РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА
УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА
ИЛЬИ ГЛАЗУНОВА
Кафедра декоративно-прикладного искусства
Формообразование предмета в рамках исторического развития Потир
Выполнила: студентка 3 курса кафедры декоративно-прикладного искусства и народные промыслы Пимонова Д. А.
Преподаватель: Зобачева Е. А.
Пермь. 2019 г.
История Потир - греческое название сосуда - чаши, используемой в христианском богослужении при совершения таинства Евхаристии. Потиры могут быть различной формы. Как правило, они состоят из полусферической чаши, скреплённой с устойчивым конусообразным или гранёным поддоном при помощи стояна - стержня или трубки, на которую обычно насаживается рукоять. Потиры изготавливались из различных материалов. Церковными правилами было запрещено делать потир из недолговечных хрупких материалов, а также из меди и медных сплавов, подверженных коррозии. Формообразование 1. Потир императора Романа. 10 век. Сокровищница собора Сан-Марко, Венеция (рис. 1). Рис. 1 2. Потир Юрия Долгорукого. 12 в. Оружейная палата Московского Кремля (рис. 2). Рис. 2 3. Готический потир. 15 век. Будапешт, Венгерский национальный музей (рис. 3). Рис. 3 4. Потир с живописной эмалью. 19 век. Москва (рис. 4). Рис. 4 5. Потир. 20-21 век (рис. 5). Рис. 5
Вывод По данным примерам можно проследить, как форма предмета менялась в зависимости от развития технологий и смены тех или иных стилей в искусстве. Изначально использовались довольно простые формы. В период готики форма потиров обретает схожесть с готическими храмами. В период 19 веков уже заметно развитие технологий: в потирах появляются сложные рельефы и соединение нескольких различных техник. В настоящее время можно заметить огромное разнообразие как в форме, так и в материале потиров: это уже не только металлы и камни, но и стекло, разнообразные цветные эмали. Однако сложные потиры с богатым оформлением в настоящее время практически не встречаются, поскольку религия уже не стоит на столь высоком месте в жизни современного человека.
Литература 1. Игошев В. В. - Драгоценная церковная утварь XVI-XVII вв. Великий Новгород. Ярославль. Сольвычегодск. Москва, 2009 г. 2. Стерлигова И. А. - Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI–XV в. Москва, 1996г. 3. Смирнова Е. И. - Оружейная палата в Кремле. Москва, Изобр. иск-во, 1977 г.
|