|
|||
Логопедическая ритмика – как составная часть
Барышникова С. М., учитель-логопед I кв. категории, Козлова Е. В., музыкальный руководитель высшей кв. категории МБДОУ «Детский сад № 42 комбинированного вида», г. Новосибирск
Барышникова С. М., Козлова Е. В., учитель-логопед I кв. категории, музыкальный руководитель Логопедическая ритмика – как составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления речевых нарушений
Движения могут заменить лекарства, между тем как всевозможные лекарства, вместе взятые, не могут заменить движения.
Тиссо (врач ХVII в. ) Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов компенсации речевой патологии, которая обеспечивала бы социализацию ребёнка с нарушением речи. От педагогов-практиков требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков речевого общения. Они должны формировать мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме. Данные последних лет показывают, что большинство детей при поступлении в логопедическую группу имеют заключение общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом. Их характеризует слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, удерживать задание, работать по образцу и т. д. ). Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения у них мало сбалансированы. Л. С. Цветкова отмечает, что у таких детей нередко обнаруживается недостаточность развития различных видов движения и моторики: движения плохо скоординированы, носят неловкий и нечеткий характер, снижены четкость и скорость, отсутствуют ритмичность и плавность. Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является, по нашему мнению, организация занятий логопедической ритмикой. Логопедическая ритмика - составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления речевых нарушений, где музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с коррекционной целью. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно уравновесить нервную систему ребенка. Логоритмика, по определению Г. А. Волковой, одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она часть образовательной и коррекционно-развивающей работы на речевой группе. Структура речевого дефекта, неречевые психические функции дошкольников с речевой патологией являются объектом логоритмики. Предметом логоритмики необходимо считать многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом. Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка-дошкольника посредством ритмо-музыкальных упражнений в сопровождении речи. Задачи: 1. Оздоровительные: · укрепление костно-мышечного аппарата; · развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; · формирование правильного дыхания; · формирование чувства равновесия и т. д. 2. Образовательные: · формирование двигательных умений и навыков, · формирование пространственных представлений, · формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, · развитие ловкости, переключаемости, координации движений и т. д. 3. Воспитательные: · воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; · воспитание положительных личностных качеств у дошкольников и т. д. 4. Коррекционные: · выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; · развитие фонематического слуха, просодических компонентов; · развитие пространственного праксиса, гнозиса; · систематическая работа по развитию психологической базы речи; · развитие и коррекция музыкально-ритмических движений и т. д. Условия проведения занятий: · 1 раз в неделю после познавательного и логопедического занятий; · продолжительность – до 30 минут; · составляются с опорой на лексические темы; · речевой материал заранее не выучивается; · упражнения выполняются по подражанию; · эмоциональный комфорт.
Изучив разнообразие подходов к построению логоритмических занятий (Волковой Г. А., Микляевой Н. В., Якубович М. А., Пресновой О. В., Картушиной М. Ю., Лопухиной И. С. и др. ), сделали вывод, что основной акцент ставится на определённые виды упражнений, которые универсально сочетаются и помогают достигать эффективности в коррекционной работе: · Вводные - ходьба и маршировка. Ведется работа над дыханием, координацией движений, осанкой и т. д. · Общеразвивающие. Применяются для всестороннего воздействия на организм. · Активизирующие внимание. Направлены на развитие переключаемости, устойчивости и распределения внимания. · Регулирующие мышечный тонус. Обучают управлять своими мышцами (расслаблять их или напрягать). · Ритмические. Даются в форме игр, драматизаций, подражаний движениям птиц и животных. · Игровые. Воспитывают инициативу, дисциплину, ловкость, чувство товарищества. · Заключительные. Направлены на переключение внимания на другую, предстоящую деятельность. С одной стороны, логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. С другой стороны, данный вид деятельности обусловливает включение её в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными аномалиями, особенно с речевой патологией. Таким образом, учитель-логопед может использовать логоритмику как самостоятельный метод логопедической работы (совместно с музыкальным руководителем) или как часть занятия. В практике коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и музыкального руководителя разработаны и апробированы многие формы взаимодействия (обсуждение результатов диагностики в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; перспективное планирование коррекционной работы по музыкальному воспитанию с учетом ведущего дефекта; адаптация логопедом речевого материала, используемого на утренниках; использование музыкального материала в аудиозаписях на логопедических занятиях; взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы и т. д. ), среди которых немаловажная роль отводится совместной разработке и проведению логоритмических занятий. Приведём некоторые примеры на теме «Дикие животные»: 1. Упражнения с использованием чередования ходьбы на носочках, в полуприседе «Кусты-деревья» («Кто, где спрятался? ») 2. Дыхательные упражнения «Ёжик» Вдох через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звукосочетания «ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ» 3. Артикуляционная гимнастика: . · «Зайчик». Поднять только верхнюю губу, обнажая верхние зубы. · «Сердитый волк». Нижнюю губу прикусить верхней губой. · «Ежик фыркает». Вибрация губ. 4. Упражнения для развития мелкой моторики. «Медвежата» 5. Координация речи и движения (О. С. Боромыкова) «Вот идёт лиса» 6. Игры на развитие фонематического слуха. «Узнай животное? » Хлопни в ладоши, когда услышишь правильное название: Вовк войк волк ёфык ёзык ёжик рисица исиса лисица 7. Мимические упражнения. «Медведь мёд нашел» «Лисичка – хитрая сестричка» «Испуганный зайчик 8. Оркестр шумовых инструментов «Белочка грызёт орешки» оркестр «Шуршалочки» («салютики» из нарезанных полосок целлофана) «Что припасла мышка? » (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков из-под мороженого в форме ягод с крупяными наполнителями) 9. Пение: Муз. Н. Луконина, сл. Е. Чадовой «Песня Волка» 10. Танцы: «Пляска лесных зверят» (танец-импровизация под русскую народную плясовую музыку) 11. Слушание: Пьеса А. Вивальди «Зима»
Таким образом, во время логоритмических занятий учитель-логопед решает несколько коррекционных задач. Заметно улучшается ориентация ребенка в пространстве, развивается чувство ритма, общая и мелкая моторика, совершенствуются артикуляционные движения, формируется слуховое внимание и фонематический слух. Движения ребенка становятся свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной. Неговорящие дети именно на логоритмических занятиях демонстрируют первые речевые успехи. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки. Ребенок в доступной, занимательной форме делает достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует речь Опыт работы показывает, что оптимальные результаты занятия по логопедической ритмике дают при соблюдении следующих требований: - обучение и коррекция должны проходить в коллективе, но с учетом индивидуальных возможностей развития моторных навыков каждого ребенка. Литература: 1. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. С–Пб.: Дельта, 1999. 2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика, М.: Просвещение, 1985. 3. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – С–Пб.: Дельта, 2001. 4. Галкина В. Б., Хомутова Н. Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушения речи у учащихся начальных классов. Дефектология, 1999, №3, с. 37-42. 5. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2003. 6. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Литера, 2003. 7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей. – С-Пб.: Дельта, 1997. 8. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. Пособие для воспитателей и логопедов. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004. 9. Правдина О. В. Логопедия, М.: Просвещение, 1973. 10. Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке звуков 11. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. “Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение” М. “Гном и Д”, 2000 12. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем. М.: Центрполитграф, 2005. 13. Якубович М. А., Преснова О. В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
|
|||
|