Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Работа с текстом



 

11класс. Домашняя работа по родной русской литературе.

Дата: 20 декабря 2021

Прочитайте текст С. Артамонова, выполните задания к тексту. У вас по этому тексту будет письменная работа, связанная с комментированием проблемы.

Работа с текстом

Это упражнение поможет Вам приготовиться к выполнению сочинения-рассуждения на едином экзамене по русскому языку.

I. Прочитайте текст.

(1)Это случилось еще в начале 1788 года. (2)За столом у одного вельможи в тот день собралось многочисленное общество. (3)Среди гостей были люди разных чинов и званий: придворные, судейские, литераторы, академики. (4)Превосходный обед, чудесные капские вина, умное общество… (5)К десерту веселая застольная беседа приняла такой вольный характер, что временами начинала переходить границы благовоспитанности. (6)Шамфор прочитал свои нечестивые анекдоты, и дамы слушали их безо всякого смущения, даже не считая нужным закрыться веером. (7)Кто-то процитировал философские стихи Дидро:

Кишкой последнего попа

Последнего царя удавим.

(8)И это встречало шумное одобрение. (9)Постепенно беседа приняла более серьезный характер. (10)Все сошлись на том, что суеверию и фанатизму неизбежно придет конец, что место их заступит философия, что революция не за горами, и уже принялись высчитывать, как скоро она наступит и кому из присутствующих доведется увидеть царство разума собственными глазами. (11)Люди более преклонных лет сетовали, что им не дожить до этого, молодые радовались тому, что у них на это больше надежд.

(12)Один только гость не разделял пламенных восторгов... (13)Это был Казот, человек весьма обходительный, но слывший чудаком.

(14)– Можете радоваться, господа, – сказал он, наконец, – вы все увидите ее, эту великую и прекрасную революцию, о которой так мечтаете. (15)Только не знаю, будете ли вы рады этому.  

(16)Он помолчал, не обращая внимание на ироничные ухмылки собравшихся.

(17)– Вот вы, господин Кондорсе, кончите свою жизнь на каменном полу темницы. (18)Вы умрете от яда, который, как и многие в эти счастливые времена, вынуждены будете постоянно носить с собой и который примете, дабы избежать руки палача.

(19)В первую минуту мы все онемели от изумления.

(20)– А вы, господин Шамфор бритвой перережете себе жилы в двадцати двух местах, но умрете вы только несколько месяцев спустя! – сурово, как бы читая слова, смутно проступающие сквозь пелену грядущего, произнес Казот

(21)Все молча переглянулись. (22)Затем раздался смех. (23)Натужный, неестественный…

(24)– Вы, господин господин де Байи, кончите жизнь на эшафоте. (25)И люди, которые поступят с вами так, будут философы, и они будут произносить те самые слова, которые произносите вы вот уже добрый час. (26)И они будут повторять те же мысли! – глаза прорицателя блеснули, и от него повеяло холодом смерти.

(27)Веселье угасло, и гости стали торопливо расходиться. (По С. Артамонову)

II. Выполните задания, которые помогут Вам проверить глубину и точность восприятия исходного текста.

1. Какую проблему ставит автор в своем тексте?

а) роль личности в истории;

б) конфликт «отцов» и «детей»;

в) противостояние яркой, самобытной личности и толпы;

г) ответственность человека за свою будущее

2. Какой(ие) тип(ы) речи используются в этом тексте?

а) повествование; б) описание и рассуждение; в) рассуждение и повествование; г) описание

3. Укажите номер предложения, в котором говорится о том, какие надежды возлагали собравшиеся на близкую революцию? __________

4. О каких социальных переменах «говорят» стихи Дидро, процитированные одним из гостей?

5. С какой интонацией Казот произносит слово «счастливые» (см. предложение № 18)?

а) с восторгом; б) с горькой иронией; в) добродушно; г) с трагическим пафосом

6. Какое воздействие на собравшихся оказали пророчества Казота? Подтвердите примерами из текста?

7. Какой синоним к слову «сетовать» имеет явную разговорную окраску?
а) роптать; б) жаловаться; в) хныкать; г) пенять

8. С именем какого персонажа связана трагическая судьба пророка, истинам которого никто не верит?

а) Кассандра; б) Икар; в) Прометей; г) Ариадна

9. Закончите этот фрагмент

Автор текста использует разнообразные языковые средства, чтобы донести до читателя свою тревожную мысль. __________ («дабы», «благовоспитанность») помогают ему воссоздать атмосферу 18 века. __________, которая отчетливо звучит в таких определениях, как «великая и прекрасная революция», передает отношение автора к людям, которые жаждут революции. __________ (предложение № 23) помогает передать смятение людей, которых до глубины души поразили слова мудреца. __________ в предложении № 20 придает предсказаниям прорицателя звучную силу истины.

1) сравнение; 2) ирония; 3) синекдоха; 4) синтаксический параллелизм; 5) метафора; 6) архаизм; 7) гипербола; 8) эллипсис; 9) лексический повтор; 10) парцелляция.

10. Какое высказывание отражает позицию автора этого текста?

а) Не следует принимать всерьез слова предсказателей, ведь судьба человека в его руках.

б) Жизнь превратится в настоящий ад, когда человек научится угадывать свое будущее.

в) Общественный прогресс невозможен без революционной ломки ожившего строя.

г) Революция, избавленная от предрассудков морали, превратится в бессмысленную вакханалию насилия.

           



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.