|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
Инвентаризация – это один из элементов метода бухгалтерского учета, который обеспечивает достоверность учетных данных путем сверки фактических остатков материалов с данными учета. При помощи инвентаризации осуществляется контроль за сохранностью имущества предприятия. Инвентаризация бывает полная, когда инвентаризируются все склады, имеющиеся на предприятии, все материальные ценности, и частичная, когда инвентаризируется один или несколько складов или какой-либо вид материальных ценностей, хранящихся в нескольких складах. Инвентаризация бывает плановая (обязательная) и внезапная (внеочередная, внеплановая). Обязательная инвентаризация проводится в установленные инструкцией сроки перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, то есть не ранее 1 октября и не позднее 1 декабря. Обычно на предприятии инвентаризация проводится по состоянию на первое ноября. В системе хлебопродуктов мука, упакованная в мешки, инвентаризируется два раза в год по состоянию на первое ноября и на 1 июля. Хлебопродукты, хранящиеся насыпью в силосах, элеваторах и зерноскладе могут инвентаризироваться один раз в три года по состоянию на 1 июля (старое зерно переработали, а новое не созрело). Неподвижные основные средства обычно инвентаризируют по состоянию на 1 ноября 1 раз в 3 года. Количество инвентаризаций и сроки проведения инвентаризации определяется руководством организации. Внезапная (внеплановая, внеочередная) инвентаризация проводится в случае стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций (авария на производстве), а также при смене материально-ответственного лица (болезнь, смерть, увольнение и т. д. ) при обнаружении фактов хищения. Приказом на предприятии создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой входит заместитель директора, главный инженер, начальник отдела технологического контроля, главный бухгалтер и другие лица. С лицами, проводящими инвентаризацию, проводят инструктаж. Объясняют, кто, какой участок инвентаризирует, в какие сроки, как оформляются документы, кому и когда они должны быть предоставлены, объясняется порядок проведения инвентаризации. До начала проверки фактического наличия имущества надо получить от материально-ответственного лица последние приходные и расходные документы на момент инвентаризации или отчеты, а также расписку в том, что неоприходованных и несписанных материальных ценностей нет, что все документы по приходу и расходу материалов проведены. После этого начинается проверка фактического наличия имущества при обязательном участии материально-ответственных лиц, то есть комиссия перевешивает, перемеряет, пересчитывает все имущество. Комиссия все данные о наличии имущества заносит в свой экземпляр инвентаризационной описи, а материально-ответственное лицо – в свой. Каждое наименование материалов, записанное в описи, должно сверяться. Если возникают недоразумения, то они должны быть разрешены председателем инвентаризационной комиссии Если инвентаризация не закончена в течение рабочего дня, то склад должен быть опломбирован. Пломбир должен храниться у председателя инвентаризационной комиссии. До продолжения инвентаризации на следующий день необходимо убедиться в целостности пломбы. Все инвентаризационные описи подписываются теми членами комиссии, которые непосредственно принимали участие в пересчете материальных ценностей и материально-ответственным лицом. Если после проведения инвентаризации обнаружены ошибки в описях, то они исправляются членами инвентаризационной комиссии Описи передаются в бухгалтерию, где составляются сличительные ведомости, в которых указывается, сколько имущества числится в учете и сколько фактически обнаружено в наличии. Выводятся излишки или недостачи в количестве и сумме. Оформляется акт инвентаризации, который подписывается всеми членами комиссии и материально-ответственным лицом. Акт утверждается руководителем предприятия. Если выявлены излишки материалов, то от виновного лица берется объяснение по этому поводу, а излишки приходуются на прочие доходы предприятия.
Если на предприятии выявлена недостача материалов, то она первоначально отражается на активном счете 94 «Недостачи и потери» и составляется проводка:
Часть недостачи можно списать по нормам естественной убыли (за счет усушки, утруски и так далее).
Если списывается не вся недостача за счет норм естественной убыли, а виновное лицо отсутствует, то такая недостача относится на прочие расходы предприятия. Составляется проводка:
Неоправданная недостача относится на виновное лицо по учетным ценам, то есть по тем ценам, по которым материалы учитываются на предприятии.
Но платить виновное лицо будет не по учетным ценам. С него будет взыскана стоимость недостачи по рыночным ценам на день инвентаризации. Разница в стоимости будет отражена проводкой:
Итак, виновное лицо должно заплатить стоимость недостачи по учетным ценам и разницу в ценах между рыночной и учетной ценой на день инвентаризации. Если виновное лицо погашает недостачу наличными деньгами через кассу, то составляется проводка:
Если по заявлению работника производится удержание суммы недостачи из заработной платы, то составляется проводка:
Так как недостача возмещена, то доходы будущих периодов превращаются в прочие доходы предприятия.
Если учетная цена равна рыночной, то есть с момента приобретения материальных ценностей на день проведения инвентаризации цены не изменились, то возмещение недостачи происходит по учетной цене и составляется корреспонденция счетов:
А проводка
Не составляется
Если проводилась инвентаризация кассы, то при обнаружении излишков денег составляется проводка:
Если выявлена недостача в кассе, то ее погашает кассир:
Если по заявлению кассира производится удержание суммы недостачи из заработной платы, то составляется проводка:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|