|
|||
Урок гражданственности Донбасса № 11Урок гражданственности Донбасса № 11 10 класс Материал подготовила Дегтярева О. А., учитель общеобразовательной школы I-III ст. с. Дмитровка
Макросфера 3 «Донбасс и Русский мир» Микросфера «Дыхание времени»
Тема урока: Человек и социум. Профилактика экстремизма.
Цель: Сформировать понятие «социум», «социальная структура», «социальный статус»; Формировать единство понятий «человек» и «социум»; Сравнить взаимосвязь человека и социума в прошлом и современном обществе; Осмыслить себя как человека в социуме. Тип урока: комбинированный
Ход урока I. Организация учебной деятельности. II. Проведение политинформации. III. Мотивация учебной и познавательной деятельности. Вступительное слово учителя: Что такое человек? Чем он отличается от животных? Много разных примеров приводит наука биология. Но ученые пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование качеств человека. Поэтому мы сегодня рассмотрим вопрос как взаимодействует человек с обществом (социумом)? План урока: 1. Понятие социума – общества людей 2. Общественные отношения 3. социальная структура населения 4. социальная стабильность и безопасность. 5. Что такое экстремизм? Его угроза обществу. Профилактика этого явления.
Понятие социума – общества людей
Рассказ учителя. Социум – это социализованное общество. Такое толкование имеет содержание, сущность которого состоит в том, что эти два понятия отображают существование одного и того же объекта - системы отношений между людьми в прошлом, сегодня в перспективе на будущее. - Что такое социализация? Сущность социализации какого-либо другого общества демонстрирует, насколько то, что создали люди как личности, отвечает их действительной сути, изначально сориентированный на гуманизм, гармонию с природой, прогресс человека с человечеством. И при таком объяснении выходит целиком очевидным, что социальное обеспечение, например, - это не обязанность государства. Это должен делать, воплощать в жизнь тот или другой социум, используя государство. А если этот социум не способен на такое, его нужно менять ил даже ликвидировать. Но при этом следует помнить, что ликвидируются не люди, а отношения, созданные людьми как личностями. Создание людьми новых социальных отношений, нового социума дает возможность им вести общество до расцвета, используя на этом пути как государство, так и другие провластные та духовные средства.
Работа в парах
Нужно выделить основные группы признаков, которые обуславливают развитие социума: · Труд (специфически человеческая деятельность) · Общение (коллективный характер деятельности и жизни) · Сознательность (познание, интеллект, духовное содержание человеческой деятельности)
В процессе социализации между людьми возникают социальные отношения или общества.
2. Социальные отношения (выступление ученика) Социальные отношения – это отношения, которые складываются между людьми в процессе их жизнедеятельности. Их характеризуют так: 1) Зависимо от срока: краткосрочные, периодические, долгосрочные. 2) Зависимо от сфер жизнедеятельности: социальные, идеологические, политические, духовные, бытовые и семейные.
Задание ученикам.
Отнести к какой сфере и каким сроком могут быть такие отношения:
- учителя и ученика; - классного руководителя и класса; - водителя и пассажира; - представителей партий во время выборов; - экскурсовода и группы туристов; - прихожан и настоятеля храма; - в процессе составления трудового договора.
3. Социальная структура населения. Рассказ учителя.
Зависимо от места проживания, происхождения, рода занятий людт объединяются в социальные общности. Социальная общность – это совокупность людей, что характеризуется такими общими свойствами: - взаимодействия между собой; - наличие специфических только для нее ценностных ориентиров; - подобность способа жизни, интересов, потребностей, стереотипов поведения.
До социальных общностей принадлежит семья, школьный коллектив, нация и др. _ Скажите, какие свойства социальной общности имеет ваш классный коллектив? Взаимодействуя между собой общности создают структуру общества. Социальная структура общества объединена стойкими связями и отношениями. Это внутренний устрой общества. Общности создаются социальными институтами. Экономикой, политикой, наукой, образованием, семьей, сберегая тесные отношения между ними. Эти институты контролируют и направляют поведение человека в разных сферах его деятельности. Социальный статус есть первичным элементом социальной структуры общества.
- Что такое социальный статус и чем он обусловленный.
Социальный статус определяет профессия, возраст, образование, материальное обеспечение. Социальная группа – это исторически стойкая совокупность людей, объединенная на основе общих социально значащих признаков. На разных исторических этапах в разных странах социальная структура общества была разной.
Работа в группах:
Используя знания с уроков истории, вспомните социальную структуру.
I группа – ДРЕВНИЙ Рим; II группа – Франция 14-19 ст. III группа – Украина 15- 17 ст. IV группа – Советский Союз 1920-1930 гг.
Рассказ учителя:
Каждая социальная общность выполняет и функции. Одни из них есть главными, другие зависимыми.
Заслушивание ответов, подготовленных в группах по структуре общества.
4. Общественная стабильность и безопасность, их социальная ценность. Социальная стабильность – постоянное состояние социальной системы, которая разрешает ей эффективно функционировать в условиях внешних и внутренних влияний. Одним важным условием стабильности есть безопасность. В современном мире наблюдается цепь угроз общественной безопасности:
1) Угроза жизни и безопасности; 2) Потеря социального комфорта; 3) Потеря культурно-психологического комфорта.
5. Профилактика экстремизма.
Рассказ учителя.
Часто общественной стабильности и безопасности угрожает Экстремизм. Слово «Экстремизм» происходит от латинского крайний, что обозначает склонность к крайним взглядам и действиям (преимущественно в политики). Понятие «Экстремизм» близко граничит с «терроризм» И чтобы эти проявления не охватывали современную молодежь нужно принимать привинтивные мероприятия:
- давать возможность получения всеобщего среднего образования; - помочь молодежи в правильном выборе профессии; - обеспечения рабочими местами; - помощь материальная, моральная и психологическая молодым семьям; - привлечение к занятиям спортом; - обеспечивать духовный рост граждан.
6. Закрепление знаний, умений, навыков.
- Подумайте, какие из приобретенных знаний могут стать вам необходимыми в дальнейшей жизни?
7. Итоги урока: Оценивание активности учащихся. Проведение беседы: 1. Есть ли однородным человеческое общество? 2. Чем обусловлена такая неоднородность? 8. Домашнее задание. 1. Проанализировать социальную структуру современного общества (устно) 2. Знать определение понятий «социум», «привинтивное воспитание».
Литература:
1. Арцишевский Р. А. Человек и общество. -К. 2002 2. Боголюбова Л. Н., Лазебникова А. Ю. Обществознание, учебник 8, 10 класс. - М. Просвещение 2016 3. Бондаренко Я. Г. , Чабан Л. Г. «Человек и общество», разработки уроков. - Харків. 2012
|
|||
|