Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Техника — 1 Содержание — 2



Техника — 1 Содержание — 2

____________________________________________________________________________

Стих №2

Судьба швеи

Забылась сном на несколько минут.
Все тяжелей швее даются ночи,
Когда уставший взгляд покоя хочет,
А руки измотал несносный труд.

Живет годами в пасмурных стенах,
В безденежье, убогой обстановке,
На что самой порой глядеть неловко.
Такую ль жизнь лелеяла в мечтах?

Забывшись поутру тревожным сном,
Обрезки ткани сжала машинально,
Поникла безнадежно и печально
Над темным, как судьбина, полотном.

Сошел былой румянец с ее щек,
Как после летних дней уходит солнце
С фруктовой кожуры. Испит до донца
Бодрящий, освежающий их сок.

И ножницы безжалостной судьбы
К груди несчастной остриём зловещим
Повернуты. При виде их трепещем,
Боясь неравной с участью борьбы.

Очнувшись, снова сосчитав гроши,
Вздохнет о своей жизни безысходной,
Безрадостной, тяжелой и голодной,
Но вспомнит о спасении души.

***

Cтихотворение состоит из 6-ти строф (всего 24 строки).

1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: минут – ночи – хочет – труд
Клаузулы: мужск – женск – женск – мужск
Рифмовка: аBBа – смежная  

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: стенах – обстановке – неловко – мечтах  
Клаузулы: мужск – женск – женск – мужск
Рифмовка: аBBа – смежная 

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: сном – машинально – печально – полотном  
Клаузулы: мужск – женск – женск – мужск
Рифмовка: аBBа – смежная 

4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: щек – солнце – донца – сок  
Клаузулы: мужск – женск – женск – мужск
Рифмовка: аBBа – смежная 

5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: судьбы – зловещим – трепещем – борьбы  
Клаузулы: мужск – женск – женск – мужск
Рифмовка: аBBа – смежная 

6-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: гроши – безысходной – голодной – души  
Клаузулы: мужск – женск – женск – мужск
Рифмовка: аBBа – смежная 

***

Забылась сном на несколько минут
-! -! ! ! -- -! (10 слогов)
Все тяжелей швее даются ночи
! --! -! -! -! - (11 слогов)
Когда уставший взгляд покоя хочет
-! -! -! -! -! - (11 слогов)
А руки измотал несносный труд
! ! - --! -! -! (10 слогов)
Живет годами в пасмурных стенах
-! -! -! --! - (10 слогов)
В безденежье убогой обстановке
-! -- -! - --! - (11 слогов)
На что самой порой глядеть неловко
! ! -! -! -! -! - (11 слогов)
Такую ль жизнь лелеяла в мечтах
-! -! -! - - -! (10 слогов)
Забывшись поутру тревожным сном
-! - --! -! -! (10 слогов)
Обрезки ткани сжала машинально
-! -! -! - --! - (11 слогов)
Поникла безнадежно и печально
-! - --! -! -! - (11 слогов)
Над темным как судьбина полотном
! ! -! -! - --! (10 слогов)
Сошел былой румянец с ее щек
-! -! -! -! -! (10 слогов)
Как после летних дней уходит солнце
! -! ! -! -! -! - (11 слогов)
С фруктовой кожуры Испит до донца
-! - --! -! ! ! - (11 слогов)
Бодрящий освежающий их сок
-! - --! --! ! (10 слогов)
И ножницы безжалостной судьбы
! ! -- -! -- -! (10 слогов)
К груди несчастной остриём зловещим
-! -! - --! -! - (11 слогов)
Повернуты При виде их трепещем
-! --! ! -! -! - (11 слогов)
Боясь неравной с участью борьбы
-! -! -! -- -! (10 слогов)
Очнувшись снова сосчитав гроши
-! -! - --! -! (10 слогов)
Вздохнет о своей жизни безысходной
-! ! -! ! - --! - (11 слогов)
Безрадостной тяжелой и голодной
-! -- -! -! -! - (11 слогов)
Но вспомнит о спасении души
! ! -! -! -- -! (10 слогов)

***

за-БЫ/-лась СНОМ/ на НЕС/-коль-ко/ ми-НУТ/.
все тя/-же-ЛЕЙ/ шве-Е/ да-ЮТ/-ся НО/-чи,
ког-ДА/ ус-ТАВ/-ший ВЗГЛЯД/ по-КО/-я ХО/-чет,
а РУ/-ки из/-мо-ТАЛ/ не-СНОС/-ный ТРУД/.

Стихотворение написано пятистопным ямбом с применением безударного пиррихия.

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.  

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.

Схема первого катрена произведения выглядит следующим образом:

_! / _! / _! / _ _ / _! /
_ _ / _! / _! / _! / _! / _
_! / _! / _! / _! / _! / _
_! / _ _ / _! / _! / _! /

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:  

Забылась сном на несколько минут.
Все тяжелей швее даются ночи,

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:

И ножницы безжалостной судьбы
К груди несчастной остриём зловещим
Повернуты. При виде их трепещем,
Боясь неравной с участью борьбы.

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет:

И ножницы безжалостной судьбы
К груди несчастной остриём зловещим

(Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )

- сравнение:

Над темным, как судьбина, полотном.
(Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое. )

- анафора:

Забылась сном на несколько минут.
Все тяжелей швее даются ночи,
Когда уставший взгляд покоя хочет,
А руки измотал несносный труд.

< …>

Забывшис ь поутру тревожным сном,
Обрезки ткани сжала машинально,
Поникла безнадежно и печально
Над темным, как судьбина, полотном.

( Анафора — единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Это стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции. Анафора, как и вообще всякого рода повторения отдельных слов или выражений, независимо от местоположения их, придает часто стиху остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении. )

***

Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать красивые, яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины Константина Егоровича Маковского «Швея».

Итог:  

Техника — 3 Содержание — 3

________________________________________________________________________________

Благодарим авторов за проделанную работу и желаем дальнейших творческих успехов!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.