Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Частное учреждение профессионального образования



 

Частное учреждение профессионального образования

«Столичный профессиональный колледж»

(ЧУПО «СПК»)


ДОКЛАД

по дисциплине Литература

на тему «Дмитрий Мережковский»

Подготовил: студент 1-го курса

специальности

«Актерское искусство»

Катанская Екатерина Анатольевна

 

 

Проверил: преподаватель

Барынина Анна Витальевна

 «___» _________ 201___ г.

Оценка: « _______________ »

__________________________

                    (подпись)

Москва-2018

Дмитрий Мережковский (1865-1941) - русский прозаик, один из основателей русского символизма, а также основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа. Мережковский был не только поэтом, но и прозаиком. Он вошел в литературу как создатель новаторского типа исторического романа, особой вариации мировоззренческого " романа мысли". Одни из известнейших его циклов - " Христос и Антихрист" и " Царство Зверя", а так же произведение " Толстой и Достоевский, но особое внимание я бы хотела уделить не его прозе, а стихотворениям.

Отец писателя Сергей Иванович был крупным чиновником, а мать Варвара Васильевна вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей. В доме царил режим бережливости: отец таким образом заранее отучал детей от распространённых пороков — мотовства и стремления к роскоши, что сказалось на его творчестве. Родители оставляли детей на попечении немки-экономки и старой няни, которая перед сном рассказывала Дмитрию сказки, основанные на житие святых. В дальнейшем биографы пришли к выводу, что рассказы няни стали причиной фанатичной религиозности (к примеру, стихотворение «Дети ночи»).

Свой творческий путь он начал ещё в гимназии Петербурга. Впоследствии, его стиль стали относить, как подражание пушкинскому «Бахчисарайскому фонтану». В гимназии же он увлёкся творчеством Мольера и даже организовал " молтеровский кружок".

Знакомство с Достоевским оставило важным след в его жизни. Ознакомившись со стихами Мережковского, он вынес свой неутешительный вердикт: " Чтобы хорошо писать, - страдать надо, страдать! ".

Добровольный уход из жизни для Д. Мережковского желанен и предопределён.

Основными темами стихотворного творчества Мережковского в 1880-х годах были «одиночество поэта, призрачность жизни и обманчивость чувств»; для его стихов были характерны «ноты скорбной гражданственности, сомнений, разочарований в высоких устремлениях, минорной интимности, переходам от декларативной идейности к исповедальным интонациям, от поэтических абстракций к пышной декларативности сравнений». Отмечалось впоследствии, что, не будучи в прямом смысле слова 5«гражданским» поэтом, Мережковский охотно разрабатывал мотивы любви к ближнему («Сакья-Муни») и готовности пострадать за убеждения («Аввакум»). На одно из произведений первого периода деятельности Мережковского - поэму " Вера" - выпал самый крупный успех его как поэта; живые картины духовной жизни молодежи начала 1880-х годов заканчивается призывом к работе на благо общества.

Его стихи стали появляться в либеральных журналах еще до 1883 г., а вскоре его единогласно признали самым многообещающим из молодых «гражданских» поэтов.

Осенью 1882 года Мережковский побывал на первых выступлениях С. Я. Надсона и написал ему письмо. Так произошло знакомство двух начинающих поэтов, переросшее в крепкую дружбу. Обоих, как отмечали позже исследователи, связывала некая личная тайна, имевшая отношение к страху перед страданиями и смертью, стремлению к «обретению действенной веры, способной этот страх преодолеть». Две смерти — Надсона в 1887 году, и матери два года спустя — явились сильнейшим ударом для Мережковского: он потерял двух самых для себя близких людей. В воздухе носились новые идеи, из которых вскоре и возник символизм. Первая ласточка появилась в 1890 г. в виде «ницшеанской» книги Минского При свете совести. Мережковский вскоре пошел по этому пути, отбросив гражданский идеализм. В 1893 г. он опубликовал сборник статей. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы и книгу стихов под агрессивно современным названием Символы.

И в поэзии Д. Мережковского человеческая жизнь оборачивается трагедией, где всё безысходно и необратимо, всюду веет «тёмный ангел одиночества» («Тёмный ангел»). Целая серия стихотворений об одиночестве взаимодополняют друг друга («Тёмный ангел», «Одиночество», «Одиночество в любви», «Голубое небо» и другие).

В 1884 году Мережковский поступает на историко-филологический факультет Московского и Петербургского университета, где сразу же проявляет интерес к философии. В университете происходит знакомство с Короленко, Гаршиным и Успенским. Мережковский (вместе со своей женой, Минским и Волынским) вошел в редколлегию Северного вестника, ставшего поборником «новых идей». В целом «новые идеи» были довольно смутным бунтом против позитивизма и утилитаризма левых социалистических радикалов. Мережковский указывал, что три главных признака «нового искусства» (мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности) заметны уже в творчестве Толстого, Тургенева, Достоевского, Гончарова – следовательно, проповедуемое им течение продолжает традиции лучшей русской литературы, а не идёт вразрез с ними.

Летом этого же года Мережковский познакомился с поэтессой Зинаидой Гиппиус, в 1889 году они обвенчались. Именно она стала его музой.

Вещи, по сути, заключающие высокий смысл, придающие ценность жизни – любовь, смерть, вера, – оборачиваются губительными, коварными миражами.

Отдельного упоминания требует феномен молчания. Вслед за Ф. Тютчевым, написавшим в 1830 году знаменитое «Silentium», Д. Мережковский пишет своё «Молчание». Тема одиночества встаёт особенно остро, когда поэт пытается выразить бессилие слов в любви:

Как часто выразить любовь мою хочу,

Но ничего сказать я не умею.

(«Молчание»).

Тишина помогает поэту почувствовать Бога и услышать такие «неявленные» звуки, как «разговор звёзд», «шёпот ангела», «зов и бред» «всеобщей души».

Нетрудно сделать вывод, что ставшее тенденцией символистское (и, шире – модернистское) отрицание целостного бытия, Бога как организующего творческого и вездесущего начала приводит к разрушению «Я» – основы человека. Такая деформация целостности порождает неудачи и страдания, и агрессия против Бога и бытия оборачивается агрессией против себя, так как невозможно, убив себя, остаться при этом в живых – в нашем сознании всегда присутствует «Другой». А реализоваться существование «Я» может через любовь и творчество, через преодоление разъёдинённости одиночества, обретение целостности бытия.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.