|
|||||||||||||||||||||||
Ход урока
Тема: Нормы русского литературного языка.
Цель урока: ввести понятие нормы русского литературного языка. ( на уровне 5 класса); ознакомить с произносительными, грамматическими и лексическими нормами.
Ход урока
Заговори, чтоб я тебя узнал… Сократ. - Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: « Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать! » И действительно, как много можно узнать о человеке по тому, как он говорит. Речь человека- это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке. Сегодня на уроке мы узнаем, какая речь называется правильной, что такое нормы русского литературного языка, какими они бывают. Откройте тетради, запишите число: 01. 02
Все, что нас окружает, все, что создано руками человека, создано по точным законам, выверенным временем. Мы с вами тоже живем по определенным законам. И наша речь тоже строится по своим законам, правилам, нарушать которые нельзя. Эти правила являются нормой. а) Таблица
- Нормы бывают…. ( Произносительные- правила произношения слов; грамматические- правильное образование форм слов; лексические- правильное употребление слов в речи)
- Рассмотрим каждую норму, выполнив ряд упражнений.
3. Упражнения по новой теме.
а) – К сожалению, чаще приходится говорить не о нормах, а об их нарушении. Например, что мы подумаем о человеке, который говорит так…
Между прочим Говорил он, между прочим, «КрасивЕе», « Мы так хочем», « ДОсуг», «шОфер, прОцент, зАем, КвАртал, пОртфель, билютень», « Поверх плана выполняем», « Агент звОнит цельный день». ( В. Масс, М. Червинский)
- Скажите, какие нормы нарушил герой? - Записываем в тетрадях: Произносительные нормы. У каждого из вас есть текст этого стихотворения. Посмотрите на выделенные в нем слова. Как правильно они произносятся? Запишите правильный вариант. ( Внесите, если нужно, исправления, поставьте ударение. )
( Запишите в тетради слова, расставив правильно ударения )
Когда вы затрудняетесь с произношением какого-либо слова, обратитесь к орфоэпическому словарю.
б) – Недавно прочитала стихотворение, и так оно мне понравилось, что решила познакомить и вас. Послушайте:
У рыбов нет зубов, У рыбей нет зубей, У рыб нет зуб.
- Смешно? Почему? А что неправильно? А как правильно? А знаете, какие нормы нарушены? Записываем в тетрадь: Грамматические нормы. В этом стихотворении неправильно употреблены существительные мн. числа, Р. п. в) Соблюдение грамматических норм мы должны учитывать, чтобы раскрыть скобки в данном тексте.
( запишите в тетради правильный вариант слов)
г) Неправильное употребление существительных мн. числа в род. падеже является, к сожалению, распространенной ошибкой. Рассмотрите примеры. Исправьте ошибки. Запишите правильные варианты.
Подумаешь- делов-то! Граждане! Местов нет! Там было много грибов и ягодов. Я кошков люблю больше, чем собак. Там было много ежов. В зоопарке мы видели смешных медвежонков.
- При образовании существительных множественного числа следует быть внимательнее.
А теперь мы займемся речевой гимнастикой, ведь от того, умеем ли мы правильно дышать, зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи. а) Сегодня мы будем учиться регулировать речевое дыхание. Научимся правильно дышать, делать вдох и выдох: - вдох через нос- выдох через нос, - краткий, глубокий вдох- замедленный выдох, - медленный, глубокий вдох- краткий, резкий выдох. б) При глубоком вдохе: - медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струей, - выдох несколькими равными порциями ( толчками), - выдох двумя неравными порциями. в) « Погаси свечу»- интенсивный, прерывистый выдох: - вдох, секундная задержка дыхания. Затем короткими толчками выдохнуть воздух: Фу! Фу! Фу! Фу! г) Надоедливый комар»- продолжительный выдох.
Мы говорили о произносительных и грамматических нормах, теперь давайте познакомимся с лексическими. ( Записываем в тетради) а) При выборе слова следует учитывать его значение. Если встречается незнакомое слово, о его значении можно узнать из толкового словаря.
б) Очень распространенной является ошибка, которая допускается в употреблении слов одеть/ надеть. Они похожи, но имеют разное значение. Рассмотрим примеры. ( Девочка одевает куклу; девочка надевает чулки) Объяснение. ( Одеть кого- что во что; надеть что-то на себя)
в) Запишите примеры предложений.
Одевает одноклассника (шапка, шарф, перчатки…), затем надевает шапку сам. г) Рассмотрим примеры употребления этих слов. Задание: вставьте в данные предложения глаголы одеть/ надеть.
Проверка работы
Найдите словосочетания, учитывая лексическую сочетаемость.
Запишите правильный цифровой ответ.
6. К нарушениям лексических норм относится повтор одного и того же слова, определения или суждения. Например, авторская речь- это речь автора. Речь идет о тавтологии. Тавтология - повторение одного и того же определения или суждения, но иными словами. ( Переписать в тетрадь) Употребление однокоренных слов в одном предложении также является тавтологией.
Задание: Исправьте ошибки. Он всего лишь описал случай, который случился с ним. Когда выступающий выступал, все его внимательно слушали. Более полно Некрасов изобразил образы крестьян.
Вывод: тавтология является нарушением лексической нормы и свидетельствует о бедности языка.
7. Засоряют нашу речь, делают ее неправильной слова- пустышки.
Такая, в общем, история. Жил- был этот, как его. Ну, и значит, и того. Жило это самое Со своею мамою. Был еще один чудак- Это, в общем, значит, так, И его любимый зять. Звали зятя Так сказать. А жену звали Ну… А соседа звали Это… А его родители- Видишь ли и Видите ли… А еще какой- то Э-э-э Жил на верхнем этаже… И дружили они все… Ну, и значит, и вообще… Э. Мошковская.
- Я уверена, каждый из вас услышал слова- пустышки. Их еще называют словами- паразитами, словами- сорняками. Найдите в нем пустые слова, подчеркните их.
Надеюсь, теперь вы будете осторожнее в употреблении этих слов.
8. Подведение итогов. а) Что нового узнали на уроке? б) Вывод Правильность речи- его соответствие нормам литературного языка. Речь правильна, если не нарушает языковые нормы; Речь неправильна, если она эти нормы нарушает. 9. Задание на дом: прочитать материал на стр. учебника родного языка С. 88-96., письменно выполните упр. 106, 107. Запишите в словарик конспекта для правил слова в разделе «Говори правильно»( стр. 95) 10. Фотографию выполненной классной и домашней работ вышлите до 14. 02. до 18. 00.
|
|||||||||||||||||||||||
|