Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Техника — 2 Содержание —  3



____________________________________________________________________________

Стих №2
Вечные истины

Он атлетически сложён, могуч, велик.
Его досуг – гантели, штанга и турник.
Ему присущ железных мускулов язык.
Привыкли зрители победный слышать крик.

Она юна, нежна, изящна и хрупка.
Вся стать ее тонка, воздушна и легка.
Лоза-фигурка в цирковом трико гибка.
Побегом деревца стремится ввысь рука.

Он монолит, словно солидный серый куб
Под ним, серьезен, хмур и внешне груб,
Невозмутим и вообще на чувства скуп,
Угрюм и молчалив, как век отживший дуб.

В ее душе горит любви нетленный жар,
Той, что земной ногами попирает шар.
И в каждом жесте – жизни драгоценный дар.
На том стоит наш мир, мудр, но отнюдь не стар.

***

Cтихотворение состоит из 4-х строф (всего 16 строк

1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: велик – турник – язык - крик.  
Клаузулы: мужск – мужск – мужск – мужск
Рифмовка: ABAB – перекрёстная  

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: хрупка – легка – гибка – рука.
Клаузулы: мужск – мужск – мужск – мужск
Рифмовка: ABAB – перекрёстная  

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: куб – груб - скуп – дуб.
Клаузулы: мужск – мужск – мужск – мужск
Рифмовка: ABAB – перекрёстная  

4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: жар – шар – дар – стар.
Клаузулы: мужск – мужск – мужск – мужск
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

***

Он атлетически сложён могуч велик
! --! -- -! -! -! (12 слогов)
Его досуг гантели штанга и турник
-! -! -! -! -! -! (12 слогов)
Ему присущ железных мускулов язык
-! -! -! -! -- -! (12 слогов)
Привыкли зрители победный слышать крик
-! -! -- -! -! -! (12 слогов)
Она юна нежна изящна и хрупка
-! -! -! -! -! -! (12 слогов)
Вся стать ее тонка воздушна и легка
! ! -! -! -! -! -! (12 слогов)
Лоза фигурка в цирковом трико гибка
-! -! - --! -! -! (12 слогов)
Побегом деревца стремится ввысь рука
-! -! -- -! -! -! (12 слогов)
Он монолит словно солидный серый куб
! --! ! - -! -! -! (12 слогов)
Под ним серьезен хмур и внешне груб
! ! -! -! ! ! -! (10 слогов)
Невозмутим и вообще на чувства скуп
---! ! --! ! ! -! (12 слогов)
Угрюм и молчалив как век отживший дуб
-! ! --! ! ! -! -! (12 слогов)
В ее душе горит любви нетленный жар
-! -! -! -! -! -! (12 слогов)
Той что земной ногами попирает шар
! ! -! -! - --! -! (12 слогов)
И в каждом жесте жизни драгоценный дар
! ! -! -! - --! -! (12 слогов)
На том стоит наш мир мудр но отнюдь не стар
! ! -! ! ! ! ! -! ! ! (12 слогов)

***

он а/-тле-ТИ/-че-ски/ сло-ЖЁН/, мо-ГУЧ, / ве-ЛИК. /
е-ГО/ до-СУГ/ган-ТЕ/-ли, ШТАН/-га И /тур-НИК/.
е-МУ/ при-СУЩ/ же-ЛЕЗ/-ных МУ/-ску-лов/ я-ЗЫК. /
при-ВЫК/-ли ЗРИ/-те-ли/ по-БЕД/-ный СЛЫ/-шать КРИК. /

Стихотворение написано шестистопным ямбом вместе с безударным пиррихием.

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий – в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.  

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.

Схема первого катрена произведения выглядит таким образом:

_ _ / _! / _ _ / _! / _! / _! /
_! / _! / _! / _! / _! / _! /
_! / _! / _! / _! / _ _ / _! /
_! / _! / _ _ / _! / _! / _! /

 

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:
Ему присущ железных мускулов язык.
Привыкли зрители победный слышать крик.

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:
Лоза-фигурка в цирковом трико гибка.
Побегом деревца стремится ввысь рука.

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет: железные мускулы, победный крик  (Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )

- сравнение:
Он монолит, словно солидный серый куб
Под ним, серьезен, хмур и внешне груб,
Невозмутим и вообще на чувства скуп,
Угрюм и молчалив, как век отживший дуб.

(Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое. )

- литота:
Лоза-фигурка в цирковом трико гибка.
Побегом деревца стремится ввысь рука.

(Литота – лит. преуменьшение)

***

Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной идеей картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре».

Итог:  

Техника — 3 Содержание — 3

 

________________________________________________________________________________

Благодарим авторов за проделанную работу и желаем дальнейших творческих успехов!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.