Шкала MD. Шкала A. «Замкнутость – общительность». Шкала В. «Конкретное мышление – абстрактное мышление». Шкала С. «Эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность». Шкала Е. «Подчиненность – доминантность». Шкала F. «Сдержанность – экспрессивнос
Характеристика шкал личностного опросника Р. Кэттелла
Шкала MD
| Шкала MD выявляет адекватность вашей оценки собственной личности. Чем выше показатель, тем в большей степени полученные данные искажены. Допустимым является показатель по этой шкале до 7. В этом случае можно доверять остальным16 количественным показателям психодиагностического обследования по опроснику Кэттелла
|
Шкала A
«Замкнутость – общительность»
| 0-5 баллов
| 8-12 баллов
| Скрытность, обособленность, отчужденность, недоверчивость, необщительность, замкнутость, критичность, склонность к объективности, ригидности, к излишней строгости в оценке людей. Трудности в установлении межличностных контактов.
| Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе. Легкость в установлении непосредственных контактов
| В целом, шкала А измеряет общительность человека в малых группах и способность к установлению непосредственных межличностных контактов
|
Шкала В
«Конкретное мышление – абстрактное мышление»
| 0-4 балла
| 5-8 баллов
| Конкретность и некоторая ригидность мышления, затруднения в решении абстрактных задач, сниженная оперативность мышления, недостаточный уровень общей вербальной культуры
| Развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Достаточно высокий уровень общей вербальной культуры
| Шкала В не определяет уровень интеллекта, он ориентирован на измерение оперативности мышления и общего уровня вербальной культуры и эрудиции. Следует отметить, что низкие оценки по этому фактору могут зависеть от других характеристик личности: тревожности, фрустрированности, низкого образовательного ценза.
|
Шкала С
«Эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность»
| 0-5 баллов
| 8-12 баллов
| Эмоциональная неустойчивость, импульсивность, раздражительность, утомляемость. Человек находится под влиянием чувств, переменчив в настроениях, легко расстраивается, неустойчив в интересах.
| Эмоциональная устойчивость, выдержанность. Человек эмоционально зрелый, спокойный, устойчив в интересах, работоспособный, может быть ригидным, ориентирован на реальность.
| Шкала С оценивает зрелость эмоций и степень их регулирования. Люди с высокой оценкой чаще являются лидерами, чем те, чьи показатели по этому фактору ниже среднего.
|
Шкала Е
«Подчиненность – доминантность»
| 0-5 баллов
| 8-12 баллов
| Мягкость, уступчивость, тактичность, любезность, зависимость, безропотность, услужливость, почтительность, застенчивость, готовность брать вину на себя, скромность.
| Самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению.
| Существует предположение, что оценки по шкале Е меняются с возрастом и зависят от пола. В своем поведении люди с высокими оценками (по этому шкале) имеют потребность в автономии.
|
Шкала F
«Сдержанность – экспрессивность»
| 0-5 баллов
| 8-12 баллов
| Благоразумие, осторожность, рассудительность в выборе партнера по общению, сдержанность в проявлении эмоций.
| Восторженность, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство.
| В целом шкала F ориентирована на измерение эмоциональной окрашенности и динамичности в процессах общения. Актеры, эффективные лидеры имеют более высокие оценки по этой шкале, исследователи – более низкие.
|
Шкала G
«Подверженность чувствам – высокая нормативность поведения»
| 0-5 баллов
| 8-12 баллов
| Склонность к непостоянству, подверженность влиянию чувств, случая и обстоятельств. Неорганизованность, импульсивность, отсутствие согласия с общепринятыми моральными правилами и стандартами. Гибкость по отношению к социальным нормам.
| Добросовестность, ответственность, стабильность, уравновешенность, настойчивость, склонность к морализированию, разумность, совестливость. Развитое чувство долга и ответственности, осознанное соблюдение общепринятых моральных правил и норм, настойчивость в достижении цели, деловая направленность.
| Шкала G характеризует особенности эмоционально-волевой сферы и регуляции социального поведения (принятие или игнорирование общепринятых моральных правил и норм)
|
Шкала H
«Робость – смелость»
| 0-5 баллов
| 8-12 баллов
| Робость, застенчивость, осторожность, социальная пассивность, деликатность, внимательность к другим, повышенная чувствительность к угрозе, предпочтение индивидуального стиля деятельности и общения в малой группе (2-3 человека).
| Смелость, предприимчивость, активность, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств.
| Шкала Н характеризует степень активности в общении с малознакомыми людьми. Люди с высокими оценками этого фактора умеют выдерживать эмоциональные нагрузки, что часто делает их лидерами.
|
Шкала I
«Жесткость – чувствительность»
| 0-5 баллов для мужчин
| 8-12 баллов для мужчин
| Несентиментальность, самоуверенность, суровость, рассудочность, гибкость в суждениях, практичность, иногда некоторая жесткость и черствость по отношению к окружающим, рациональность
| Чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, склонность к романтизму, художественное восприятие мира, артистичность, склонность к сочувствию и пониманию других людей, утонченная эмоциональность.
| Согласно ряду исследований, люди с высокими показателями по данной шкале настроены романтически, любят путешествия и новые переживания. Они обладают развитым воображением, для них важна эстетика. Этот фактор отражает различия в эстетической восприимчивости личности. Интересен тот факт, что люди с низкими показателями по этому фактору меньше болеют, чаще занимаются спортом.
|
Шкала L
«Доверчивость – подозрительность»
| 0-5 баллов
| 8-12 баллов
| Открытость, уживчивость, доверчивость, терпимость, покладистость, свобода от зависти, уступчивость. Характеристика добродушного человека.
| Осторожность, настороженность по отношению к людям, склонность к ревности, стремление возложить ответственность за ошибки на окружающих.
| Оценки по шкале L отражают эмоциональное отношение к людям. Очень высокие оценки по этому фактору говорят об излишней защите и эмоциональной напряженности, фрустрированности личности. Низкий полюс характеризует личность добродушную.
|
Шкала М
«Практичность – мечтательность»
| 0-5 баллов
| 8-12 баллов
| Высокая скорость решения практических задач, прозаичность, ориентация на внешнюю реальность, развитое конкретное воображение, практичность, реалистичность.
| Богатое воображение, поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями, легкость отказа от практических суждений, мечтательность.
| Высокие оценки по шкале М имеют художники, поэты, исследователи, экспериментаторы, руководители высокого ранга, редакторы и т. д. Низкие оценки имеют лица, занятые механическими расчетами, где необходимо внимание, сосредоточенность. Замечено также, что лица с низкими оценками по этому фактору реже попадают в автомобильные катастрофы. Их характеризует уравновешенность и здравомыслие.
|
Шкала N
«Прямолинейность – дипломатичность»
| 0-5 баллов
| 8-12 баллов
| Откровенность, простота, наивность, прямолинейность, бестактность, естественность, непосредственность, неумение анализировать мотивы партнера, отсутствие проницательности, простота вкусов.
| Изысканность, умение вести себя в обществе, дипломатичность, эмоциональная выдержанность, проницательность, осторожность, хитрость, умение находить выход из сложных ситуаций, расчетливость.
| Высокие оценки по шкале N характеризуют дипломатов в противоположность «естественному и прямолинейному» человеку с наивной эмоциональной искренностью, прямотой и непринужденностью. Существуют данные о том, что люди с низкими оценками по этой шкале вызывают больше доверия и симпатии, особенно у детей.
|
Шкала О «Уверенность в себе – тревожность»
| 0-5 баллов
| 8-12 баллов
| Беспечность, самонадеянность, жизнерадостность, уверенность в себе и в своих силах, безмятежность, хладнокровие, спокойствие, отсутствие раскаяния и чувства вины.
| Беспокойство, озабоченность, ранимость, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой.
| Шкала О показывает, как человек переживает свою неудачу и чувствует себя в трудных жизненных ситуациях. Следует учитывать, что высокие оценки по этому фактору могут иметь ситуативное происхождение.
| Шкала Q1
«Консерватизм – радикализм»
| 0-5 баллов
| 8-12 баллов
| Консервативность, устойчивость по отношению к традициям, сомнение в отношении новых идей и принципов, сопротивление переменам, ориентация на конкретную реальную деятельность.
| Свободомыслие, экспериментаторство, наличие интеллектуальных интересов, восприимчивость к переменам, к новым идеям, недоверие к авторитетам, отказ принимать что-либо на веру.
| Высокие показатели по шкале Q1 свидетельствуют о независимости суждений и взглядов, наблюдаются у руководителей, ученых, преподавателей университетов.
| Шкала Q2
«Конформизм – нонконформизм»
| 0-5 баллов
| 8-12 баллов
| Зависимость от мнения и требований группы, следование за общественным мнением, стремление принимать решения вместе с другими людьми, низкая самостоятельность, ориентация на социальное одобрение.
| Независимость, ориентация на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение. При крайних высоких оценках склонность к противопоставлению себя группе.
| Низкие оценки по этой шкале имеют личности общительные, для которых много значит одобрение общества. Высокие оценки имеют люди, которые являются индивидуалистами.
|
Шкала Q3 «Низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»
| 0-5 баллов
| 8-12 баллов
| Низкая дисциплинированность, неумение контролировать свои эмоции и поведение, потворство своим желаниям, слабая воля, импульсивность.
| Высокая дисциплинированность, целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение, сознательностью
| Шкала Q3 характеризует особенности волевой регуляции, показывает уровень самоконтроля и дисциплинированности человека.
|
Шкала Q4 «Расслабленность – напряженность»
| 0-5 баллов
| 8-12 баллов
| Расслабленность, вялость, а5атичность, спокойствие, низкая мотивация, излишняя удовлетворенность, невозмутимость.
| Собранность, энергичность, напряженность, фрустрированность, повышенная мотивация, беспокойство, взвинченность, раздражительность.
| Лица со значениями по шкале от 5 до 9 баллов характеризуются оптимальным эмоциональным тонусом и стрессоустойчивостью.
|
|