|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа №6
Тема: Определение минералов Цели: Научиться описывать и определять процессы образования, формы природных выделений, физические (диагностические) свойства минералов по предложенным каменным образцам. Оборудование лаборатории: дидактический материал для выполнения практической работы: методические рекомендации по выполнению практической работы, каменные образцы минералов, определители минералов. Задания для подготовки к практической работе: Краткое изложение темы: Образование минералов. Минералами называются природные химические соединения или отдельные элементы, однородные по химическому составу и внутреннему строению, являющиеся продуктами различных геологических процессов. Условия образования минералов: 1)Эндогенные процессы минералообразования происходят в недрах земной коры, для которых характерны большие давления и высокие температуры их выделяют 3 вида 1. При кристаллизации магматических расплавов. Различают процессы минералообразования при кристаллизации основной массы магматического расплава и при кристаллизации остаточного магматического расплава, пересыщенного газообразными летучими компонентами. 2. Путем возгона магматических газов. Различают процессы минералообразования из летучих компонентов (пневматолитовые минералы) возникают при воздействии магматических газов на окружающие породы. В этом случае часто происходит метасоматоз – замещение одних минералов другими, с изменением химического состава (пневматолит-метасоматические). Минералообразование происходит путем выпадения минерального вещества из горячих водных растворов, проявляющихся при снижении магматических паров (гидротермальные). 3. За счет перекристаллизации горных пород в твердом состоянии под влиянием высоких температур и давлений, и летучих выделений магматических масс (метаморфические). 2) Экзогенные процессы проявляются вблизи земной поверхности в условиях невысокой температуры и незначительного атмосферного давления. В зависимости от состава исходных минералов и характера их изменения различают несколько типов: - физическое (механическое) разрушение горных пород. Породы растрескиваются, рассыпаются на составляющие их минералы, которые переносятся атмосферными водами и реками. Легкие минералы уносятся, а более прочные и тяжелые, скапливаясь, образуя россыпи золота, алмаза, платины, циркона, граната и других. - химическое разрушение и растворение минерального веществами, дальнейшее осаждение при пресыщение водных растворов ряда солей. - коллоидные химические осадки – морские и озерные, образующие крупнейшие месторождения железных, марганцевых руд, фосфоритов и других. - биохимические осадки, образующиеся в результате жизнедеятельности организмов. Диагностические свойства минерала. 1) цвет минералов. 2) цвет черты – цвет минерала в порошке. Порошок можно получить, проводя куском минерала по белой фарфоровой пластинке, при условии, что твердость образца меньше твердости фарфора. 3) блеск – свойство минерала отражать падающий не него поток света: металлический; полуметаллический; неметаллический блеск: – алмазный; стеклянный; перламутровый; шелковистый; жирный; матовый. Блеск следует определять на свежей поверхности. 4) прозрачность – свойство характеризует способность минерала пропускать свет: прозрачные; полупрозрачные; непрозрачные. 5) твердость – определяется по сопротивлению минералов царапанию или вдавливанию Шкала Мооса
Каждый последующий минерал оставляет царапину на всех предыдущих. 6) Спайность – Если минерал легко раскалывается, причем на плоскостях раскола образуются гладкие поверхности, то этот минерал обладает спайностью. 7) Излом – вид поверхности, образующейся при раскалывании минерала по случайным направлениям. Различают: - раковистый – вогнутая волнистая поверхность, похожа на раковину; - неровный – характерен для минералов с несовершенной спайностью; - занозистый – поверхность излома покрыта ориентированным в одном направлении занозами; - землистый поверхность раскола матовая, шероховатая; - зернистый – поверхность представлена мелкими зернами. 8) Плотность – измеряется в граммах на куб. см. Кристаллическая структура определяет, насколько плотно, компактно будут уложены атомы химических элементов в одном объеме. 9) Магнитность – способность минерала отклонять магнитную стрелку компаса. 10) Растворимость в воде (вкус) – характерна для минералов – галогенов (хлоридов натрия и калия). Галит имеет соленый вкус, сильвин – горько-соленый. 11) реакция с разбавленной соляной кислотой – используется для диагностики минералов класса карбонатов - кальцит – бурно вскипает, доломит- вскипает в порошке, магнезит – вскипает в порошке при нагревании, сидерит – выделение углекислого газа не происходит, после высыхания соляной кислоты на поверхности минерала образуется зеленовато-бурое пятно хлористого железа. Пример выполнения задания: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6 НА ТЕМУ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИНЕРАЛОВ ПО ИХ ДИАГНОСТИЧЕСКИМ СВОЙСТВАМ
Задания для практической работы: - определить процессы образования (выбрать эндогенный или экзогенный, в т. ч….. ), - определить (выбрать одну из 6 групп, в т. ч….. ) формы природных выделений, - определить какими на ваш взгляд физическими (диагностическими) свойствами обладает Ваш образец минерал по предложенным каменным образцам. Содержание отчета: Заполнить данные определенных образцов минералов (ВЫБРАТЬ 2 любых из предложенных) по предложенному образцу в виде таблицы.
Образец №1
Образец №2
Образец №3
Образец №4 Образец №5
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|