Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Композитор Борис Асафьев как идеолог хореодрамы в балетной музыке»



 

Вершининой Ольги, ОЗХП/19

e-mail: o. vershininaa@gmail. com

«Композитор Борис Асафьев как идеолог хореодрамы в балетной музыке»

 

    В работе рассматривается музыка композитора Бориса Асафьева как пример хореодрамы в балете на примере постановки балета «Бахчисарайский фонтан».

    История балета «Бахчисарайский фонтан» начинается в 1821 – 1823 годах с появления одноименной поэмы Александра Сергеевича Пушкина. Она была написана под впечатлением автора от посещения Бахчисарайского дворца крымских ханов.

Однако легенда о Гирее и Марии впервые дошла до Александра Сергеевича в Петербурге в трехлетье между лицеем и ссылкой. Пушкин услышал это сказание от одной своей знакомой, «что и определило план, идею и стиль поэмы: «Я суеверно перекладывал в стихи рассказ молодой женщины», — писал поэт 8 февраля 1824 года А. А. Бестужеву; «К** поэтически описывала мне его (т. е. «странный памятник влюбленного хана», — Л. Г. )», называя этот восточный водомет «la fontaine des larmes», — писал он в декабре 1824 года Дельвигу (XIII, 88, 252)». [1]

    В основе сюжета поэмы лежат страсти в ханском гареме. В своём дворце сидит грозный и печальный хан Гирей. Он полюбил юную Марию, недавнюю обитательницу гарема, а ей смерть милее участи его наложницы. Одна из давних наложниц, грузинка Зарема, грустна оттого, что хан Гирей разлюбил её. Однажды ночью она проникает в комнату Марии, видит спящую княжну и опускается перед ней на колени с мольбой вернуть ей сердце хана Гирея. Зарема угрожает Марии... Излив свои признания, грузинка исчезает, оставив Марию в смущении и в мечтах о смерти. Желания Марии сбылись, и она почила, но Гирей не вернулся к Зареме. Он оставил дворец и вновь предался утехам войны, но никак не может забыть прекрасную Марию. Зарема была брошена в пучину вод стражами гарема в ту же ночь, когда умерла княжна Мария. Вернувшись в Бахчисарай после губительного набега на села России, Гирей воздвиг в память Марии фонтан, который младые девы Тавриды, узнав это печальное предание, назвали фонтаном слез. [2]

    Первое издание «Бахчисарайского фонтана» вышло в Петербурге 10 марта 1824 года. Поэма послужила вдохновением и основой для множества кинематографических, музыкальных творений, в том числе для балета. Балет Бориса Владимировича Асафьева оказался не первым по этому сюжету.

Есть данные, что двухактный балет с названием «Бахчисарайский фонтан» существовал уже в середине XIX века. Но кто его авторы неизвестно. Однако известно, что балет был поставлен в гастрольной труппе, которую возглавляла балерина Елена Андреянова, и было это в 1852 – 1853 гг. После возвращения на родину с неудачных гастролей в Лондоне в 1852 году Елена Ивановна узнала, что в петербургской труппе снова иностранка. «Знаком протеста можно считать ее поездку в провинцию – Елена Ивановна пригласила выступить с собой артистов Большого театра и воспитанниц московской балетной школы. Одесса, Харьков, Полтава, Киев, Воронеж, Тамбов – вот маршрут этих гастролей. С большим трудом удалось Елене Ивановне выхлопотать у дирекции необходимые костюмы, аксессуары и оркестровые партии. < …> Успех, сопровождавший труппу в продолжение всей поездки, натолкнул Андреянову на мысль поставить большой двухактный балет «Бахчисарайский фонтан». Его премьера состоялась в Воронеже». [3]

Следующие сведения о двухактном балете «Бахчисарайский фонтан», называвшемся также «Жертва верности», относятся уже к концу XIX века. Этот балет неоднократно и с немалым успехом ставил Томаш Нижинский (известный в русских труппах как Фома Лаврентьевич Нижинский): в 1892 г. — в Киеве, в 1893 г. — в Одесском оперном театре, в 1896 г. — в театре-цирке в Нарве. В своих воспоминаниях Бронислава Нижинская писала, как их, еще маленьких детей, родители привели на спектакль и как они испугались, когда на их маму, исполнительницу партии Марии, замахнулась кинжалом другая балерина, исполнявшая роль Заремы, — так надо было по сюжету, но дети очень переживали, а в самые драматические моменты представления маленький Вацлав (а он старший брат) молился: «Господи, спаси мамусю, Матка Боска, спаси мамусю! ». Бронислава Фоминична вспоминала, как уже после спектакля «бесстрашный» старший брат Вацлав уверял, что он-то нисколько не боялся, а вот младшая сестра Броня переживала и плакала…[4] Эта постановка считалась большим успехом Томаша Нижинского. Однако больше никаких данных про этот балет найти не удалось.

Известным стал другой балет «Бахчисарайский фонтан», созданный композитором Борисом Владимировичем Асафьевым.

Борис Владимирович Асафьев родился 17 (29) июля 1884 года в Санкт-Петербурге. В 1904—1910 учился в Петербургской консерватории по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова, параллельно также на историко-филологическом факультете Петербургского университета, который окончил в 1908 году. После окончания консерватории работал аккомпаниатором в балетной труппе Мариинского театра. С 1919 года — советник по репертуару в Мариинском и Малом оперном театрах, в том же году совместно с Сергеем Ляпуновым организовал музыкальное отделение в Петроградском институте истории искусств, которым руководил до 1930.

С 1921 он был педагогом по истории и теории музыки, в 1925 году Асафьев получил звание профессора Ленинградской консерватории, принимал участие в кардинальной переработке и унификации её учебных планов, позволившей студентам получать полное общетеоретическое музыкальное образование наряду с занятиями по специальности.

Асафьев был одним из основателей в 1926 году Ленинградского отделения Ассоциации современной музыки, продвигавшей новейшие сочинения мировых и советских композиторов. В рамках концертов, организованных отделением, звучали произведения композиторов Новой Венской школы, «Шестёрки», а также Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского. Активно изучая творчество последнего, Асафьев в 1929 году написал первую в истории книгу об этом композиторе на русском языке. Он также оказал значительное влияние на обновление репертуара ленинградских оперных театров. В 1924—1928 были поставлены «Саломея» Р. Штрауса, «Воццек» Берга, «Прыжок через тень» Кшенека и другие новейшие оперы.

С 1914 года статьи Асафьева (печатавшегося под псевдонимом Игорь Глебов) регулярно появлялись в ведущих музыкальных изданиях того времени — «Музыка», «Музыкальный современник», «Жизнь искусства», «Красная газета». Наиболее продуктивным оказался период 1919—1928 годов, когда Асафьев определил основную сферу своих музыковедческих интересов: русское классическое наследие и музыка современных авторов. В этот период формируются творческие контакты Асафьева с Паулем Хиндемитом, Арнольдом Шёнбергом, Дариюсом Мийо, Артюром Онеггером и другими лидерами мирового музыкального авангарда. В 1930-е годы, после распада АСМ, Асафьев переключается на композицию и создаёт свои самые известные сочинения — балеты «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1933) и «Утраченные иллюзии» (1934), а также симфонические сочинения и др. В начале 1940-х он возвращается к исследовательской работе, продолжает трудиться во время ленинградской блокады.

В 1943 году он переезжает в Москву, где возглавляет музыкальное отделение Института истории искусств АН СССР, а также научно-исследовательский кабинет при МГК имени П. И. Чайковского. На 1-м Всесоюзном съезде советских композиторов (1948) Б. В. Асафьев был избран председателем СК СССР. В Москве жил в бывшем доме Анненковых на углу Петровки и Кузнецкого Моста.

Б. В. Асафьев умер 27 января 1949 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

(Материал взят из источника: Асафьев Борис Владимирович. Биография. [Электронный ресурс]. URL: http: //pomnipro. ru/memorypage30530/biography)

 

Асафьев был идеологом хореодрамы в балете. Хореодрама – это тип балетного спектакля, построенного по принципу драматической пьесы, где действие развивается в пантомимных сценах или действенном танце, который носит преимущественно дивертисментный, развлекательный характер и появляется в сценах разного рода празднеств. Такой тип спектакля способствует совершенствованию актерского искусства в балете. В 1930 — 1940-х гг. направление хореодрамы доминировало в советском балете. «Бахчисарайский фонтан» – один из лучших примеров данного направления. [5] Этот балет стал не первой успешной совместной работой либреттиста и театрального критика Николая Дмитриевича Волкова  и  Бориса Владимировича Асафьева. Их предыдущее сотрудничество — балет «Пламя Парижа», вышедший в ноябре 1932 года к юбилею советской власти (15 лет со дня Октябрьской революции), – получило не только восторженные отзывы критики, но и высокие государственные награды.

Первоначально Асафьев, по примеру «Пламени Парижа», думал использовать музыку композиторов эпохи описываемых событий, то есть музыку композиторов начала XIX века, и уже отобрал несколько фрагментов. Однако в процессе работы эта идея отпала: для современного балета и музыка требовалась современная. Из всего ранее подготовленного материала композитор оставил лишь романс Гурилева «Фонтану Бахчисарайского дворца» на стихотворение Пушкина 1824 года (он звучит в прологе и эпилоге балета) и ноктюрн Дж. Фильда, определяющий характеристику Марии. [6]

Музыка создавалась быстро. Композитор, по его словам, стремился «во что бы то ни стало сохранить мелодически... эпоху Пушкина», а кроме того, передать «то романтическое, что характеризует русское передовое общество на подступах к декабризму, и то, что в свою очередь связано с пламенеющей национально-революционными идеалами Польшей. Это не реставрация романтизма, а попытка услышать эпоху через поэму Пушкина и передать волновавшие поэта эмоции вольным их пересказом». [7] « «Бахчисарайский фонтан» — лирический балет-поэма. Его композиция основана на контрастном сопоставлении двух различных культур — славянской и восточной. Музыка отличается лиризмом, тонкой звукописью, драматизмом. В партитуре балета использована система лейтмотивов — музыкальных характеристик действующих лиц». [8]

В один из июльских дней 1933 года ассистента Захарова из репетиционного зала вызвали к художественному руководителю театра. Улыбаясь, С. Э. Радлов познакомил молодого человека с композитором Б. В. Асафьевым.

«Приходите завтра вечерком, - обратился тот к Захарову. - Вы, надеюсь, свободны, и я сам сыграю Вам свой «Фонтан». Может быть, у Вас возникнут какие-то вопросы, мы и побеседуем вдвоем. Мне хочется, чтобы эту музыку Вы впервые услышали в моем исполнении»/

Позднее Захаров узнал, что, познакомившись со всеми работами молодого балетмейстера в театре, композитор произнес решившую во многом всю дальнейшую творческую судьбу Захарова фразу: «Вот кто должен ставить мой «Фонтан»! »

Захаров пришел в назначенное время. Композитор положил на пюпитр старенького пианино ноты, написанные от руки, с поправками и пометками синим карандашом.

Музыка заполнила комнату. Первые такты романса Гурилева «Фонтану Бахчисарайского дворца». Из музыки, казалось, возникали стихи Пушкина " Фонтан любви, фонтан живой... ". " Это заставка, ключ к балету", - подумалось Захарову. Вот тема юной Марии: шаловливая девушка-полудитя играет в саду со своим нареченным. Затем образы горделивой шляхты. Полонез. Пышное празднество в доме Потоцких. Танцы польского народа - краковяк, мазурка. Прелестное адажио влюбленных в тишине сада. И вдруг - тревожные отголоски приближающейся битвы. Что это? Дикий набег татар, скрежет и звон клинков, крики ярости и боли, пламя пожара, смерть... Несчастная Мария перед лицом жестокого Гирея. Но страшный хан сам обезоружен - он поражен невиданной красотой девушки. " Это завязка балета! " - решает Ростислав Владимирович.

Чувство сострадания к человеческим судьбам сжимало сердце. В непрерывно льющемся потоке музыки фантазия балетмейстера открывала образы и краски, летучие, еще едва уловимые линии танца.

Композитор взглянул на потрясенного Захарова и перевернул страницу.

Акт второй. В сценах жизни гарема нет восточных мелодий. Свежо звучит легкая вальсовая форма в духе Глинки!

Звуки боевых труб! Грозный повелитель возвращается с добычей в Бахчисарай. Снова тема Марии, беззащитной, осиротевшей. Музыка отражает трагизм встречи героев поэмы. Непреклонная воля новой узницы останавливает порыв Гирея. Он охвачен мрачной задумчивостью. Танец Заремы остается безответным. Гирей один. В музыке слышатся интонации просветления и покорности - в душе хана пробуждаются непривычные чувства.

Лишенная пианистического блеска, игра Асафьева с огромной силой раскрывала глубину человеческих переживаний, захватывала, потрясала Захарова.

Композитор перелистывает страницу третьего акта. ... Воспоминания Марии. Их прерывает Гирей. Тщетно говорит он о своей любви, Мария безответна. Хан покорно уходит.

Элегия - воспоминание о былом. Звучит тема Заремы. Диалог двух несчастных. Удар кинжала, и Мария погибает. Вбегает Гирей, но уже поздно. Буря человеческих чувств, трагедия возникшей и неразделенной любви, положившей предел звериному в человеке, - все это виделось и слышалось Захарову в глубокой, предельно выразительной музыке.

Акт четвертый. Скорбный танец пленниц. Гирей отвергает призывы военачальников к новым набегам. Он не хочет войны.

В заключение снова звучит романс Гурилева, простой и проникновенный. " Чью тень, о други, видел я? " - пронеслись в памяти Ростислава Владимировича строки поэмы Пушкина.

 

«Совершенно потеряв ощущение действительности, как бы унесся я в пушкинские времена и дальше, ко временам легендарных событий, о которых поведал нам великий поэт, - вспоминает балетмейстер. - С того самого вечера эта музыка навсегда поселилась во мне, стала от меня неотделимой, и потом, сочиняя хореографию и сцены «Бахчисарайского фонтана», я как бы воплощал жившую во мне эту удивительную музыку».

В работе над музыкой балета на помощь молодому Захарову пришел сам композитор Б. В. Асафьев. Он обучил балетмейстера чтению партитуры, без чего невозможно правильное восприятие музыки/ Удивительно душевным было общение композитора с Захаровым. Асафьев делился с молодым балетмейстером своими мыслями, вводил его в мир своих музыковедческих знаний. Долгие вечера проводили они в беседах.

«Необыкновенная встреча с Асафьевым обогатила мой внутренний мир, - вспоминал профессор Захаров, - ответила на многие волнующие меня в те времена вопросы».

Четкое определение жанра поможет затем балетмейстеру отобрать выразительные средства, воплощающие художественную правду балета, создать хореографический рисунок спектакля, найти систему образов, определить эмоциональную напряженность танца, который, в сущности, и есть не что иное, как выражение эмоционального состояния средствами хореографии.

Язык «музыкально-романтической поэмы» требовал от балетмейстера и исполнителей отхода от привычных балетных приемов и штампов, хореографические образы нужно было раскрыть в плане непрерывного развития тончайшей гаммы человеческих чувств и мыслей, выраженных в танце.

 

Еще в стенах института Захаров размышлял о том, что балетный спектакль должен включать в себя основные законы драмы, ее идейность, содержательность, непрерывность развития действия, напряженность и целостность чувств. Балет - это тоже пьеса. А каждая хорошая пьеса развивается по принципам драматургии.

Музыка Б. В. Асафьева несет в себе эти необходимые для театра черты. И перед балетмейстером стояла задача использовать достоинства музыкальной ткани, реализовать закон драматургического развития как в балете в целом, так и в отдельных его частях: в решении каждого танца, каждой сцены. Так впервые в основу балетного спектакля были положены законы драматургии.

 

Балет «Бахчисарайский фонтан» имеет богатую историю своего создания. До современной существовало еще несколько версий: балет, существовавший в гастрольной труппе балерины Елены Андреяновой в 1852 – 1853 гг.; постановка Томаша Нижинского в конце XIX века, также известная под названием «Жертва верности». К сожалению, о музыке этих балетов ничего не известно, как не известны и композиторы, музыканты, их создавшие. Безусловно, самым известным был и остается балет, написанный Борисом Владимировичем Асафьевым на либретто Николая Дмитриевича Волкова. С появлением этого произведения, балетное искусство вообще вновь начинает обращаться к пушкинским сюжетам. Как уже было сказано, его музыке характерны страсть и нежность, контрастность, лиризм и драматизм.

Первая постановка балета Асафьева состоялась на сцене Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова.

«Бахчисарайский фонтан» стал дебютом для балетмейстера Ростислава Владимировича Захарова. Он окончил Ленинградское хореографическое училище в 1926 году, в 1932 – режиссерское отделение Ленинградского театрального техникума сценических искусств по классу Сергея Эрнестовича Радлова, а в 1948, экстерном, — режиссёрский факультет Ленинградского театрального института (класс профессора Б. В. Зона). Благодаря С. Э. Радлову Захаров получает возможность практики в качестве хореографа в Кировском театре. Позже, после командировки в Москву для знакомства с театрами столицы, по возвращении в Ленинград, Ростислав Владимирович получает предложение поставить «Пляски персидок» из четвертого действия в опере М. П. Мусоргского «Хованщина», потом танцы в опере Дж. Верди «Травиата», танцы в опере С. С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Тогда-то композитор Борис Асафьев и знакомит Захарова с уже готовым к этому времени клавиром балета «Бахчисарайский фонтан». [9] Ростислав Владимирович с головой погружается в работу: изучает историю Крыма, Польши, собирает огромное количество материалов. А работать с артистами он начал как драматический режиссер. Они сидели за столом и проговаривали роли, искали сквозное действие, обсуждали развитие образа персонажей. [10]

Оркестром в премьерный вечер дирижировал известный советский дирижер Евгений Александрович Мравинский. Он дебютировал в Мариинском театре в 1932 году, где был дирижером по 1938 год, в основном балетного репертуара. [11]

Итак, премьера балета «Бахчисарайский фонтан» состоялась 28 сентября 1934 года в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова. «Премьера балета прошла с немыслимым успехом: публика смотрела, затаив дыхание, а потом звучали продолжительные восхищенные овации. Это было откровением и это стало настоящим событием для театральной жизни Ленинграда!

Таким образом, первая постановка балета «Бахчисарайский фонтан» ознаменовала начало эпохи драмбалета на советской сцене. С него началась успешная работа Ростислава Владимирович Захарова как балетмейстера. Захаров ввел новый метод работы над балетным спектаклем, основанный на системе Станиславского. Для него характерны элементы пантомимы, построение танцев как монологов и диалогов, в которых актер разговаривает не условными жестами, а танцевальными движениями, которые становятся носителями чувства и мысли. На премьере блистали молодые исполнители Галина Сергеевна Уланова и Константин Михайлович Сергеев. Сейчас многие считают роль Марии одной из самых лучших, когда-либо исполняемых Улановой. Надо также отметить тот факт, что вся команда: и режиссер, и композитор, и художник-постановщик, – стремилась передать атмосферу пушкинской эпохи.

В 1946 году постановка была не менее успешно возобновлена уже другими артистами, балетмейстерами и т. д.

Этот спектакль – пример непревзойденной композиторской, балетмейстерской, исполнительской, художественной работы. Недаром «Бахчисарайский фонтан» до сих пор присутствует в репертуаре теперь уже Мариинского театра.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.