Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Информационный час. на тему. «Гадания, колядки…»



Информационный час

на тему

«Гадания, колядки…»

Цель: совершенствование духовной и нравственной культуры детей

Задачи:

- расширить знания учащихся по истории русских народных праздников;

- познакомить со святочными традициями и обычаями народа;

- воспитывать уважение, интерес к прошлому и настоящему своего народа.

 

Светло. Рассвет, как пылинки золы,

Последние звезды сметал с небосвода.

И только волхвов из несметного сброда

Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба.

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на деву,

Как гостья, смотрела звезда

Рождества.

После принятия христианства у славянских народов этот праздник начинался в ночь перед Рождеством и длился 12 дней. Наши предки праздновали начало нового солнечного года, когда, согласно поговорке, солнце поворачивало на лето, а зима – на мороз. Самым древним из всех праздников в году были Святки, приходившиеся на время зимнего солнцестояния.

Посмотрите на календарь. 6 декабря завершался длительный Рождественский пост, сняты все ограничения в пище, в веселье. Молодёжь в эти дни и вечера устраивала игрища, пляски на улице, гадания, уцелевшие с языческих времён. И хотя православная церковь этот обычай не поддерживала, но и сурово за него не карала, ведь святочные забавы – вековая традиция русского народа. В Святках слились воедино языческий зимний праздник коляда (так называлось у славян доброе божество мира и торжеств, которого чествовали 6 января) и христианские Рождество и Крещение.

Язычники – это народы, не верящие в единого Бога. Народы в Библии называют “языками”, т. е. людьми, говорящими на разных языках, - отсюда и само слово «язычество». С языческой древности каждый шаг восточных славян, а позднее их потомков русских, от рождения до смерти сопровождался обрядами. Как ни странно, ритуалы за много столетий мало изменились.

Языческие боги - Перун, Дажьбог, Велес, Мокошь, Стрибог. Но были ещё и языческие божества, рангом пониже. Они окружали человека и, как и сама природа, могли быть настроены то дружелюбно, то враждебно к человеку (домовой, овинник, банник).

Мы начали со Святок, потому что нет ни одного праздника на Руси, который бы сопровождался таким богатым выбором обычаев, примет, обрядов.

Сначала мы познакомимся со «святыми вечерами» (с 7 по 13 декабря). 14 января – это день святого Василия Великого, 1 января по старому стилю, т. е. первый день нового года. Его ещё называли Коляда, Овсень, Таусень.

В «святые вечера» молодёжь каталась на санях, развлекалась, затевала скоморошины.

Ряженые – наиболее важные персонажи святочной обрядности. Молодёжь стремилась нарядиться так, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемыми и дурачить, веселить или пугать окружающих своим видом. Очень часто рядились в козу и медведя, журавля, старика и старуху, цыгана. С колядками, ряжеными, другими святочными обрядами мы уже встречались в литературных произведениях Жуковского «Светлана», Гоголя «Ночь перед Рождеством», А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Принято считать, что игры ряженых – это имитация прихода нечистой силы из иного мира. Такой переход был возможен именно в Святки, когда старый мир теряет свою форму, рушится. Кроме того, игры ряженых – это игры, которые должны обеспечить «воскресение» солнца, природы, торжество жизни над смертью.

- Накануне Рождества, в Сочельник повсеместно по домам ходили славильщики, или христославы. Славильщики не только исполняли Рождественские гимны, они показывали вертеп - сцену Рождества Христова.

 Кроме колядок, визитов ряженых есть ещё примета Святок. О ней рассказывал Жуковский в балладе «Светлана».

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

- Гадали во всё время Святок, но особенно правдивыми считались гадания в страшные вечера.

1. Ходили «слушать» за деревню, на перекресток дорог, в какой стороне залает собака - туда и замуж идти.
2. Подслушивали под окнами: если ругаются - в плохой дом выйдешь замуж, смеются - в хороший.
3. Сняв крест и не благословясь, девушка с подругой шли к конюшне, становились спиной к дверям и ударяли три раза левой пяткой и говорили: «Если выйду замуж, надевайте узду», если лошади забренчат уздами, то гадающие в этом году выйдут замуж.
4. Страшным, но «самым верным» считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась на такие высматривания суженого не каждая девушка.
5. Гадание с петухом. Гадальщики раскладывали крупу, кусочки хлеба, ножницы, монетки, зеркало, миску с водой. Вносили петуха и смотрели, что петух клюет: крупу - к богатству, хлеб - к урожаю, ножницы - будет жених портным, монетки - к деньгам, клюет зеркало - будет муж щеголь, пьет воду - будет муж пьяница.

К святочным гаданиям принадлежат также сновидения, из которых выводит предсказания каждая загадывающая особа:

  1. Собрав от веника прутиков, кладут их сложенными вроде мостика под подушку. Та, которая кладет такой мостик, ложась спать приговаривает: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост». Суженый если явится во сне и переведет через мост, значит быть замужем в этом году.
  2. Едят перед сном что-либо соленое или пересаливая пищу. Ложась спать говорят: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот пить мне подаст». Иногда просто берут наперсток воды и наперсток соли, смешивают и пьют.
  3. Кладут под голову гребень и говорят: «Суженый, ряженый причеши мне голову».
  4. На ночь кладут бубнового или другого короля из колоды игральных карт под изголовье и загадывают на суженого-ряженого, или на то лицо, которым девушка увлечена, с целью узнать будущее или расположение друга.

Кроме танцев, песен и гаданий любимым развлечением на посиделках в дни святок являлись так называемые игрища. Как правило, их затевали деревенские парни, желая развлечь таким образом девушек. Но было, разумеется много игр совершенно невинных, характеризующих лишь наивность и простоту деревенских нравов. Из таких игр можно указать для образца, например, игру в голосянку.

Суть ее в следующем. На посиделках какой-нибудь бойкий парень выходит на середину избы и громким голосом произносит:

             Ну, давайте-ка, ребята,

             Голосянку тянуть.

             Кто не дотянет,

             Того за волосы-ы-ы-ы!..

И парень, а за ним и все другие начинают тянуть это «ы» до бесконечности. Посторонние же посетители (ребятишки и пожилые) всячески стараются рассмешить участвующих в игре и тем заставить прервать звук «ы». «Эй, ты, Егорка, лопнешь! – кричат они какому-нибудь парню, - смотри, как шары-то выпучил! » - Окрики эти сопровождаются обыкновенно самым заразительным смехом, и потому Егорка, не удержавшись, в конце концов расхохочется и прервет звук «ы». Тогда на него наскакивает целая толпа и теребит за уши, за нос, за волосы. Азарт при этом бывает так велик, что теребят даже не участвующие в игре.

- Почти такой же азарт вызывает игра в молчанку. Она состоит в том, что по команде все парни и девушки должны хранить самое серьезное молчание, в то время как другие пытаются их рассмешить. Не выдержавшие молчания подвергаются какой-нибудь условленной «каре».

   Самой излюбленной шалостью деревенской молодежи было заваливанье ворот деревенским хламом: дровами, бревнами, сохами, боронами. Взявшись за это дело целой гурьбой, озорники так заваливали все выходы их избы, что утром хозяева могли очутиться как в плену и нередко не могли выбраться из хаты до самого вечера. Ребята могли в шутку приморозить дверь, своровать сани и скатить их под гору или докучать хозяевам стуком.

Иногда, для большей потехи, парни взбирались на крыши заваленных изб и выливали в трубу ведро воды, после чего хозяева, как очумелые, носились по избе и звали на помощь.

Но кроме озорных выходок парни затевали и игры, среди которых самыми популярными были хороводы.

Кстати
- Строптивым девкам, которые отказывались на вечорах танцевать, на Руси «ставили градусник» – кидали головой в сугроб.

- Когда парень с девушкой начинали на святках встречаться, им в шутку «соединяли дома» дорожкой, выложенной песком, золой, зерном, поленьями или пропаханной плугом.
- Парню, которому девушка давала на святках отказ, друзья в шутку привязывали к входной двери головешку.

Святки всегда считались праздником молодежи по преимуществу, хотя и взрослое население в святочные дни никогда не оставалось равнодушным к общему веселью, к тому приподнятому, несколько торжественному настроению, которое свойственно всем большим праздником в деревне. Но все-таки центром празднеств служила молодежь: ее веселые игры, песни, посиделки и гадания всегда задавали тон общему веселью и скрашивали унылую деревенскую зиму.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.