Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок гражданственности Донбасса № 11



Урок гражданственности Донбасса № 11

10 класс

Материал подготовила Дегтярева О. А.,

учитель общеобразовательной школы  I-III ст. с. Дмитровка

 

Макросфера 3 «Донбасс и Русский мир»

Микросфера «Дыхание времени»

 

Тема урока: Человек и социум. Профилактика экстремизма.

 

Цель: Сформировать понятие «социум», «социальная структура», «социальный статус»;

       Формировать единство понятий «человек» и «социум»;

       Сравнить взаимосвязь человека и социума в прошлом и современном обществе;

       Осмыслить себя как человека в социуме.

Тип урока: комбинированный

 

Ход урока

I. Организация учебной деятельности.

II. Проведение политинформации.

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Вступительное слово учителя:

    Что такое человек? Чем он отличается от животных? Много разных примеров приводит наука биология. Но ученые пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование качеств человека. Поэтому мы сегодня рассмотрим вопрос как взаимодействует человек с обществом (социумом)?

План урока:

1. Понятие социума – общества людей

2. Общественные отношения

3. социальная структура населения

4. социальная стабильность и безопасность.

5. Что такое экстремизм? Его угроза обществу. Профилактика этого явления.

 

 

Понятие социума – общества людей

 

Рассказ учителя.

Социум – это социализованное общество. Такое толкование имеет содержание, сущность которого состоит в том, что эти два понятия отображают существование одного и того же объекта - системы отношений между людьми в прошлом, сегодня в перспективе на будущее.

- Что такое социализация?

Сущность социализации какого-либо другого общества демонстрирует, насколько то, что создали люди как личности, отвечает их действительной сути, изначально сориентированный на гуманизм, гармонию с природой, прогресс человека с человечеством.

И при таком объяснении выходит целиком очевидным, что социальное обеспечение, например, - это не обязанность государства. Это должен делать, воплощать в жизнь тот или другой социум, используя государство. А если этот социум не способен на такое, его нужно менять ил даже ликвидировать. Но при этом следует помнить, что ликвидируются не люди, а отношения, созданные людьми как личностями. Создание людьми новых социальных отношений, нового социума дает возможность им вести общество до расцвета, используя на этом пути как государство, так и другие провластные та духовные средства.

 

Работа в парах

 

Нужно выделить основные группы признаков, которые обуславливают развитие социума:

· Труд (специфически человеческая деятельность)

· Общение (коллективный характер деятельности и жизни)

· Сознательность (познание, интеллект, духовное содержание человеческой деятельности)

 

В процессе социализации между людьми возникают социальные отношения или общества.

 

2. Социальные отношения (выступление ученика)

Социальные отношения – это отношения, которые складываются между людьми в процессе их жизнедеятельности.

Их характеризуют так:

1) Зависимо от срока: краткосрочные, периодические, долгосрочные.

2) Зависимо от сфер жизнедеятельности: социальные, идеологические, политические, духовные, бытовые и семейные.

 

Задание ученикам.

 

Отнести к какой сфере и каким сроком могут быть такие отношения:

 

- учителя и ученика;

- классного руководителя и класса;

- водителя и пассажира;

- представителей партий во время выборов;

- экскурсовода и группы туристов;

- прихожан и настоятеля храма;

- в процессе составления трудового договора.

 

3. Социальная структура населения.

 Рассказ учителя.

 

Зависимо от места проживания, происхождения, рода занятий людт объединяются в социальные общности.

Социальная общность – это совокупность людей, что характеризуется такими общими свойствами:

- взаимодействия между собой;

- наличие специфических только для нее ценностных ориентиров;

- подобность способа жизни, интересов, потребностей, стереотипов поведения.

 

До социальных общностей принадлежит семья, школьный коллектив, нация и др.

_ Скажите, какие свойства социальной общности имеет ваш классный коллектив?

Взаимодействуя между собой общности создают структуру общества. Социальная структура общества объединена стойкими связями и отношениями. Это внутренний устрой общества. Общности создаются социальными институтами. Экономикой, политикой, наукой, образованием, семьей, сберегая тесные отношения между ними.

Эти институты контролируют и направляют поведение человека в разных сферах его деятельности. Социальный статус есть первичным элементом социальной структуры общества.

 

- Что такое социальный статус и чем он обусловленный.

 

Социальный статус определяет профессия, возраст, образование, материальное обеспечение.

Социальная группа – это исторически стойкая совокупность людей, объединенная на основе общих социально значащих признаков.

На разных исторических этапах в разных странах социальная структура общества была разной.

 

 

 

Работа в группах:

 

 Используя знания с уроков истории, вспомните социальную структуру.

 

I группа – ДРЕВНИЙ Рим;

II группа – Франция 14-19 ст.

III группа – Украина 15- 17 ст.

IV группа – Советский Союз 1920-1930 гг.

 

Рассказ учителя:

 

Каждая социальная общность выполняет и функции.

Одни из них есть главными, другие зависимыми.

 

Заслушивание ответов, подготовленных в группах по структуре общества.

 

4. Общественная стабильность и безопасность, их социальная ценность. Социальная стабильность – постоянное состояние социальной системы, которая разрешает ей эффективно функционировать в условиях внешних и внутренних влияний.

 Одним важным условием стабильности есть безопасность. В современном мире наблюдается цепь угроз общественной безопасности:

 

1) Угроза жизни и безопасности;

2) Потеря социального комфорта;

3) Потеря культурно-психологического комфорта.

 

5. Профилактика экстремизма.

 

Рассказ учителя.

 

Часто общественной стабильности и безопасности угрожает Экстремизм.

Слово «Экстремизм» происходит от латинского крайний, что обозначает склонность к крайним взглядам и действиям (преимущественно в политики).

Понятие «Экстремизм» близко граничит с «терроризм»

И чтобы эти проявления не охватывали современную молодежь нужно принимать привинтивные мероприятия:

 

- давать возможность получения всеобщего среднего образования;

- помочь молодежи в правильном выборе профессии;

- обеспечения рабочими местами;

- помощь материальная, моральная и психологическая молодым семьям;

- привлечение к занятиям спортом;

- обеспечивать духовный рост граждан.

 

6. Закрепление знаний, умений, навыков.

 

- Подумайте, какие из приобретенных знаний могут стать вам необходимыми в дальнейшей жизни?

 

7. Итоги урока:

Оценивание активности учащихся.

Проведение беседы:

1. Есть ли однородным человеческое общество?

2. Чем обусловлена такая неоднородность?

8. Домашнее задание.

1. Проанализировать социальную структуру современного общества (устно)

2. Знать определение понятий «социум», «привинтивное воспитание».

 

 

Литература:

 

1. Арцишевский Р. А. Человек и общество. -К. 2002

2. Боголюбова Л. Н., Лазебникова А. Ю. Обществознание, учебник 8, 10 класс. - М. Просвещение 2016

3. Бондаренко Я. Г. , Чабан Л. Г. «Человек и общество», разработки уроков. - Харків. 2012

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.