|
|||
Картина Константина Егоровича Маковского «Ковровая лавка в Каире» (1875) - поэтическая дуэльСтр 1 из 2Следующая ⇒ Картина Константина Егоровича Маковского «Ковровая лавка в Каире» (1875) - поэтическая дуэль Стих №1 От зноя трудно продохнуть – Застряв в меду густого жара, Нет в жёлтом цвете ярких пятен – Тяжёл кусок пустого неба, Узор ковров с узором окон *** Cтихотворение состоит из 5-ти строф (всего 20 строк). 1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. 2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. 3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. 4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. 5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие. *** От зноя трудно продохнуть *** от ЗНО/-я ТРУД/-но про/-дох-НУТЬ/ – Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с применением безударного пиррихия. Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «! » обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _! Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий– в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения. Схема пиррихия: _ _ Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя. Схема первого катрена данного произведения выглядит следующим образом: _! / _! / _ _ / _! / *** В произведении использованы различные выразительные средства лексики: - инверсия: Тяжёл кусок пустого неба, (Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности ) - метафора: Застряв в меду густого жара, Тяжёл кусок пустого неба, В Каире мир из солнца соткан, (Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным) - эпитет: Тяжел кусок пустого неба, в меду густого жара (Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. ) - сравнение: Базар лениво начал день. В Каире мир из солнца соткан, (Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое. ) *** Стихотворение написано со сбоем в чередовании клаузул, порой трудно понять, как и где следует расставить ударение в катрене. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной темой картины Константина Егоровича Маковского «Ковровая лавка в Каире». Итог:
|
|||
|