Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Септет на тему «Себя судить куда трудней, чем других» - поэтическая дуэль



Септет на тему «Себя судить куда трудней, чем других» - поэтическая дуэль

Стих №1

Себя судить сложнее, чем других,
Ведь замечать не хочешь недостатки.
Ты с ними вечно всё играешь в прятки,
Чтоб критик внутренний чуть-чуть затих.
Оценивать бывает так приятно,
Для психики знакомо и понятно.
Но как воспримут люди острый штрих?

***

Cтихотворение состоит из 7 строк

Строфа: семистишие (септима)

Рифмы: других – недостатки – прятки - затих – приятно – понятно – штрих.

Клаузулы: мужск – женск – женск – мужск – женск – женск – мужск

Рифмовка: аBBаCCа

***

Себя судить сложнее чем других
-! -! -! -! -! (10 слогов)
Ведь замечать не хочешь недостатки
! --! ! ! - --! - (11 слогов)
Ты с ними вечно всё играешь в прятки
! ! -! -! -! -! - (11 слогов)
Чтоб критик внутренний чуть-чуть затих
! ! -! --! ! -! (10 слогов)
Оценивать бывает так приятно
-! -- -! -! -! - (11 слогов)
Для психики знакомо и понятно
! ! -- -! -! -! - (11 слогов)
Но как воспримут люди острый штрих
! ! -! -! -! -! (10 слогов)

***

се-БЯ/ су-ДИТЬ/ слож-НЕ/-е, ЧЕМ/дру-ГИХ/,
ведь за/-ме-ЧАТЬ/ не ХО/-чешь не/-до-СТАТ/-ки.
ты с НИ/-ми ВЕЧ/-но ВСЁ/ иг-РА/-ешь в ПРЯТ/-ки,
чтоб КРИ/-тик ВНУТ/-рен-ний/ чуть ЧУТЬ/ за-ТИХ/.

Стихотворение написано пятистопным ямбом с применением безударного пиррихия.

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.  

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.

Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом:

_! / _! / _! / _! / _! /
_ _ / _! / _! / _ _ / _! / _
_! / _! / _! / _! / _! / _
_! / _! / _ _ / _! / _! /

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:

Но как воспримут люди острый штрих?

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )

- метафора:

Ты с ними вечно всё играешь в прятки,
Чтоб критик внутренний чуть-чуть затих.

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет:

Критик внутренний, острый штрих

( Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. )

- риторический вопрос:

Но как воспримут люди острый штрих?

(Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность, так называемые фигуры. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность. )

***

Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой дуэли.

Итог:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.