Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Неклассическая философия XIX века



Неклассическая философия XIX века

КАРЛ МАРКС       

НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

[2. Предпосылки материалистического понимания истории]

Предпосылки, с которых мы начинаем, - не произвольны, они – не догмы; это – действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении. Это – действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью. Таким образом, предпосылки эти можно […] установить чисто эмпирическим путем.

Первая предпосылка всякой человеческой истории – это, конечно, су­ществование живых человеческих индивидов. Поэтому первый конкретный факт, который подлежит констатированию, - телесная организация этих ин­дивидов и обусловленное ею отношение их к остальной природе. Мы здесь не можем, разумеется, углубляться ни в изучение физических свойств самих людей, ни в изучение природных условий – геологических, оро-гидрографи­ческих, климатических и иных отношений, которые они застают. Всякая ис­ториография должна исходить из этих природных основ и тех их видоизме­нений, которым они благодаря деятельности людей подвергаются в ходе ис­тории.

Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства – шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им жизнен­ные средства, люди косвенным образом производят и саму свою материаль­ную жизнь.

Способ, каким люди производят необходимые им жизненные средства, зависит прежде всего от свойств самих жизненных средств, находимых ими в готовом виде и подлежащих воспроизведению.

Этот способ производства надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В еще большей степени это – определенный способ деятельности данных инди­видов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством – совпа­дает как с тем, чтo они производят, так и с тем, как они производят. Чтo представляют собой индивиды – это зависит, следовательно, от материальных условий их производства.

Это производство начинается впервые с ростом населения. Само оно опять-таки предполагает общение [Verkehr] индивидов между собой. Форма этого общения, в свою очередь, обусловливается производством.

 

[3. Производство и общение. Разделение труда и формы собственности: племенная, античная, феодальная]

Взаимоотношения между различными нациями зависят от того, нас­колько каждая из них развила свои производительные силы, разделение труда и внутреннее общение. Это положение общепризнано. Но не только отношение одной нации к другим, но и вся внутренняя структура самой на­ции зависит от ступени развития ее производства и ее внутреннего и внеш­него общения. Уровень развития производительных сил нации обнаружива­ется всего нагляднее в том, в какой степени развито у нее разделение труда. Всякая новая производительная сила, - поскольку это не просто количествен­ное расширение известных уже до того производительных сил (например, возделывание новых земель), - влечет за собой дальнейшее развитие разделе­ния труда.

Разделение труда в пределах той или иной нации приводит прежде всего к отделению промышленного и торгового труда от труда земледельческого и, тем самым, к отделению города от деревни и к противоположности их инте­ресов. Дальнейшее развитие разделения труда приводит к обособлению тор­гового труда от промышленного. Одновременно, благодаря разделению труда внутри этих различных отраслей, развиваются, в свою очередь, различ­ные подразделения индивидов, сотрудничающих в той или иной отрасли труда. Положение этих различных подразделений по отношению друг к другу обусловливается способом применения земледельческого, промыш­ленного и торгового труда (патриархализм, рабство, сословия, классы). При более развитом общении те же отношения обнаруживаются и во взаимоот­ношениях между различными нациями.

Различные ступени в развитии разделения труда являются вместе с тем и различными формами собственности, т. е. каждая ступень разделения труда определяет также и отношения индивидов друг к другу соответственно их отношению к материалу, орудиям и продуктам труда.

Первая форма собственности, это – племенная собственность. Она соот­ветствует неразвитой стадии производства, когда люди живут охотой и ры­боловством, скотоводством или, самое большее, земледелием. В последнем случае она предполагает огромную массу еще неосвоенных земель. На этой стадии разделение труда развито еще очень слабо и ограничивается даль­нейшим расширением существующего в семье естественно возникшего раз­деления труда. Общественная структура ограничивается поэтому лишь рас­ширением семьи: патриархальные главы племени, подчиненные им члены племени, наконец, рабы. Рабство, в скрытом виде существующее в семье, развивается лишь постепенно, вместе с ростом населения и потребностей и с расширением внешнего общения - как в виде войны, так и в виде меновой торговли.

Вторая форма собственности, это – античная общинная и государствен­ная собственность, которая возникает главным образом благодаря объедине­нию – путем договора или завоевания – нескольких племен в один город и при которой сохраняется рабство. Наряду с общинной собственностью раз­вивается уже и движимая, а впоследствии и недвижимая, частная собствен­ность, но как отклоняющаяся от нормы и подчиненная общинной собствен­ности форма. Граждане государства лишь сообща владеют своими работаю­щими рабами и уже в силу этого связаны формой общинной собственности. Это – совместная частная собственность активных граждан государства, вы­нужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассоциации. Поэтому вся основывающаяся на этом фундаменте структура общества, а вместе с ней и народовластие, приходит в упадок в той же мере, в какой развивается частная собственность, в особенности недвижимая. Разде­ление труда имеет уже более развитой характер. Мы встречаем уже противо­положность между городом и деревней, впоследствии - противоположность между государствами, из которых одни представляют городские, а другие - сельские интересы; внутри же городов имеет место противоположность ме­жду промышленностью и морской торговлей. Классовые отношения между гражданами и рабами уже достигли своего полного развития.

С развитием частной собственности здесь впервые появляются те отно­шения, которые мы вновь встретим - только в более крупном масштабе - при рассмотрении современной частной собственности. С одной стороны, - кон­центрация частной собственности, начавшаяся в Риме очень рано (доказа­тельство – аграрный закон Лициния) и развивавшаяся очень быстро со вре­мени гражданских войн и в особенности при императорах; с другой стороны, в связи с этим – превращение плебейских мелких крестьян в пролетариат, ко­торый, однако, вследствие своего промежуточного положения между иму­щими гражданами и рабами, не получил самостоятельного развития.

Третья форма, это - феодальная или сословная собственность. Если для античности исходным пунктом служил город и его небольшая округа, то для средневековья исходным пунктом служила деревня. Эта перемена исходного пункта была обусловлена редкостью и рассеянностью по обширной площади первоначального населения, которое приток завоевателей не увеличивал сколько-нибудь значительно. Поэтому, в противоположность Греции и Риму, феодальное развитие начинается на гораздо более обширной территории, подготовленной римскими завоеваниями и связанным с ними вначале рас­пространением земледелия. Последние века приходящей в упадок Римской империи и само завоевание ее варварами разрушили массу производитель­ных сил; земледелие пришло в упадок, промышленность, из-за отсутствия сбыта, захирела, торговля замерла или была насильственно прервана, сельс­кое и городское население уменьшилось. Все эти условия, с которыми столкнулись завоеватели, и обусловленный ими способ осуществления за­воевания развили, под влиянием военного строя германцев, феодальную соб­ственность. Подобно племенной и общинной собственности, она покоится опять-таки на известном сообществе [Gemeinwesen], которому, однако, про­тивостоят, в качестве непосредственно производящего класса, не рабы, как в античном мире, а мелкие крепостные крестьяне. Вместе с полным развитием феодализма появляется и антагонизм по отношению к городам. Иерархичес­кая структура землевладения и связанная с ней система вооруженных дружин давали дворянству власть над крепостными. Эта феодальная структура, как и античная общинная собственность, была ассоциацией, направленной против порабощенного производящего класса; различны были лишь форма ассоциа­ции и отношение к непосредственным производителям, ибо налицо были различные условия производства.

Этой феодальной структуре землевладения соответствовала в городах корпоративная собственность, феодальная организация ремесла. Собствен­ность заключалась […] здесь главным образом в труде каждого отдельного индивида. Необходимость объединения против объединенного разбой­ничьего дворянства, потребность в общих рыночных помещениях в период, когда промышленник был одновременно и купцом, рост конкуренции со сто­роны беглых крепостных, которые стекались в расцветавшие тогда города, феодальная структура всей страны - все это породило цехи; благодаря тому, что отдельные лица среди ремесленников, число которых оставалось неиз­менным при растущем населении, постепенно накопляли, путем сбережений, небольшие капиталы, - развилась система подмастерьев и учеников, создав­шая в городах иерархию, подобную иерархии, существовавшей в деревне.

Таким образом, главной формой собственности в феодальную эпоху была, с одной стороны, земельная собственность, вместе с прикованным к ней трудом крепостных, а с другой - собственный труд при наличии мелкого капитала, господствующего над трудом подмастерьев. Структура обоих этих видов собственности обусловливалась ограниченными отношениями произ­водства - слабой и примитивной обработкой земли и ремесленным типом промышленности. В эпоху расцвета феодализма разделение труда было не­значительно. В каждой стране существовала противоположность между го­родом и деревней; сословная структура имела, правда, резко выраженный ха­рактер, но, помимо разделения на князей, дворянство, духовенство и крестьян в деревне и на мастеров, подмастерьев, учеников, а вскоре также и плебеев-поденщиков в городах, не было сколько-нибудь значительного раз­деления труда. В земледелии оно затруднялось парцеллярной обработкой земли, наряду с которой возникла домашняя промышленность самих крестьян; в промышленности же, внутри отдельных ремесел, вовсе не су­ществовало разделения труда, а между отдельными ремеслами оно было лишь очень незначительным. Разделение между промышленностью и торгов­лей в более старых городах, имелось уже раньше; в более новых оно разви­лось лишь впоследствии, когда города вступили во взаимоотношения друг с другом.

Объединение более обширных территорий в феодальные королевства являлось потребностью как для земельного дворянства, так и для городов. Поэтому во главе организации господствующего класса - дворянства - по­всюду стоял монарх.

 

[4. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание]

Итак, дело обстоит следующим образом: определенные индивиды, опре­деленным образом занимающиеся производственной деятельностью, всту­пают в определенные общественные и политические отношения. Эмпири­ческое наблюдение должно в каждом отдельном случае - на опыте и без вся­кой мистификации и спекуляции - выявить связь общественной и полити­ческой структуры с производством. Общественная структура и государство постоянно возникают из жизненного процесса определенных индивидов - не таких, какими они могут казаться в собственном или чужом представлении, а таких, каковы они в действительности, т. е. как они действуют, материально производят и, следовательно, как они действенно проявляют себя при нали­чии определенных материальных, не зависящих от их произвола границ, предпосылок и условий.

Производство идей, представлений, сознания первоначально непо­средственно вплетено в материальную деятельность и в материальное обще­ние людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь еще непосредственным порожде­нием их материальных действий. То же самое относится к духовному произ­водству, как оно проявляется в языке политики, законов, морали, религии, метафизики и т. д. того или другого народа. Люди являются производите­лями своих представлений, идей и т. д., но речь идет о действительных, дей­ствующих людях, обусловленных определенным развитием их производи­тельных сил и соответствующим этому развитию общением, вплоть до его отдаленнейших форм. Сознание [das Bewubtsein] никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием [das bewubte Sein], а бытие людей есть реальный процесс их жизни. Если во всей идеологии люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камере-обскуре, то это яв­ление точно так же проистекает из исторического процесса их жизни, как об­ратное изображение предметов на сетчатке глаза проистекает из непосредст­венно физического процесса их жизни.

В прямую противоположность немецкой философии, спускающейся с неба на землю, мы здесь поднимаемся с земли на небо, т. е. мы исходим не из того, чтo люди говорят, воображают, представляют себе, - мы исходим также не из существующих только на словах, мыслимых, воображаемых, представ­ляемых людей, чтобы от них прийти к подлинным людям; для нас исходной точкой являются действительно деятельные люди, и из их действительного жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отраже­ний и отзвуков этого жизненного процесса. Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами, своего рода испаре­ниями их материального жизненного процесса, который может быть уста­новлен эмпирически и который связан с материальными предпосылками. Та­ким образом, мораль, религия, метафизика и прочие виды идеологии и соот­ветствующие им формы сознания утрачивают видимость самостоятельности. У них нет истории, у них нет развития: люди, развивающие свое материаль­ное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышле­ния. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание. При пер­вом способе рассмотрения исходят из сознания, как если бы оно было живым индивидом; при втором, соответствующем действительной жизни, исходят из самих действительных живых индивидов и рассматривают сознание только как их сознание. […]

Там, где прекращается спекулятивное мышление, - перед лицом дейст­вительной жизни, - там как раз и начинается действительная положительная наука, изображение практической деятельности, практического процесса раз­вития людей. Прекращаются фразы о сознании, их место должно занять дей­ствительное знание. Изображение действительности лишает самостоятель­ную философию ее жизненной среды. В лучшем случае ее может заменить сведение воедино наиболее общих результатов, абстрагируемых из рассмот­рения исторического развития людей. Абстракции эти сами по себе, в отрыве от действительной истории, не имеют ровно никакой ценности. Они могут пригодиться лишь для того, чтобы облегчить упорядочение исторического материала, наметить последовательность отдельных его слоев. Но, в отличие от философии, эти абстракции отнюдь не дают рецепта или схемы, под кото­рые можно подогнать исторические эпохи. Наоборот, трудности только тогда и начинаются, когда приступают к рассмотрению и упорядочению материала - относится ли он к какой-нибудь минувшей эпохе или к современности, - ко­гда принимаются за его действительное изображение. Устранение этих труд­ностей обусловлено предпосылками, которые отнюдь не могут быть даны здесь, а создаются лишь в ходе изучения действительного жизненного про­цесса и деятельности индивидов каждой отдельной эпохи.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.