Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Логопедическая ритмика – как составная часть



 

Барышникова С. М., учитель-логопед I кв. категории,

Козлова Е. В., музыкальный руководитель высшей кв. категории МБДОУ «Детский сад № 42 комбинированного вида»,  г. Новосибирск

            Барышникова С. М.,                                                Козлова Е. В.,

    учитель-логопед I кв. категории,                    музыкальный руководитель

Логопедическая ритмика – как составная часть

коррекционно-педагогического комплексного метода

преодоления речевых нарушений

 

Движения могут заменить лекарства,

между тем как всевозможные лекарства,

вместе взятые, не могут заменить движения.

 

Тиссо (врач ХVII в. )

Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.        

Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов компенсации речевой патологии, которая обеспечивала бы социализацию ребёнка с нарушением речи. От педагогов-практиков требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков речевого общения. Они должны формировать мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме.

Данные последних лет показывают, что большинство детей при поступлении в логопедическую группу имеют заключение общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом.  Их характеризует слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, удерживать задание, работать по образцу и т. д. ). Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения у них мало сбалансированы. Л. С. Цветкова отмечает, что у таких детей нередко обнаруживается недостаточность развития различных видов движения и моторики: движения плохо скоординированы, носят неловкий и нечеткий характер, снижены четкость и скорость, отсутствуют ритмичность и плавность.

     Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является, по нашему мнению, организация занятий логопедической ритмикой.

Логопедическая ритмика - составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления речевых нарушений, где музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с коррекционной целью. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно уравновесить нервную систему ребенка.
Система музыкально-ритмических движений была разработана швейцарским композитором и педагогом Э. Жаком-Далькрозом. Применяя сочетание ритма, музыки и движения Жак-Далькроз решал задачу «воспитания ритма при помощи ритма» (сначала у музыкантов), а затем, используя особые упражнения, развивал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.

Логоритмика, по определению Г. А. Волковой, одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она часть образовательной и коррекционно-развивающей работы на речевой группе. Структура речевого дефекта, неречевые психические функции дошкольников с речевой патологией являются объектом логоритмики.

Предметом логоритмики необходимо считать многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка-дошкольника посредством ритмо-музыкальных упражнений в сопровождении речи.

Задачи:

1. Оздоровительные:

· укрепление костно-мышечного аппарата;

· развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

· формирование правильного дыхания;

· формирование чувства равновесия и т. д.

2. Образовательные:

· формирование двигательных умений и навыков,

· формирование пространственных представлений,

· формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов,

· развитие ловкости, переключаемости, координации движений и т. д.

3. Воспитательные:

· воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

· воспитание положительных личностных качеств у дошкольников и т. д.

4. Коррекционные:

· выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

· развитие фонематического слуха, просодических компонентов;

· развитие пространственного праксиса, гнозиса;

· систематическая работа по развитию психологической базы речи;

· развитие и коррекция музыкально-ритмических движений и т. д.

Условия проведения занятий:

· 1 раз в неделю после познавательного и логопедического занятий;

· продолжительность – до 30 минут;

· составляются с опорой на лексические темы;

· речевой материал заранее не выучивается;

· упражнения выполняются по подражанию;

· эмоциональный комфорт.


Хотелось бы отметить, что особую роль в логоритмических занятиях приобретает игровой компонент, поскольку именно он способствует сохранению внимания и интереса на протяжении всего занятия. Такие игры благотворно влияют даже на неговорящих детей, так как привычный стереотип занятия изменяется: на смену однообразных артикуляционные упражнений приходит целенаправленная двигательная активность, вместо работы со знакомыми картинками и игрушками, сидя за столом - частая смена местоположения с музыкальным и стихотворным сопровождением и т. д.

    Изучив разнообразие подходов к построению логоритмических занятий (Волковой Г. А., Микляевой Н. В., Якубович М. А., Пресновой О. В., Картушиной М. Ю., Лопухиной И. С. и др. ), сделали вывод, что основной акцент ставится на определённые виды упражнений, которые универсально сочетаются и помогают достигать эффективности в коррекционной работе:

· Вводные - ходьба и маршировка. Ведется работа над дыханием, координацией движений, осанкой и т. д.

· Общеразвивающие. Применяются для всестороннего воздействия на организм.

· Активизирующие внимание. Направлены на развитие переключаемости, устойчивости и распределения внимания.

· Регулирующие мышечный тонус. Обучают управлять своими мышцами (расслаблять их или напрягать).

· Ритмические. Даются в форме игр, драматизаций, подражаний движениям птиц и животных.

· Игровые. Воспитывают инициативу, дисциплину, ловкость, чувство товарищества.

· Заключительные. Направлены на переключение внимания на другую, предстоящую деятельность.

С одной стороны,  логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. С другой стороны, данный вид деятельности обусловливает включение её в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными аномалиями, особенно с речевой патологией. Таким образом, учитель-логопед может использовать логоритмику как самостоятельный метод логопедической работы (совместно с музыкальным руководителем) или как часть занятия.

В практике коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и музыкального руководителя разработаны и апробированы многие формы взаимодействия (обсуждение результатов диагностики в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; перспективное планирование коррекционной работы по музыкальному воспитанию с учетом ведущего дефекта; адаптация логопедом речевого материала, используемого на утренниках; использование музыкального материала в аудиозаписях на логопедических занятиях; взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы и т. д. ), среди которых немаловажная роль отводится совместной разработке и проведению логоритмических занятий.

Приведём некоторые примеры на теме «Дикие животные»:

1. Упражнения с использованием чередования ходьбы на носочках, в полуприседе

   «Кусты-деревья» («Кто, где спрятался? »)

2. Дыхательные упражнения

«Ёжик»

Вдох через рот, выдох через рот.

На выдохе произнесение звукосочетания «ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ»

3. Артикуляционная гимнастика: .

· «Зайчик». Поднять только верхнюю губу, обнажая верхние зубы.

· «Сердитый волк». Нижнюю губу прикусить верхней губой.

· «Ежик фыркает». Вибрация губ.

4. Упражнения для развития мелкой моторики.

«Медвежата»

5. Координация речи и движения (О. С. Боромыкова)

  «Вот идёт лиса»

6. Игры на развитие фонематического слуха.

«Узнай животное? »

Хлопни в ладоши, когда услышишь правильное название:

Вовк     войк   волк

ёфык ёзык ёжик

рисица исиса лисица

7. Мимические упражнения.

«Медведь мёд нашел»

«Лисичка – хитрая сестричка»

 «Испуганный зайчик

8. Оркестр шумовых инструментов

«Белочка грызёт орешки» оркестр «Шуршалочки» («салютики» из нарезанных полосок целлофана)

 «Что припасла мышка? » (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков из-под мороженого в форме ягод с крупяными наполнителями)

9. Пение:

Муз. Н. Луконина, сл. Е. Чадовой «Песня Волка»

10. Танцы:

  «Пляска лесных зверят» (танец-импровизация под русскую народную плясовую музыку)

11. Слушание:

    Пьеса А. Вивальди «Зима»

 

Таким образом, во время логоритмических занятий учитель-логопед решает несколько коррекционных задач. Заметно улучшается ориентация ребенка в пространстве, развивается чувство ритма, общая и мелкая моторика, совершенствуются артикуляционные движения, формируется слуховое внимание и фонематический слух. Движения ребенка становятся свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной. Неговорящие дети именно на логоритмических занятиях демонстрируют первые речевые успехи. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки. Ребенок в доступной, занимательной форме делает достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует речь

Опыт работы показывает, что оптимальные результаты занятия по логопедической ритмике дают при соблюдении следующих требований:
- данное занятие должно быть связано с целями и задачами логопедического занятия;
- психофизическая нагрузка должна распределяться в определенной последовательности;
- в основном должны использоваться игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их;

- обучение и коррекция должны проходить в коллективе, но с учетом индивидуальных возможностей развития моторных навыков каждого ребенка.

Литература:

1. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. С–Пб.: Дельта, 1999.

2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика, М.: Просвещение, 1985.

3. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – С–Пб.: Дельта, 2001.

4. Галкина В. Б., Хомутова Н. Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушения речи у учащихся начальных классов. Дефектология, 1999, №3, с. 37-42.

5. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2003.

6. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Литера, 2003.

7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей. – С-Пб.: Дельта, 1997.

8. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. Пособие для воспитателей и логопедов. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.

9. Правдина О. В. Логопедия, М.: Просвещение, 1973.

10. Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке звуков

11. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. “Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение” М. “Гном и Д”, 2000

12. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем. М.: Центрполитграф, 2005.

13. Якубович М. А., Преснова О. В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.