Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Заявка на документальный фильм



Заявка на документальный фильм

МАГИЯ КОНТЕКСТА

(BETWEEN HERE AND THERE)

 

У всякого нормального человека словосочетание «культурный контекст», как правило, вызывает ассоциации с чем-то абстрактно-академическим, относящимся к сфере далекого от практической жизни «ведения» и «знания». Между тем, для российской культуры рубежа ХХ и ХХI столетий проблема культурного контекста относится к категории проблем сугубо практических, жизненно важных.

Культурный контекст сегодня - это не мирный ландшафт, на фоне которого можно спокойно и неторопливо возделывать свою делянку. Это жесткая конкурентная среда, это рынок, все места на котором уже давно заняты.

Десятилетия культурной изоляции породили в среде художественной интеллигенции немало мифов и иллюзий. Чем больше свирепствовала цензура, чем больше государство «заботилось» о художнике, тем более укреплялся он в сознании свой значимости, избранности, своей особой миссии. Сидя на прокуренной московской или питерской кухне, он мог ощущать себя в центре событий. И эти претензии имели свой резон. Всякий, пусть даже слабый и не вполне благозвучный звук, доносившийся из-за железного занавеса, привлекал пристальное внимание. Диссидентство было важной составляющей общественного признания и в родных палестинах, и на Западе.

Падение железного занавеса резко изменило привычную картину. Художник оказался брошенным на произвол судьбы. Он перестал быть интересен как собственному государству, так его прежним идеологическим противникам. Музыка, кино, живопись отечественного производства оказались таким же неходовым товаром, как российские трактора и комбайны. Понятие конкурентоспособность – стало актуальным не только для российского бизнеса, но и для российской культуры.

Героями нашего фильма станут несколько авторов, активно работающих в самых разных сферах и жанрах современного искусства. Некоторые из них уже обрели кое-какую международную известность и определенный статус, другие, что называется, «широко известны в узких кругах». Главное, что объединяет композитора-минималиста Павла Карманова и архитектора Александра Бродского, куратора Андрея Ерофеева и создателя «Всемирной истории» банка Империал Тимура Бекмамабетова, модельера Андрея Бертеньева и фотографа Бориса Михайлова, художников-концептулистов из группы АЭС и музыкантов из группы «Вежливый отказ» - это общее стремление вписаться в контекст европейской культуры, занять свою нишу на мировом арт-рынке.

Жанр фильма, таким образом, можно определить как коллективный потрет, герои которого будут показаны в работе, в повседневных жизненных обстоятельствах и коллизиях. Все они наслышаны друг о друге, но почти никогда не пересекаются, разве что случайно, на каком-нибудь приеме или светской тусовке. У каждого из них есть своя выстраданная стратегия вхождения в «культурный контекст». Кто-то терпеливо ждет, уповая на мудрость любимого классика – «сами придут и все дадут». Кто-то суетливо «пиарит» себя на фестивальных тусовках и вернисажах. Одни делают ставку на национальное своеобразие, другие чутко ловят последние тенденции и веяния мирового арт-рынка. Но как бы ни «позиционировали» себя наши герои на художественном рынке, все они в большей или меньшей степени подвержены рефлексии.  

Почему мы никому не нужны, почему так мало успешных международных карьер? Что произошло с нашим искусством, внезапно оказавшимся на обочине мирового культурного процесса? Где истоки той всем очевидной сегодня культурной деформации, которой подверглось российское искусство за 70 лет советской власти? С чем мы выходим на мировой арт-рынок? В чем наша творческая идентичность?

Размышления на эти темы будут главным стержнем, объединяющим десять разных художников, десять творческих биографий. В совокупности они составят картину современного российского искусства, стоящего на драматическом перепутье.

 Дело в том, что наряду со стремлением вписаться в мировой культурный контекст, занять свою нишу на международном арт-рынке в российской культуре все более явственно обозначается тенденция к новой самоизоляции. Под лозунгами государственности, возрождения православия, национального своеобразия возникает новое, точнее, реставрируется строе имперское искусство. Искусство, самодостаточное, самодовольное и глубоко провинциальное.

Кто мы? Куда идем?..

 

 

Формат фильма: 52 мин. Betacam SP.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.