Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Вызванное к жизни потребностями обеспечения безопасности юго-восточных границ империи и формирующегося уральского горнозаводского района, Оренбургское казачье войско первые десятилетия своего существования не представляло единого организма, и его общины были разбросаны по обширной территории от Самары до Исетской провинции. В отличие от возникшего естественным путем Уральского войска, Оренбургское располагалось в укреплениях возводившейся на Южнвм Урале системы оборонительных сеоружений, чт« обусловило существование общин с автономным управлением, находившимся п»д квнтрелем местных военных властей в лице офицеров регулярной армии и правительственных чиновников, прибывших в край совместно с И. К. Кириловым и его преемниками. Возведение оборонительных сооружений Оренбургской пограничной линии проходило в обстановке военного противостояния России в 1735-1739 гг. с Турцией и в 1742-1743 гг. со Швецией. На несколько лет задержало выполнение поставленной задачи и крупное восстание башкир, увидевших в строительстве линии посягательство на их земли и нарушение обязательств по договору 1557 г. о вхождении башкирских родов в состав России. Направившая все силы на овладение Крымом и борьбу со шведами, империя не имела реальных сил дня усиления отправленного в южноуральские степи отряда И. К. Кирилова частями регулярной армии, обязав его изыскать возможности на месте, что в конечном итоге предопределило широкое использование при строительстве крепостей полков Закамской ландмилиции, местного служилого населения, беглого люда, государственных крестьян сибирских слобод и прежде ссылавшихся в Сибирь каторжников вместе с их семьями. Нехватка сил для обороны линии вынудила И. К. Кирилова и И. И. Неплюева использовать для этой цели переводимое в разряд военно-служилого сословия население крепостей, сформировав его тем самым в качестве линейного.

Характер происхождения войска оказал неизгладимое влияние на формирование идеологии и институтов оренбургского казачества, наиболее ярко проявившись в функциони-

ровании системы управления, полностью зависевшей от правительственных структур. Стремясь превратить казачество в надежную опору самодержавия, власти взяли курс на его изоляцию от прочего населения и выработку системы, исключавшей любую возможность выступлений против политического режима и препятствовавшей проникновению в его среду враждебной идеологии. Поиск наиболее полно отвечающей поставленной цели модели организации и управления казачьими общинами продолжался в течение длительного времени и завершился принятием в 40-е гг. XIX в. " Положения об Оренбургском казачьем войске". В соответствии с ним войсковая территория изымалась из ведения гражданских властей и земской полиции, функции которых должны были выполнять специальные органы, выход чинов из сословия и проживание" в казачьих поселениях иногородних запрещались, ограничивались права на предпринимательство и хозяйственную деятельность, вводилась жестко регламентированная система несения воинской повинности, основная тяжесть которой полностью возлагалась на плечи самих казаков.

С введением в действие " Положения... " не знавшее традиционных институтов вольницы оренбургское казачество окончательно оформилось в наиболее бесправную часть населения империи и оказалось под всеобъемлющим контролем властей, назначавших в его управление чиновников по собственному усмотрению.

В течение XVIII — первой половины XIX в. втянутая в разрешение острых внешнеполитических задач, Россия не имела реальной возможности для выполнения оставленного Петром I политического завещания об установлении тесных торговых и культурных отношений со среднеазиатскими государствами. На протяжении этого времени взаимоотношения между империей и эмиратами Средней Азии оставались крайне наряженными, что вынуждало держать в постоянной боевой готовности на границе со степью регулярные полки, три

казачьих войска и инородческие иррегулярные формирования, сведенные в два Отдельных корпуса — Оренбургский и Сибирский. Постоянные нападения на укрепления Оренбургской и Сибирской линий, угоны скота, захваты населения для продажи на невольничьих рынках неоднократно вынуждали военные власти предпринимать карательные экспедиции, закан-

 

 

чивавшиеся, как правило, безрезультатно, что еще более подстегивало воинственных соседей к набегам и грабежам торговых караванов. Временно отказавшись от силового метода решения проблемы, империя, тем не менее, исподволь готовила решающий бросок в Азию, определив в нем оренбургскому и уральскому казачеству одну из главных ролей. Взятие кокандской крепости Ак-Мечеть, вынос вглубь степи ряда укреплений и возведение Сыр-Дарышской оборонительной линии создали необходимые условия для осуществления давно вынашиваемых планов. Первые походы показали несовершенство принятого " Положения... ", особенно в части организации военной службы и штатной численности казачьих полков. Эта причина вкупе с проводившимися в стране реформами, направленными на достижение гражданского общества, поставила власти перед необходимостью приведения в соответствие с меняющимися условиями военно-административной структуры Оренбургского казачьего войска.

Под влиянием проводившихся реформ в правительственных кругах возник вопрос о целесообразности сохранения в неприкосновенности замкнутой казачьей общины, изменены были порядок и условия воинской службы, принципы комплектования частей, расширены возможности для казачества в занятиях хозяйственной деятельностью путем официального введения категории войсковых граждан. Антиказачьи настроения, охватившие часть российского общества, вынудили расширить права низового звена войсковой системы управления — " Положением об общественном управлении в казачьих войсках" 1870 г. участие в выборах станичной и поселковой администрации, контроль за ее деятельностью и распоряжение станичными капиталами и становились прерогативой всех проживающих на территории станичного юрта казаков-домохозяев. Глубинные процессы демократизации общества пошатнули и классические институты эпохи феодализма — впервые на определенных условиях разрешался выход из сословия офицерам и рядовым казакам, допускалась возможность чиновникам управления переходить на службу в общеимперские структуры, в станицах и поселках было разрешено проживание лицам невойскового сословия с правом аренды земли, строительства мельниц, открытия и разработки золотоносных приисков. Последнее необходимо рассматривать, с одной сто-

роны, как попытку устранения искусственной изоляции казачества и стремление официальных властей к приостановлению дальнейшего спада уровня материального благосостояния казаков и пополнению станичных капиталов посредством поступления арендной платы за пользование войсковыми и станичными угодьями — с другой. Положительные изменения в жизни казачьих общин стали реальностью — на войсковой территории невиданными темпами стала увеличиваться сеть начальных школ, в Оренбурге открылось юнкерское училище, дети казаков получили возможность обучения в высших учебных заведениях, заметно увеличился приток средств в войсковые и станичные капиталы.

Реформы 60-70-х гг. обусловили активизацию общественного движения в стране, выразившегося, в частности, в появлении революционных организаций, часть которых в качестве основного метода борьбы с самодержавием взяла на вооружение тактику террора, что в конечном итоге привело к отказу правительственных кругов от дальнейшего осуществления гражданских преобразований. Происходившие события вынудили абсолютизм прибегнуть к использованию в ка-" честве полицейской силы внутри государства казачьих формирований, но под воздействием боевых действий в Туркестане власти отказались от ранее принятого решения, и оренбургские сотни оказались задействованными исключительно в Средней Азии. Взятый курс на сохранение казачества как опоры самодержавия проявился в отказе от выборности станичного звена управления, ликвидации коллективных органов Сходов, изменении способа комплектования служилого состава войска, реорганизации органов военного и гражданского управления. С переходом на комплектование казачьих полков по принципу всеобщей воинской повинности военная организация и управление казачьими подразделениями были максимально приближены к общеармейской структуре, хотя элементы традиционной системы были сохранены в части переподготовки отслуживших в первоочередных полках казаков, повысилась боевая выучка командного состава и условия его материального положения,

Надежды властей на возможность сохранения в прежнем виде самофинансирования казачьих войск не оправдались — поступления от аренды и компенсация за разработку золота

 

на войсковой территории оказались недостаточными для покрытия расходов на содержание управления и полков за счет средств войскового капитала. Расходы на приобретение оренбургскими казаками амуниции по-прежнему вели к обнищанию членов общин. Учитывая сложившееся положение, правительство в конце XIX — начале XX в. вынуждено было пойти на частичное покрытие расходов из государственного бюджета: новые карабины стали выдаваться казакам из армейских арсеналов, вводилась система пособий на покупку строевых лошадей впервые выходящим на службу новоставочным казакам, ограничивалось количество предметов, обязательных для приобретения, и подряды по их поставке стали осуществляться централизованно, путем объявления торгов и создания сети станичных амуничных магазинов.

Проводя половинчатые реформы, власти игнорировали все более ярко проявлявшуюся тенденцию к самоликвидации войскового сословия в его традиционном виде. Казачество не вписывалось в новую социальную структуру общества, которая формировалась под воздействием складывавшихся буржуазных отношений и роста промышленного производства. В то время, когда даже крестьянство обрело права личной и экономической свободы, казачество по-прежнему оставалось на положении " военно-крепостных", будучи лишенным элементарных гражданских прав. Исчерпала свои возможности традиционная система землепользования, вошло в противоречие с общей тенденцией на развитие капиталистических отношений в стране и практика предоставления земли в качестве платы за военную службу. Наступление новой эпохи изменило и характер войн, на вооружение армий стало поступать скорострельное оружие, обусловившее изменение тактических приемов ведения боя. Научно-технические открытия XX в. вообще поставили кавалерию на обочину вооруженных сил, заставив задуматься военных теоретиков о ее дальнейшей судьбе. Казачество, несмотря на накопленный опыт, организацию и богатые традиции, так и не смогло трансформироваться в категорию профессиональных военных, разрываясь между ратной службой и хозяйственной деятельностью, требовавшей все больших затрат и финансовых вливаний. Форма и содержание все больше расходились между собой, что убедительно показали итоги двух наиболее крупных войн в истории России XX в. — русско-японской и мировой.

События периода первой российской революции 1905-1907 гг. показали необходимость глубокого реформирования российского, в том числе и оренбургского, казачества. Под воздействием ряда социально-политических факторов, в частности и роста самосознания в войсковой среде, власти осуществили отдельные меры, направленные на ослабление последствий военной службы, смягчение внутренних ограничений, которые в конечном итоге не привели к кардинальному изменению в положении казачества. Сконцентрировав все усилия на подавлении очагов массовых выступлений, власти бросили на решение этой задачи полицию, жандармерию и, учитывая масштабы революции, регулярную армию. Их просчетом явилось привлечение к несению полицейской службы и пресечению народных волнений в Поволжье и на Урале мобилизованных полков 2-й и 3-й очереди, а также личного состава вернувшихся с Дальнего Востока частей Оренбургского казачьего войска, принимавших участие в непопулярной войне. Втянутое в водоворот политических баталий, казачество стало задумываться не только над причинами выступлений против самодержавия, но и о собственной жизни, которая, к слову, была в несколько раз более худшей, чем положение рабочих и крестьян. Именно в этот период в войсковой среде зародились семена назревающего противостояния и последующего раскола — часть казаков открыто заявила о своем нежелании нести полицейские обязанности, другая, испугавшись наступающих перемен, увидела спасение в упрочении традиционной общины, что объективно совпадало со стремлением властей. Спад революционной напряженности в стране ввел самодержавие в заблуждение относительно дальнейшего развития событий и обусловил прекращение реформирования казачьих войск.

Звучавшие неоднократно с думской трибуны призывы и заявления казачьих депутатов о невозможности сохранения в неизменном виде войскового сословия были проигнорированы, а некоторые из наиболее активных депутатов репрессированы властями.

Наступившее временное затишье не означало снятия проблемы, что воочию показали события февральской революции 1917г. Вопреки опасениям революционных деятелей, как оказалось, в действительности не знавших реального поло-

 

жения дел в стране, казачество не предприняло никаких шагов к сохранению старого строя и полностью поддержало лозунги революции, не забыв при этом и о своем долге защищать Отечество. Именно по этой причине казачьи полки оказались в меньшей степени деморализованными и покинули занимаемые позиции только после полного развала армии в конце 1917 — начале 1918г. Воспитанная всем образом жизни привычка к повиновению, авторитет командного состава, неумение разобраться в хитростях выдвигавшихся лозунгов и содержании партийных программ — все это не позволило основной массе казачества принять активное участие в политической жизни, и оно длительное время находилось в неопределенном состоянии. По этой же причине неудачей закончилась попытка создать свою изолированную казачью партию, многие из активистов которой впоследствии встали на позиции большевиков.

Вызванная революцией волна демократических преобразований самым непосредственным образом отразилась на системе органов военного и гражданского управления Оренбургского казачьего войска.

На смену административной системе пришли органы, базировавшиеся на нормативной базе земского самоуправления, адаптированного к особенностям казачьей организации. Впервые за все время существования войска оренбургское казачество получило действительно демократическое управление, разделявшееся на распорядительную (Войсковой круг, окружные съезды и станичные Сходы) и исполнительную (Войсковая, окружные и станичные Управы) ветви. Выборы депутатов Войскового круга и окружных съездов стали проводиться по четырехчленной формуле, причем возможность участия в них предоставлялась иногороднему населению, лицам, находившимся в строевых частях. Замещение вакансий во всех звеньях войсковой системы управления проводилось на основе выборов, и пост мог занять каждый, кто обладал необходимыми для управленческой деятельности качествами.

Казачество впервые получило реальную возможность контроля за деятельностью чиновников управления, предусматривалась система отчетов на кругах и съездах, создавалась специальная ревизионная комиссия из депутатов, а должностные лица предусматривалось избирать только из числа выдвинутых населением депутатов.,

22 Заказ 1569

Таким образом, в результате революции казачество освободилось от жесткой зависимости и подчинения центру, расширились его права в решении вопросов внутренней жизни и определении приоритетов хозяйственной деятельности, были сняты вызывавшие нарекания казачества все ограничения на свободу передвижения, выход и вступление в сословие, казачье население уравнивалось в гражданских правах с прочим населением России. Внедрение в жизнь принятого 1-м Войсковым кругом " Временного положения о самоуправлении Оренбургского казачьего войска" показало его несовершенство и выявило многочисленные недостатки, вызванные условиями его создания. Учитывая слабую проработку многих актуальных вопросов и менявшиеся условия, по решению депутатов Круга началась работа по его совершенствованию, Усилия по созданию наиболее оптимального проекта основополагающего для оренбургского казачества документа прервало обострение политической обстановки и начавшаяся борьба между большевиками и их бывшими союзниками по революции — социалистами, отказавшимися признать легитимность перехода власти к возглавлявшимся большевиками Советам. Не нашла поддержки в социалистических кругах идея диктатуры пролетариата, многочисленные нарекания вызывал взятый новой властью курс в проведении социальной и экономической политики. В этих условиях оренбургское казачество занимало позицию невмешательства в проходившие события, считая, что они не имеют никакого отношения к войсковому сословию.

Однако казачеству не удалось остаться сторонним наблюдателем разворачивавшихся баталий. Лидеры местных организаций РКП(б) наотрез отказались признать за казачеством право на самоуправление.

Безрезультатно закончились и попытки адаптации действовавшей системы к советской модели организации власти. Бескомпромиссная позиция большевиков, жесткая экономическая и социальная политика, проводившаяся на местах, привели к активизации казачества в разворачивавшихся событиях. Но даже в этих условиях подавляющая часть войсковых жителей не поддержала своего лидера, и Войсковой атаман полковник А. И. Дутов с незначительным отрядом сторонников был вынужден скрыться в кочевьях Тургайской области.

Отсутствие единого законодательства, грубые просчеты в определении политики взаимоотношений с местным казачеством, произвол и злоупотребления бойцов продотрядов, ярко выраженная антиказачья направленность действовавших на войсковой территории реквизиционных отрядов, произвольные расстрелы в станицах всколыхнули казачество и заставили даже соблюдавших " нейтралитет" выступить с оружием против пролетарской власти.

В развязывании кровавого противоборства виновны обе стороны: как лидеры казачества, так и представители аппарата управления новой власти. Подавляющее большинство казачьей элиты, впервые получившей реальную возможность самой определять жизнь общин и не хотевшей мириться с неизбежностью ликвидации казачества как военного сословия, пыталось отгородиться от происходивших процессов зыбкой стеной самоуправления, рассчитывая на скорую стабилизацию в стране. Лидеры большевиков, в свою очередь, видели в войсковом сословии силу, способную помешать им в проведении социального эксперимента, и попытались устранить его с политической арены методом " кавалерийской атаки", игнорируя интересы основной массы населения, которой необходимо было время для осознания неотвратимости перемен. Взаимная непримиримость, время от времени подкреплявшаяся репрессиями, последствия которых падали на плечи мирного населения, нежелание идти на компромиссы обусловили раскол сословия на два лагеря и участие казаков в боевых действиях по разные стороны баррикад.

Изгнание большевиков с войсковой территории не привело к разрешению проблемы, и очень скоро казачество столкнулось с аналогичной большевистской позицией со стороны разного рода " местных правительств", образовавшихся на освобожденной территории от Поволжья до Сибири. Приход к власти военной диктатуры адмирала Колчака вызвал у части казачества обоснованные опасения возврата к прежней жестокой зависимости от центра. Проводившаяся Омском политика собирания антибольшевистских сил под одно начало была воспринята как покушение на провозглашавшуюся автономию, а поддержка Верховного правителя со стороны Войскового атамана привела к появлению антидутовского заговора во главе с казачьими полковниками Ф. Е. Махиным, К. Л. Каргиньш и лидером башкир А. 3. Валидовым.

Омск публично обвинил оренбургское казачество в сепаратизме и заявил о стремлении всеми мерами пресекать любые попытки установления " казачьей независимости". Определенную роль в обострении отношений между казачеством и Сибирским правительством сыграла осуществлявшаяся военным командованием политика снабжения армии продовольствием, мало отличавшаяся от действий большевиков в начале 1918 г. На изменение отношения к Советской власти оказали влияние успехи Красной Армии, заявления о том, что пролетарская власть не будет притеснять мирное население, деморализация колчаковской армии и процветавший в ней произвол — колчаковцы насильно отнимали у казаков скот, лошадей и подводы.

Разгромив казачество как вооруженную силу и закрепив свои позиции, советские работники вновь вернулись к проведению политики расказачивания, игнорируя в порыве победной эйфории законы здравого смысла. В конечном итоге ценой невосполнимых потерь им удалось добиться поставленной цели. Слабость традиций оренбургского казачества, среди которого прослойка коренного была незначительной и постоянно подвергалась размыванию многочисленными вливаниями инородного элемента, административные изменения, исключение из обихода традиционных наименований, боязнь возможных репрессий, когда аресту могли подвергнуть только за заявление о принадлежности к казачеству, привели к тому, что к 70-80-м гг. XX века проживавшее на бывших казачьих землях население уже не связывало свое прошлое с оренбургским казачеством.

Таким образом, анализ создания Оренбургского казачьего войска, процесса становления его управления и системы несения воинской службы в XVIII — начале XX в. позволяет сделать вывод об исторической закономерности самоликвидации казачества как военно-служилого сословия. Осуществляемая большевиками вопреки объективным законам жизни политика насильственного расказачивания вызвала резкое сопротивление и осложнила военно-политическое положение на востоке республики, приведя к многочисленным жертвам, подрыву экономики и потере богатейшего культурного наследия.

Изучение накопленного оренбургским казачеством опыта защиты Отечества свидетельствует о возможности его

 

использования в настоящее время путем привлечения участников движения за возрождение казачества к охране государственных границ, работе по поддержанию общественного порядка и безопасности в городах и сельской местности, несению таможенной и природоохранной службы. Отдельные элементы традиционной казачьей системы несения воинской службы могут быть использованы при переводе российских Вооруженных Сил на профессиональную основу, в патриотическом воспитании молодежи, пропаганде культурного наследия народов Урала и России.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.