|
||||||
Министерство науки и высшего образования Российской ФедерацииМинистерство науки и высшего образования Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «КОМЕДИЯ. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР»
Выполнила Студентка 1 курса направления «Издательское дело», 1-ГИВ-5 (степень «бакалавриат») Скрябина Ирина Юрьевна
Санкт-Петербург, 2021
Глава 1. Комедия и ее характеристика. Комедия (от греч. kоmos – весёлая процессия и оde – песня) — это один из жанров драмы в литературе, в центре сюжета которого изображается комический конфликт. Термин «комедия» тесно связан с философской и эстетической категорией комического. Главная цель комедии — через смех донести важность поднятой проблемы. В комедии поднимаются вопросы нравственности и бытовые вопросы, человеческие пороки и глупые ошибки, воссоздаются жизненные ситуации или описываются нереальные для яркости картины. Именно в комедии отражается тот важный аспект бытовой составляющей жизни — какой бы ни была проблемы, ее можно решить, и даже со смехом. Основополагающим, жанрообразующим признаком комедии является смех. По определению Аристотеля жанр комедии — это поучающая ошибка, не несущая вреда. Специфика комедии наилучшим образом раскрывается в сопоставлении с другим драматическим жанром — трагедией. В центре трагедии всегда находится неразрешимый трагический конфликт и возвышенный трагический герой, преследующий благородные цели, внутренний мир которого наполнен сильными чувствами, эмоциями, переживаниями. В центре комедии же – нелепая смешная ситуация, а комический персонаж показывается автором нелепым, смешным и глуповатым, зачастую лишенным богатства внутреннего мира, по-глупому простым, как бы мотивируя читателя учиться на негативном опыте и не повторять ошибок, дабы не стать высмеянным. Комедия предполагает огромное разнообразие жанровых разновидностей: лирическая комедия (А. П. Чехов), семейно-бытовая (Д. И. Фонвизин), фарс, памфлет, водевиль, гротескная комедия, сатира, авантюрная комедия и т. д. (включая такие сложные промежуточные жанровые образования, как «серьезная комедия» и трагикомедия). Также, помимо классификации по направленности жанра, существует классификация комедий по их содержанию: 1. Комедия положений (ситуаций) — источником смешного являются обстоятельства и ситуации. 2. Комедия нравов (характеров) - источником смешного является внутренняя суть характеров и нравов высшего света, смешная и уродливая. однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). 3. Комедия интриги — в центре события, вызывающего смех находится персонаж, способный управлять этим событием (Э. Скриб, Э. Лабиш, Э. Ожье) 4. Комедия идей - это дискуссионная пьеса, в которой столкновение идей и враждебных идеологий раскрывает острые проблемы социальной и личной морали в остроумной и юмористической форме (основоположник — О. Уайльд).
Глава 2. История возникновения комедийного жанра. Исторически комедийный жанр берет свое начало в веках еще до нашей эры. Первые упоминания о комедии появляются в VI-V веках до нашей эры: они представляют из себя совсем далекое от понимания современной комедии: в них больше мифологической составляющей, они политичны и направлены на конкретных людей. Комедия пользуется популярностью вплоть до Средневековья — в те времена главенствующие позиции занимают другие жанры. Но в XII веке У. Шекспир с комедиями «Двенадцатая ночь», «Укрощение строптивой» и пр. и Мольер с комедиями «Мнимый больной», «Тартюф» и пр. снова выводят комедию в ряды актуальных жанров. Комедийный жанр становится серьезнее и больше не представляет из себя шутливый рассказ, а становится полноценным серьезным произведением с акцентированием внимания читателей на важных проблемах общества того времени. В России история комедии начинается с народных комедий – ярмарочных представлений скоморохов, пьесок крепостных актёров. Комедийный жанр актуализирует и прославляет Д. И. Фонвизин в произведениях «Недоросль» и «Бригадир» в направлении классицистических комедий. А. П. Сумароков («Рогоносец по воображению») и В. В. Капнист («Ябеда») писали о ключевых проблемах России тех лет: низком уровне образовании, взятках чиновников, крепостном праве. Окончательно жанр русской комедии сложился в XIX веке благодаря творчеству А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Островского и А. П. Чехова. В их произведениях появились национальный колорит и психологизм. А героями таких комедий часто были типичные жители России. Жанр социальной комедии – комедии, в основе которой лежит конфликт мировоззрений, начал А. С. Грибоедов, написав свое легендарное произведение «Горе от ума» (в нем переплетаются социальный и любовный конфликты), затем социальные комедии писал Н. В. Гоголь. Анализ комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». В своей работе я хочу подробнее рассмотреть комедию «Ревизор» Н. В. Гоголя, написанную в 1835 году. Жанр произведения — социальная комедия сатирической направленности. Главная тема — пороки общества, включающие в себя лицемерие, духовную бедность, алчность и общечеловеческую глупость. «Ревизор» является образцом русского реализма. Несмотря на сильную гротескность, комедия преследует своей целью отобразить реальную жизнь людей того времени. Гоголевского «Ревизора» можно рассматривать как комедию положений — в основу ее положено недоразумение, и как комедию характеров — ее герои представляют собой социальные типы, иллюстрирующие человеческие недостатки: глупость, нравственную нечистоплотность и халатность. Чиновничество изображено не просто глупым, а чудовищно ограниченным. В комедии нет ни одного нейтрального или положительного персонажа: все действующие лица погрязли в пороках и собственной глупости и высмеиваются автором и читателями. Актуальность жанра комедии. Актуальность комедийного жанра абсолютна и бесспорна — это подтверждают исторические данные развития комедии и ее востребованность длительное время. Любому обществу просто необходимы произведения, наполняющие жизнь смехом и одновременно обладающие огромным влиянием, оказываемым путем сопоставления хорошего и плохого, правильного и неправильного. Комедия позволяет взглянуть на обычные явления с новой, непривычной точки зрения; проявляет дополнительные смыслы и контексты; активизирует не только эмоции зрителей, но и их мысль.
Список использованных источников: 1. Сохор А. Н. Эстетическая природа жанра в литературе. – М.: 2001
2. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы, [кн. 2]. – М., 1999. 3. Комедия. Большая электронная библиотека. Андреев М. Л., [Электронный ресурс], – https: //bigenc. ru/literature/text/2622275 4. Категория комического и жанр комедии в литературном процессе: проблемы изучения. Калмыкова И. Г., [Электронный ресурс], – https: //cyberleninka. ru/article/n/kategoriya-komicheskogo-i-zhanr-komedii-v-literaturnom-protsesse-problemy-izucheniya/viewer 5. Давыдова Т. Т., Пронин В. А., Теория литературы. М., 2003 6. Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И., Бройтман С. Н., Теория литературы. М., 2008 7. Хализев В. Е., Теория литературы. М., 2009
|
||||||
|