Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





03.02.22 Четверг



 

                             03. 02. 22         Четверг

1. химия  Тема урока. Оксиды азота (II) и (IV). – строение молекул. Физические свойства. Азотная кислота. Физические и химические свойства кислоты. Получение азотной кислоты Нитраты. Кислотные дожди. Применение азотной кислоты и нитратов Оксид азота(II) - NO Физические свойства. Бесцветный газ, при низких температурах - голубая жидкость. В твердом состоянии - димеризован (N2O2). Не растворим в воде. t0(плав) = -1640С, t0(кип) = - 151, 70С. Оксид азота(IV) - NO2 и его димер N2O4 Физические свойства. Это красно-бурый газ с резким запахом. При низких температурах из-за наличия у атомов азота неспаренных электронов димеризуется в N2O4. Димер в жидком состоянии бесцветный, в твердом - белый. t(пл) = -11, 20С. Хорошо растворяется в холодной воде. Насыщенный раствор имеет ярко-зеленый цвет. Азотная кислота HNO3 в чистом виде - бесцветная жид­кость с резким удушливым запахом, неограниченно растворимая в воде; t°пл. = -41°C; t°кип. = 82, 6°С, r = 1, 52 г/см3. В небольших количествах она образуется при грозовых разрядах и присутствует в дождевой воде. Под действием света азотная кислота частично разлагается с выделением NО2 и за cчет этого приобретает светло-бурый цвет: N2 + O2 грозовые эл. разряды→ 2NO 2NO + O2 → 2NO2 4НNО3 свет→ 4NО2↑ (бурый газ) + 2Н2О + О2   Азотная кислота высокой концентрации выделяет на воздухе газы, которые в закрытой бутылке обнаруживаются в виде коричневых паров (оксиды азота). Эти газы очень ядовиты, так что нужно остерегаться их вдыхания. Азотная кислота окисляет многие органические вещества. Бумага и ткани разрушаются вследствие окисления образующих эти материалы веществ. Концентрированная азотная кислота вызывает сильные ожоги при длительном контакте и пожелтение кожи на несколько дней при кратком контакте. Пожелтение кожи свидетельствует о разрушении белка и выделении серы (качественная реакция на концентрированную азотную кислоту – жёлтое окрашивание из-за выделения элементной серы при действии кислоты на белок – ксантопротеиновая реакция). То есть – это ожог кожи. Чтобы предотвратить ожог, следует работать с концентрированной азотной кислотой в резиновых перчатках.   Получение 1. Лабораторный способ KNO3 + H2SO4(конц) → KHSO4 + HNO3­ (при нагревании) 2. Промышленный способ Осуществляется в три этапа: a) Окисление аммиака на платиновом катализаторе до NO 4NH3 + 5O2 → 4NO + 6H2O (Условия: катализатор – Pt, t = 500˚ С) б) Окисление кислородом воздуха NO до NO2 2NO + O2 → 2NO2 в) Поглощение NO2 водой в присутствии избытка кислорода 4NO2 + О2 + 2H2O ↔ 4HNO3 или 3NO2 + H2O ↔ 2HNO3+NO (без избытка кислорода) Применение в производстве минеральных удобрений; в военной промышленности; в фотографии — подкисление некоторых тонирующих растворов; в станковой графике — для травления печатных форм (офортных досок, цинкографических типографских форм и магниевых клише). в производстве взрывчатых и отравляющих веществ ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОБЩИЕ С ДРУГИМИ КИСЛОТАМИ 1. Очень сильная кислота. Индикаторы в её растворе изменяют цвет на красный. Диссоциирует в водном растворе практически нацело: HNO3 → H+ + NO3- 2. Реагирует с основными оксидами K2O + 2HNO3 → 2KNO3 + H2O K2O + 2H+ + 2NO3- → 2K+ + 2NO3- + H2O K2O + 2H+ → 2K+ + H2O 3. Реагирует с основаниями HNO3 + NaOH → NaNO3 + H2O H+ + NO3- + Na+ + OH- → Na+ + NO3- + H2O H+ + OH- → H2O 4. Реагирует с солями, вытесняет слабые кислоты из их солей 2HNO3 + Na2CO3 → 2NaNO3 + H2O + CO2­ 2H+ + 2NO3- + 2Na+ + СO32- → 2Na+ + 2NO3- + H2O + CO2­ 2H+ + СO32- → H2O + CO2­   СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АЗОТНОЙ КИСЛОТЫ Азотная кислота - сильный окислитель N+5 → N+4→ N+2→ N+1→ No → N-3 N+5 + 8e-→ N-3 окислитель, восстанавливается. 1. Разлагается на свету и при нагревании 4HNO3 t˚ C→ 2H2O + 4NO2­ + O2­ Образуется бурый газ Азотная кислота – одноосновная, образует один ряд солей – нитраты состава: Me(NO3)n и NH4NO3 Нитраты калия, натрия, кальция и аммония называют селитрами. Например, селитры: KNO3 – нитрат калия (индийская селитра), NаNО3 – нитрат натрия (чилийская селитра), Са(NО3)2 – нитрат кальция (норвежская селитра), NH4NO3 – нитрат аммония (аммиачная или аммонийная селитра, ее месторождений в природе нет). Германская промышленность считается первой в мире, получившей соль NH4NO3 из азота N2 воздуха и водорода воды, пригодную для питания растений.   Физические свойства Нитраты – вещества с преимущественно ионным типом кристаллических решёток. При обычных условиях это твёрдые кристаллические вещества, все нитраты хорошо растворимы в воде, сильные электролиты. Получение нитратов Нитраты образуются при взаимодействии: 1) Металл + Азотная кислота Cu + 4HNO3(k) = Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O 2) Основный оксид + Азотная кислота CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O 3) Основание + Азотная кислота HNO3 + NaOH = NaNO3 + H2O 4) Аммиак + Азотная кислота NH3 + HNO3 = NH4NO3 5) Соль слабой кислоты + Азотная кислота Почему азота в природе много (он входит в состав атмосферы), а растения часто дают плохой урожай из-за азотного голодания? Растения не могут усваивать молекулярный азот N2 из воздуха. Это проблема «связанного азота». При недостатке азота задерживается образование хлорофилла, поэтому растения имеют бледно-зеленую окраску, как следствие, задерживается рост и развитие растения. Азот – жизненно важный элемент. Без белка нет жизни, а без азота нет белка. Существуют растения способные повышать плодородие почвы, в чем же их особенность? Эти растения (люпин, люцерна, клевер, горох, вика) относятся к семейству бобовых (мотыльковые), на корнях которых развиваются клубеньковые бактерии, способные связывать атмосферный азот, переводя его в соединения, доступные для растений. Снимая урожаи, человек ежегодно уносит вместе с ними огромные количества связанного азота. Эту убыль он покрывает внесением не только органических, но и минеральных удобрений (нитратных, аммиачных, аммонийных). Азотные удобрения вносят под все культуры. Азот усваивается растениями в виде катиона аммония NH4+ и нитрат-аниона NO3–.   Домашнее задание Прочитать параграф 27, 28, составить конспект, решить задачи   1. Какова массовая доля азота в жидком аммиаке и аммиачной селитре? 2. В реакции с азотной кислотой прореагировало 0, 1 моль оксида меди (II). Найдите массу и количество нитрата меди (II), получившегося в результате реакции.    
2. Русский язык Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными   Придаточные уступительные указывают на действие, противопоставленное названному в главном предложении. Придаточные уступительные присоединяются к главному предложению при помощи – союзов: хотя, несмотря на то что, невзирая на то, что, независимо от того что, вопреки тому что, наперекор тому что, при том что, хотя, пусть, пускай;   - союзных слов с частицей ни: кто ни, что ни, сколько ни, когда ни, где ни, какой ни, как ни, кем ни, чем ни, кого ни, чего ни и др. Пример: 1. Хотя дождь и прошел, земля осталась сухой. 2. Преподаватель сумел сохранить самообладание (несмотря на что? ) несмотря на то, что оказался в сложной ситуации. 3. Сколько ни отговаривали родители сына от далекой поездки, он все равно поступил по-своему и уехал.   В уступительных предложениях информация в зависимой части противоречит информации в главной части. Зависимая часть со значением уступки относится ко всей главной части и не имеет в её составе опорного слова. Зависимая часть, выражающая уступку, может стоять в начале (чаще), в середине и в конце предложения. Порядок частей является важным структурным элементом. Если зависимая часть стоит перед главной, то значение сложного предложения обогащается и усложняется. Если зависимое стоит в середине главного, то оно приближается к вставной конструкции. Зависимая часть, выражающая уступку, отвечает на вопросы несмотря на что? вопреки чему?   Домашнее задание: Изучить параграф 26, стр. 87, выполнить упр. 137    
Английский язык Тема. Выполнение лексико-грамматических упражнений. Повторение правила образования степеней сравнения прилагательных и наречий.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИ ОБРАЗОВАНИИ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ -ER И -EST
№ п/п ПРАВИЛО ПРИМЕР
Если прилагательное или наречие в положительной степени оканчивается на нечитаемую букву -e, то при прибавлении -er и -estэта буква опускается large большой — larger больше — largest самый большой
Если прилагательное или наречие оканчивается на согласную букву с предшествующим кратким ударным звуком, то конечная согласная буква удваивается hot горячий — hotter горячее — hottestсамый горячий
Если прилагательное или наречие оканчивается на -y с предшествующей согласной буквой, то при образовании сравнительной и превосходной степени -y меняется на -i- busyзанятый — busierболее занятый — busiestсамый занятый
Если же -y предшествует гласная, то -y остается без изменения grey серый — greyerсерее — greyestсамый серый



Многосложные прилагательные и наречия, а также большинство двусложных (кроме оканчивающихся на -y , -e , -er , -ow ) образуют сравнительную степень при помощи слова more более, а превосходную степень — при помощи слова most самый, наиболее, которые ставятся перед прилагательным или наречием в форме положительной степени.

Записываем дату в тетради

Дата: Thursday, the third of February

Выполнить упражнение и записать только вариант ответа.

Choose the correct item.

1. Jane smiles …. than the sun.

A more brightly B most brightly

2. Of all three, this boy runs ….

A faster            B fastest

3. Andy spoke … than usual.

A louder              B more louder

4. Jeremy’s doing well. His piano playing is getting better and ….

A best               B better

5. The more I get to know you, … I understand you.

A the less         B the least

6. I’ve got three sisters. Jane’s ….

A elder              B the eldest

7. Do you feel better … as yesterday?

A that               B than

8. This hotel is … I’ve ever stayed in.

A the worse    B the worst

9. The ticket wasn’t as … as I expected.

A expensive    B more expensive

10. Holidays are becoming ….

A more and more cheap B cheaper and cheaper

11. My father is … older than my mother.

A a lot              B totally

12. Tolstoy is the … famous Russian novelist.

A most             B more

13. … it got, the more time we spent on the beach.

A Warmer        The warmer

14. A parrot is … more intelligent than a cat.

A absolutely     B far

15. This painting is by far … one in the gallery.

A expensive      B the most expensive

Выполненные задания сфотографировать и отправить 

ВК https: //vk. com/o. valigun

Или эл. почта: olya-t@mail. ru

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.