|
|||
“Старуха Изергиль”, М. Горький. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 “Старуха Изергиль”, М. Горький. Герою-рассказчику легенду о Ларре поведала старуха Изергиль. Одну женщину похитил орёл, и она родила от него сына, а когда орёл умер (упал с высоты на скалы - совершил самоубийство, не желая стареть), женщина вернулась в своё племя. Ларра (сын орла) был очень горд: на всех смотрел свысока и не проявлял уважения даже к старейшинам. Он пожелал одну девушку, но она его оттолкнула, за что Ларра убил её. Это показывало, насколько безразличны ему интересы и желания других людей: он лишь стремился получать всё, что захочет. Жестокость и эгоизм Ларры поразили старейшин, и они попытались придумать ему казнь. Но, поговорив с Ларрой, поняли, что наказание ему - в нём самом, потому что такой жестокий и эгоистичный человек обречён на одиночество. Грянул гром с небес - это был знак. Ларру отпустили, и с тех пор не было способа убить его. Он словно стал неуязвимым, и, когда совершал набеги, похищая девушек или скот, стрелы не могли пронзить его. Так прошло много лет, и Ларра захотел умереть, но смерть не брала его, да и люди перестали пытаться убить его. Он был обречён на одиночество и вечное скитание. О чём подумать: к чему может привести гордыня? Гордыня тесно связана с эгоизмом и часто заставляет совершать жестокие поступки. А эгоистичный и жестокий человек обречён на одиночество. Если человек совершит поступок, к которому его подтолкнула гордыня, в дальнейшем плохо будет не только ни в чём не повинным людям, но и ему самому.
“На дне”, М. Горький. В ночлежке появляется странник Лука. Жители ночлежки - представители “дна общества”: алкоголики, воры, обнищавшие аристократы и т. д. Они деградируют и не желают предпринимать чего-либо для улучшения своего положения. Странник дарит некоторым из них ложные надежды. Например, он рассказывает Актёру о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Позже Лука внезапно исчезает, и это приводит героев в замешательство. Карточный шулер Сатин не осуждает Луку и понимает, что тот лгал из благих побуждений: желал утешить обитателей ночлежки (“Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие — прикрываются ею…”). Однако сам Сатин не согласен с тем, что человеку нужна ложь. Он считает, что свободный человек не нуждается во лжи, потому что ложь - признак жалость, а человека не стоит жалеть. Человек просто не нуждается в жалости, но нуждается в уважении: “Это … звучит гордо! ” Вот как Сатин отзывается о человеке. О чём подумать: человек должен смотреть правде в глаза, не поддаваться ложным надеждам. К человеку следует проявлять уважение, а не жалость, каким бы он ни был. В этом и будет заключаться человеческая гордость в лучшем её понимании.
|
|||
|