|
|||
Характеристика ценностных ориентаций детей младшегоСтр 1 из 2Следующая ⇒ Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста
В течение последних десятилетий мы оказались перед рядом проблем, связанных с развитием детей и молодежи. Особенно поражает резкий рост количества «плохих поступков», под которыми мы понимаем не только шалости и непослушание, но и насилие в школах, преступления, наркомания и алкоголизм. Как сказала В. Г. Асеева, «…проявление девиантного - поведения это проблема не только социологов, но и психологов, педагогов, медиков, политиков и экономистов. Это проблема всего общества». Поэтому формирование ценностных ориентаций у младших школьников необходимо, так как ценности, привитые с детства программируют наше поведение в дальнейшем, они являются установками, по которым человек выбирает свой путь. Процесс становления культуры личности характеризуется отношением к данному явлению, поэтому формирование культуры личности - это, прежде всего, воспитание отношения к ней. Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое основывается на внутренних потребностях - мотивах и освоении знаний, умений и навыков – ценностях. Вопросы мотивационно-ценностных отношений в деятельности и поведении были предметом анализа В. Г. Асеевой, Л. А. Блохиной, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, А. Н. Пиянзина, С. Л. Рубинштейна. В этих работах рассматриваются механизмы их формирования. На формирование ценностных ориентаций младших школьников оказывают влияние объективные и субъективные факторы. К объективным отнесены материально-техническая база учебного заведения, обстоятельства ближайшего окружения, к субъективным - психофизические особенности детей, совокупность их мотивов и свойств. Уровень сформированности нравственных понятий в разных периодах школьного возраста различен. Моральные понятия младших школьников еще не определены, суждения носят односторонний характер. Часто дети по одному признаку определяют нравственное понятие. По данным отечественных психологов, моральные понятия задерживаются на уровне житейских, иллюстративных знаний, если не проводить специальной работы по их формированию. Для формирования моральных понятий учитель, классный руководитель должен проводить специальные этические беседы, обсуждать прочитанные книги, материалы из детской периодической печати анализировать примеры из жизни. В процессе специально организованного со школьниками нравственного просвещения дети высказывают определенные нравственные суждения, которые связаны с принятием тех или иных моральных норм, требований. Принимая те или иные нравственные выводы, ученик проявляет и определенное отношение к ним в виде оценок.
С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к 3-4 классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Меняются темы и мотивы общения. Возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств. Таким образом, нравственное сознание школьников характеризуется наличием моральных понятий суждений, оценок. У учащихся начальной школ ценности носят еще неосознанный, интуитивный характер. Их ценности еще не до конца сформированы и в выборе своих предпочтений учащиеся опираются на свой малый жизненный опыт. Благодаря исследованиям, проведённым Ж. Пиаже, мы имеем представление о том, как дети разного возраста судят о нормах морали, каких нравственно-оценочных суждений они придерживаются. Установлено, например, что в период жизни от 5 до 12 лет представления ребёнка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. В период нравственного реализма дети судят о действиях людей по их следствиях, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений. Дети-релятивисты придают повышенное значение намерениям и по намерениям судят о характере поступков. Однако при явно отрицательных следствиях совершаемых поступков младшие дети способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям. Способность размышлять о поступках, давать им оценку может и не совпадать с нравственным (или безнравственным) поведением школьника. Бойко, отвечая на вопросы о том, «что такое хорошо и что такое плохо» установил, что учащиеся то же время могут совершать действия, не соответствующие этим оценкам.
На моральные суждения также значительное влияние оказывает непосредственное социальное окружение, в первую очередь семья. Более старательными, добросовестными оказываются дети из тех семей, где старшие добросовестно относятся к своему труду и стараются в доступной форме объяснить им смысл своего поведения. В работе исследований Л. И. Божович, Т. В. Ендовицкой, Л. С. Славиной, доказано, что существует сложная связь между интеллектуальным развитием школьников и их возможностями в построении суждений на моральную тему. При развитой способности действовать «в уме» дети обнаруживают самостоятельность в решении моральных проблем, у них появляется независимость суждений, а также стремление к самостоятельному построению задачи на моральную тему. В своих исследованиях Л. С. Славина представляет следующую иерархическую структуру системы материальных и духовных ценностей учащихся школы: 1. Система личностных ценностей учащихся: 1. физическое состояние, здоровье, логика, память, развитие и саморазвитие; увлечения, самочувствие, сфера чувств, гражданская позиция, мечты; нравственная и эстетическая культура; поведение, поступки; самооценка, рефлексия и др.;
2. ценности родного дома, родного очага: мать, отец, братья, сестры, друзья; комната, двор, дом, огород, домашние животные; домашние реликвии; отношения в семье; работа по дому, игры, разговоры, беседы, книги; воспоминания о детстве и др.;
3. ценности малой родины: школа; родная природа, родная улица, родное село, родной город; язык, культура, искусство родного края, народное творчество, общий быт в крае, памятники культуры; туристические походы, отдых с семьей и друзьями; участие в экологической деятельности; собственные стихи, произведения живописи и музыки о родном крае; окружающий социум, производственная деятельность людей и др.;
4. ценности «большой» Родины: народ, его менталитет, особенности миросозерцания; подвижность, гуманность, свободомыслие, достоинства человека, национальная самобытность, любовь к Отечеству, интернационализм, язык, традиции, природа страны, ее история, историческая память, культура, искусство, религия, выдающиеся люди и их вклад в национальное и общечеловеческое развитие, социальная, политическая и нравственная культура общества и др.
2. Общечеловеческие ценности: планета Земля, ее уникальность: человек, человечество, человеческие отношения; жизнь, природа, благополучная экология как условие жизни; спокойствие и мир на Земле, любовь, семья, дружба, образование, детство; свобода, гуманность, нравственность, красота, здоровье; творчество, интеллект, творческая одаренность; мировая культура; памятники культуры, памятники искусства, выдающиеся цивилизации прошлого, общечеловеческая цивилизация, научный и технический прогресс, демократия и др.
Однако особая роль в школе отводится духовно-нравственному воспитанию, перед которым ставятся следующие цели: - формирование у школьников целостного и гармоничного представления о ценностях материальной и духовной культуры, различных сферах искусства, экономической, правовой, политической, коммуникативной культуры, культуры быта и семейных отношений и др.; - обучение учащихся умелому сочетанию деятельности в сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе как основе жизнедеятельности человека; - формирование экологического сознания как внутреннего регулятора поведения учащихся в окружающей природной среде; - развитие навыков, обеспечивающих включение в общественную жизнь на основе принципов гуманизма и демократии; - воспитание личности, способной к свободному и добровольному выбору образа жизни и труду в соответствии с законами природы и интересами человека.
|
|||
|