трудности в речевой и коммуникативной деятельностях. Поэтому в таких случаях необходимо поддерживать даже незначительный интерес детей к совместной деятельности, организуя ее  в ситуации успеха. При сниженной познавательной активности успешная совместная деятельность возможна только в условиях регулярной помощи взрослого. В таких случаях как можно раньше необходимо формировать у ребенка правильные стереотипы действий, навыки и приемы работы с разным материалом. Сформировать учебные и повседневные стереотипы лучше всего, используя в своей работе различные подсказки.

Есть несколько видов подсказок, которые использует педагог.

1. физические подсказки;

2. указательный жест;

3. действия по подражанию;

4. речевая подсказка;

5. визуальные подсказки.

Выбор подсказок зависит от многих факторов: от содержания задания, от способностей ребенка к обучению (уровня его развития), от степени усвоения навыка, от настроя ребенка к деятельности (болезнь, длительный перерыв в занятиях и т. д. )

 

Физическая подсказка бывает полная и частичная.

Если у ребенка значительное отставание в развитии, снижен познавательный интерес, то в работе стоит использовать физическую подсказку. В сложных случаях работу начинают с полной физической подсказки, когда педагог работает с ребенком «рука в руке», по мере освоения навыка постепенно снижая уровень контроля. Если ребенок начинает самостоятельно выполнять хотя бы часть заданий, подсказку можно уменьшать, контролируя движения ребенка на уровне кисти или локтя. Не рекомендуется сразу от полной физической подсказки переходить к   частичной подсказке или к указательному жесту, в этом случае может увеличиться количество ошибок, что затормозит обучающий процесс. Поэтому детям с серьезной задержкой развития рекомендуется постепенный переход с одного этапа на другой, формируя устойчивые навыки.

Такой вид подсказки, как указательный жест успешно используется со всеми детьми, когда требуется организующая, направляющая помощь. Но работая с детьми с РАС и ЗПР указательный жест желательно комбинировать с визуальными подсказками и речевыми инструкциями, так как недостаток внимания и ограниченное понимание обращенной речи, требует использования дополнительных средств поддержки.

Еще один общеизвестный прием работы это действия по подражанию, в коррекционной практике данный прием можно применять как обучающую тактику. Ребенок должен повторить за педагогом, действуя по образцу. Такой прием работы может исключать или сводить к минимуму речевые подсказки, поэтому данный вид работы подходит детям, чье слуховое восприятие нарушено. Интенсивность подсказки на данном уровне также может меняться, педагог может выполнить действие полностью или только «наметить» его, предоставляя возможность ребенку завершить действие самостоятельно. Данная подсказка используется преимущественно с детьми, у которых хорошо развита подражательная деятельность.

Речевая подсказка широко применяется в педагогической практике. Степень подсказки в данном случае также может меняться, от полной речевой модели, до части фразы или слова. В зависимости от уровня развития ребенка, его речевых навыков подбирается и интенсивность подсказки. Так на вопрос «Что ты хочешь? » педагог может дать полную речевую подсказку «Я хочу яблоко», если же ребенок не может сказать полное предложение, то образец сводится к одному слову «яблоко», постепенно снижая степень помощи «ябло.. », «яб…», «Я хочу ябл…» и т. д.

Универсальной подсказкой для детей с РАС и ЗПР является визуальная подсказка. Недостаток внимания, сниженная организационная и планирующая способность, речевые трудности - все эти и другие особенности развития детей можно скорректировать с помощью визуальных подсказок. Именно данный вид помощи помогает ребенку следовать правилам и инструкциям при минимальном участии педагога, является дополнительным средством понимания инструкций.

Так для формирования бытовых навыков широко применяются схемы с порядком следования действий: как правильно мыть руки, как накрывать на стол, как подготовиться к уроку.

                   

 

Есть схемы подсказки для развития конструктивных навыков: визуальные образцы для сбора «Лего», «Мозаик» поделок из другого материала. На занятиях рекомендуется использовать наглядные правила поведения на уроке: нельзя шуметь, нельзя ходить по классу.

В виде визуальной схемы можно отразить распорядок дня ребенка или как часть расписания выделить порядок заданий на уроке, такая тактика предупреждает негативное поведение ребенка на занятии, т. к. ему становится понятно, что он будет делать и в какой последовательности.

Формирование связной речи также можно сочетать с визуальными вспомогательными средствами, отмечая порядок ответов на вопросы или формируя связное высказывание.

С помощью визуальных схем, картинок или других графических изображений можно структурировать окружающее пространство. Определить местоположение предметов в доме с помощью картинок, систематизировать игровой, учебный и бытовой материал.

 

В обучающих целях подсказки являются приемом работы, который направлен на формирование правильного действия обучающегося. Поэтому с детьми, которые испытывают значительные трудности в обучении этот прием используют сразу же после предъявления инструкции, без временного промедления. Именно такая тактика способствует выработке продуктивного взаимодействия взрослого и ребенка, помогая формировать навыки в ситуации успеха.

Например, если педагог хочет научить ребенка отвечать жестом на приветственное слово «привет» или «здравствуй», то после того, как он называет это слово и сам выполняет приветственный жест, педагог своей рукой или помощник (который стоит за спиной ребенка) поднимает руку ребенка и машет ею. При этом речевое сопровождение сводится к нулю (не надо дополнительно просить ребенка помахать рукой), так же, как и временной промежуток между словом педагога и действиями ребенка. Постепенно промежуток между словом и действиями ребенка можно увеличивать на 2-3 секунды, давая возможность самому выполнить действие. Как было отмечено ранее степень подсказки будет уменьшаться, как в сроках ее предъявления, так и в оказываемой физической помощи. Точно определить время и степень помощи невозможно, т. к. это зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

 

Работать с детьми с РАС и ЗПР не просто, часто сталкиваешься с необходимостью создания индивидуальных условий для каждого ребенка, реализация описанных приемов требует не только ресурсов материальных, но также дополнительных временных и человеческих ресурсов, когда на занятиях должен присутствовать педагог и помощник, для оказания индивидуальной помощь ребенку. Но тем ценнее оказываются даже небольшие приобретения в знаниях и навыках у детей. Выполнение действий даже со значительной помощью со стороны взрослого лучше, чем отсутствие каких бы то ни было действий у ребенка.  

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.