Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экспертная комиссия делает свои выводы



Экспертная комиссия делает свои выводы

после изучения материалов по делу закрытия Церкви Последнего Завета и Слова Учителя Виссариона.

 

ЧИТАЙТЕ!

Заключение_ЦПЗ_release_09_05. doc

 

Печатаю только выводы.

 

Выводы

1. РО ЦПЗ (первоначальное наименование – «Община единой веры») сформировалось в начале 1990-х гг. и относится к группе новых религиозных движений (НРД), появившихся в период распада СССР. Вероучение РО ЦПЗ отличается типичным для НРД эклектизмом и универсализмом и включает в себя элементы христианского богословия, восточных религий (в частности, индуизма и буддизма), гностицизма, неоплатонической философии, социально-утопических учений Нового времени, религиозно-философских и мистических учений конца XIX — первой половины XX вв. (теософия, христианский пацифизм и коммунитаризм, «живая этика» Николая и Елены Рерих и др. ), культуры нью-эйджа второй половины XX в. Социальное и морально-этическое учение РО ЦПЗ в целом соответствует ряду значимых тенденций современной религиозной культуры и этической мысли. Важными составляющими этой доктрины являются ориентация на развитие бесконфликтной этики (пацифизм, практики бесконфликтного общения), коммунитарных социально-экономических отношений (общинная «экономика дарения», трудовая этика), витализма («благоговение перед жизнью»).

2. На протяжении 1990-х – 2010-х гг. специализированные научные исследования вероучения, ритуалов, социальной организации, повседневной жизни религиозного объединения РО ЦПЗ проводились религиоведами, социологами, этнографами, фольклористами, историками культуры, работающими в крупнейших университетах и научно-исследовательских институтах России (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Новосибирск, Красноярск) и зарубежных стран (Литва, Польша, США) (в настоящем заключении упомянуты 11 специалистов, обладающих учеными степенями доктора и кандидата наук, доктора философии). Эти исследования основаны на полевой работе (интервью, включенное наблюдение) в поселениях РО ЦПЗ на юге Красноярского края, среди представителей РО ЦПЗ, проживающих в Москве, Санкт-Петербурге, других городах постсоветских государств; анализе доктринальных текстов, периодики, других изданий РО ЦПЗ; материалах официальных обследований РО ЦПЗ. Результаты этих исследований отражены в десятках статей и монографий. Основные наблюдения и выводы, сделанные в этих исследованиях, позволяют квалифицировать РО ЦПЗ как постсоветское новое религиозное движение харизматического типа, основанное на идеях, ценностях и социальных практиках духовных сообществ нью-эйджерского типа, сформированное образованными горожанами со средним уровнем дохода и имеющее экологическую, а также социально-утопическую направленность. Некоторые из упомянутых исследователей специально останавливаются на анализе недостоверного негативного образа РО ЦПЗ, формировавшегося в 1990-е – 2010-е гг. в средствах массовой информации и публикациях, принадлежащих активистам так называемых «антикультовых» («антисектантстких») движений, не обладающим необходимыми экспертными знаниями в области истории, социологии и антропологии религии. Отмечается, что этот негативный образ имеет тенденциозный характер и не основан на достоверной информации.

3. Религиозная доктрина (вероучение) – это кодифицированное и систематизированное учение, разделяемое участниками религиозного сообщества (конфессии, де-номинации, церкви и т. д. ). Доктринальная норма — мировоззренческая и / или поведенческая норма, положение, признаваемое несомненной истиной, основанное на религиозной доктрине и разделяемое участниками религиозного сообщества. Поскольку вероучение РО ЦПЗ основано на откровении Отца Небесного, осуществляемом при посредстве духовного лидера РО ЦПЗ С. А. Торопа (Виссариона), то единственным источником доктринальных норм в РО ЦПЗ являются проповеди и иные высказывания Виссариона, записывавшиеся его последователями с 1991 г. по настоящее время и входящие в канонический религиозный текст РО ЦПЗ – «Последний завет» (ПЗ).

4. На момент подготовки настоящей экспертизы информация о деятельности РО ЦПЗ, которая находится в открытом доступе и может быть получена гражданами без каких-либо ограничений, размещена на официальном интернет-сайте РО ЦПЗ Виссарион и Община Виссариона/ VissarionandCommunityofVissarion (https: //vissarion. ru). Более подробные сведения о повседневной жизни и новостях о происходящем в поселениях РО ЦПЗ в Курагинском и Каратузском районах Красноярского края размещены на интернет-сайте «Община Виссариона сегодня» (https: //vissarion. org/). Начиная с 2016 г., духовный лидер РО ЦПЗ ведет персональный интернет-блог (http: //vissarion. name/). Обширный массив информации о вероучении, ритуалах, истории, социальном устройстве и повседневной жизни РО ЦПЗ на разных этапах его существования представлен в исследованиях религиоведов, социологов, этнографов, фольклористов, историков культуры, упомянутых в ответе на вопрос 2 настоящего экспертного заключения. Все доктринальные нормы и ритуалы РО ЦПЗ многократно описаны как в общедоступных материалах РО ЦПЗ, так и в научной литературе, не являются тайными и закрытыми. Таким образом, с религиоведческой точки зрения, вероучение РО ЦПЗ не является «эзотерическим», поскольку не включает в себя тайных учений и практик, доступных только посвященным последователям.

5. В РО ЦПЗ отсутствует формальное членство, а также какие-либо формальные либо ритуальные процедуры определяющие статус члена РО ЦПЗ («верующего церкви»). Вероучение РО ЦПЗ не подразумевает существования жестких границ между РО ЦПЗ и обществом в целом. Учет верующих в РО ЦПЗ не ведется. С социологической и религиоведческой точек зрения, РО ЦПЗ представляет собой открытое сообщество, лишенное жесткой социальной структуры.

6. В научных исследованиях, посвященных РО ЦПЗ, неоднократно отмечалось, что в РО ЦПЗ не существует устойчивых иерархических отношений и единой системы управления, доктринальные нормы РО ЦПЗ подразумеваютсуществование духовной иерархии, не обладающей административными полномочиями. Во главе духовной иерархии РО ЦПЗ стоит духовный лидер объединения Виссарион. Среди верующих РО ЦПЗ есть священнослужители (в настоящее время 6 человек), обладающие полномочиями для совершения религиозных обрядов и авторитетом при обсуждении вопросов морально-этического характера. Хозяйственные и финансово-организационные решения касательно финансовых активов и имущества РО ЦПЗ принимаются Церковным Советом. В составе РО ЦПЗ существуют добровольные объединения верующих, известные как «единые семьи». Деятельность этих объединений основана на самоуправлении. При этом в доктринальном отношении все верующие, считающие себя членами РО ЦПЗ, обладают одинаковым статусом в качестве последователей духовного лидера РО ЦПЗ Виссариона.

7. «Единые семьи» РО ЦПЗ представляют собой религиозные группы, существующие в некоторых (но не во всех) сельских поселениях Курагинского и Каратузского районов, где проживают последователи РО ЦПЗ. В религиозно-типологическом отношении «единые семьи» напоминают христианские монашеские ордена или религиозные братства мирян, чьи члены добровольно следуют определенному набору аскетических правил, исходя из религиозных мотивов и побуждений, а также совместно занимаются теми или иными видами хозяйственной деятельности. Формирование «единых семей» в среде последователей РО ЦПЗ началось в 1998 г. В социально-экономическом отношении «единая семья» представляет собой коммуну, основанную на частичном обобществлении собственности, финансов и труда. Основные принципы межчеловеческих отношений в «единых семьях» – это всеобщее равенство, бескорыстие, взаимопомощь и открытость, коллективная ответственность и коллективное доверие. Полноправное членство в «единой семье» подразумевает финансовую и имущественную независимость (то есть владение недвижимостью и отсутствие задолженностей), поскольку «единая семья» берет на себя финансовую ответственность за всех своих членов. Социальная и экономическая деятельность единых семей основана на самоуправлении.

8. «Стульчик / стул / скамья мудрости» – одна из форм морально-этических собраний, широко распространенная в «единых семьях» с 1999 по 2010 г. Человек, «садящийся на стульчик мудрости», должен выслушать все критические замечания членов своей «единой семьи», не отвечая им и не оправдываясь. Смысл «стульчика мудрости» состоит в гармонизации межличностных отношений внутри «единой семьи», предотвращении конфликтов между ее членами, достижении взаимопонимания, а также индивидуального морально-психологического совершенствования верующих. Постепенно общественное значение этой формы морально-этических собраний снижалось. Начиная с 2010 г., регулярные «стульчики мудрости» являются обязательными только для священнослужителей и членов «единых семей», исполняющих различные административные обязанности. В доктринальных текстах ЦПЗ не содержится указаний на принудительный или обязательный характер «стульчика мудрости» для всех членов этого религиозного объединения.

9. Доктринальные нормы РО ЦПЗ утверждают равенство всех людей вне зависимости от гражданства, расовой, национальной, этнической, религиозной принадлежности, принадлежности к различным социальным группам. Вероучение РО ЦПЗ исходит из позиции религиозного универсализма, подразумевающего, что духовные истины, исходящие от Отца Небесного, содержатся во всех религиозных учениях, однако во всей своей полноте эти истины раскрыты только в учении Виссариона как посланника Отца Небесного. Согласно доктринальным текстам РО ЦПЗ, человек, желающий поселиться вместе с последователями РО ЦПЗ и участвовать в их деятельности, но придерживающийся религиозного учения, отличающегося от вероучения РО ЦПЗ, не обязан отказываться от своих религиозных взглядов или конфессиональной идентичности. Присутствующие в доктринальных текстах РО ЦПЗ высказывания о различных религиозных учениях и иных мировоззренческих системах представляют собой критику религиозных убеждений и религиозных организаций, которая не может рассматриваться как действие, направленное на унижение соответствующей религиозной группы, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признакам религиозной принадлежности. Присутствующие в доктринальных текстах РО ЦПЗ высказывания о современном глобальном социально-экономическом устройстве, технологической цивилизации, всеобщем падении морально-этических стандартов представляют собой форму социальной и мировоззренческой критики, характерную для многих современных религиозных и философских учений. Они не направлены на формирование негативного отношения к отдельным людям и социальным группам и не содержат специальных признаков пропаганды исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признакам религиозной, национальной или расовой принадлежности. Доктринальные текста РО ЦПЗ не содержат специального учения о «врагах от общества». Более того, предполагается, что все люди являются равными и братьями друг другу, а понятие «враг» лишено сущностного значения и имеет относительный и формальный характер.

10. Доктринальные тексты РО ЦПЗ указывают на моральный и биологический (или «биоэнергетический») вред мясной (и вообще животной) пищи для человека. В доктрине РО ЦПЗ существует противопоставление «живой» (растительной, сохраняющей «программу / информацию жизни») и «мертвой» (животной, сохраняющей «программу / информацию смерти»). Наиболее устойчивой нормой питания среди верующих РО ЦПЗ является отказ от мясной пищи при том, что с доктринальной точки зрения категорического запрета на мясную пищу вероучение РО ЦПЗ не подразумевает. Исследователи отмечают, что многие верующие РО ЦПЗ практиковали вегетарианство или веганство до вступления в движение. На протяжении истории РО ЦПЗ доктринальные нормы в отношении питания менялись. Среди верующих РО ЦПЗ распространены разные стили питания, включающие вегетарианство, оволактовегетарианство, лактовегетарианство, пескетарианство. Принятые в РО ЦПЗ стили питания находят аналогии в вероучении и традициях других религиозных конфессий, деноминаций и движений. Не религиозные формы вегетарианства, мотивированные морально-этическими или диетологическими идеями, также получили широкое распространение в современном мире. По данным различных социологических опросов, вегетарианского стиля питания придерживаются от 1 до 4 процентов россиян. Таким образом, принятые в РО ЦПЗ и отчасти обусловленные доктринальными рекомендациями стили питания не отличаются от различных форм религиозно, этически и диетологически мотивированных форм вегетарианского питания, существующих в современном российском обществе.

11. Среди верующих РО ЦПЗ популярны идеи, нормы и практики так называемой «холистической медицины», имеющие широкое распространение в современной России и мире в целом. Доктринальные нормы и рекомендации РО ЦПЗ содержат указания на допустимость обращения к холистическим и иным методам альтернативной медицины. Согласно учению Виссариона, человек, достигший высокой степени духовного развития, теоретически может быть способен к самоисцелению и исцелению других людей. Однако это не подразумевает отказа от официально признанной медицины. Доктринальные положения РО ЦПЗ не содержат призывов к отказу по религиозным мотивам от оказания каких-либо видов медицинской помощи и, наоборот, прямо указывают на возможность обращения к официально признанной (в том числе аллопатической) медицине в случае необходимости. Выбор верующими РО ЦПЗ тех или иных форм медицинской помощи доктринальными положениями никак не регламентируется.

12. Вероучение РО ЦПЗ придает большую важность семье как основе общества, социального и духовного развития. Доктринальные тексты РО ЦПЗ содержат запрет на супружескую измену для состоящих в браке. Доктринальные тексты РО ЦПЗ не одобряют, хотя и не запрещают развод верующих супругов. Если у супругов есть дети, рекомендуется дождаться их совершеннолетия, прежде чем принимать решение о разводе. Вероучение РО ЦПЗ осуждает аборты. Доктринальные нормы РО ЦПЗ допускают форму согласованной немоногамии, известную как «треугольник», в качестве одного из возможных способов бесконфликтного поведенческого решения для супружеских пар, находящихся в сложной эмоциональной ситуации. Вероучение РО ЦПЗ не содержит призывов к созданию «треугольников» или указаний на обязательность их появления в каких бы то ни было условиях. Вероучение РО ЦПЗ не содержит призывов к нарушению законодательства РФ о семье и браке, разрушению семьи, беспорядочным половым связям, развратным действиям.

13. Bероучение РО ЦПЗ крайне отрицательно оценивает суицидальное поведение и суициды, указывает на однозначно негативные последствия самоубийства для человеческой души и ее последующих воплощений. Самоубийство — «проявление глубокого безверия Отцу Небесному», «величайшая ошибка». Человек не имеет права на суицид, «ибо Бог дал жизнь, Бог и отнимет». Душа человека, совершившего суицид, не лишается возможности последующих телесных воплощений, однако испытывает «немыслимые страдания». Присутствующая в вероучении РО ЦПЗ концепция «духовной слабости» человека, совершающего суицид, позволяет утверждать, что осуждения живых заслуживает не столько сам самоубийца, сколько те, кто мог предотвратить чужой суицид, но не сделал этого. Вероучение РО ЦПЗ запрещает не только убийство, но и любое насилие в целом. В доктринальных текстах РО ЦПЗ не содержится указаний, которые можно рассматривать как одобряющие или поощряющие самоубийство.

14. В доктринальных текстах ЦПЗ не содержится призывов к нарушению конституционного права на образование.

15. В доктринальных текстах РО ЦПЗ не содержится признаков обоснования или оправдания отказа граждан от исполнения гражданских обязанностей, в том числе предусмотренных Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» от 25. 07. 2002 N 113-ФЗ.

16. В доктринальных текстах РО ЦПЗ отсутствуют указания на необходимость принудительного отчуждения имущества, принадлежащего кому-либо из последователей РО ЦПЗ. В доктринальных текстах РО ЦПЗ не содержится указаний на необходимость отказа от предпринимательской деятельности.

17. В представленных материалах НЕ имеется психологических признаков посягательства данной религиозной организации (ЦПЗ) на личность, права и свободы граждан, являющихся её последователями. Сплоченность данной религиозной группы возникла в связи с самостоятельным добровольным выбором её участниками принятых группой стиля жизни и способов совладать с базовой тревожностью, в определенной степени изолироваться от вызывающего неудовлетворенность и тревогу внешнего мира (не прерывая при этом полного контакта с ним) и принять ряд самоограничений, не нарушающих права, свободы и охраняемые законом интересы людей, что являлось добровольным решением последователей РО «ЦПЗ».

18. В представленных материалах НЕ имеется психологических признаков деятельности данной религиозной организации (ЦПЗ), направленной на принуждение её последователей к разрушению семьи. В Общине наблюдается уважение к семейным ценностям и неодобрение разврата. В программных текстах РО «ЦПЗ» не обнаружено высказываний, побуждающих к действиям, могущим привести к разрушению семьи, созданной последователями ЦПЗ.

19. В представленных материалах НЕ имеется психологических признаков деятельности данной религиозной организации (ЦПЗ), направленной на нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан (в частности, последователей ЦПЗ), в том числе действий, связанных с использованием в связи с религиозной деятельностью наркотических ипсихотропных средств, гипноза. Напротив, в программных текстах ЦПЗ, в частности, в высказываниях духовного лидера Общины Виссариона, содержится явным образом выраженное неодобрение изменения сознания с помощью приема психоактивных веществ (считается неприемлемым употребление наркотиков, алкоголя, табакокурение). Также не имеется признаков осознанного и целенаправленного применения суггестивных технологий, гипноза, в частности, эриксоновского гипноза. Суждения свидетельницы Мельниковой Е. А., других негативно настроенных свидетелей и потерпевших о том, что методы гипноза применялись в ЦПЗ духовным лидером Общины, были без проверки, без критического анализа и без применения надлежащей методологии исследования взяты за основу изложенных в административном иске претензий прокуратуры к религиозному объединению «Церковь последнего завета» и расценены в указанном административном иске как факты, несмотря на то, что сведения о применении гипноза к последователям РО «ЦПЗ» ничем не подтверждены. Признаков прямой направленной суггестии в представленных материалах не обнаружено. Элементы косвенной суггестии на имплицитном уровне могут наблюдаться и наблюдаются в деятельности любой религиозной (культовой) организации и группы, так как специфика функционирования подобных организаций связана с высокой степенью влияния на эмоциональную сферу её адептов, а такие качества, как харизматичность духовного лидера организации, усиливают действенность косвенной суггестии. Применение в религиозных ритуалах песнопений, возжигание свечей и курение благовоний обладают свойством более активного подключения аффективных процессов, но не могут быть отнесены к разряду применения наркотических и/или психотропных средств, перечисленные виды деятельности свойственны традициям функционирования многих религиозных организаций, в том числе и относящихся к мировым религиям. В частности, при совершении таинств в храмах Русской православной церкви применяется исполнение религиозных песнопений, возжигание свечей и курение ладаном (каждение) при совершении таинств и религиозных обрядов, а проповедь священника, особенно если она вызвала у прихожан сильный эмоциональный отклик, не может не содержать в себе элементы косвенной или даже прямой суггестии (не гипноза). Совместное моление в храме (особенно в дни великих церковных праздников) также создает сильное эмоциональное напряжение, вызывает у участников, совместно молящихся, яркие переживания, влияет на самочувствие, отражается в их мимике и пантомимике. Воздействие на психоэмоциональную сферу верующих (прихожан) в православии, католицизме, исламе и т. д. может достигать такой силы, что люди испытывают эйфорию, вплоть до вхождения в полутрансовое и трансовое состояние (религиозный экстаз). Психологические эффекты, возникающие при совершении ритуалов в РО «ЦПЗ», с психологической точки зрения подобны эффектам, наблюдающимся при совершении богослужений в признанных мировых религиях, отличаются лишь большей либеральностью и отсутствием санкций за несоблюдение или неполное (некачественное) соблюдение групповых норм, принятых в данном религиозном объединении.

Недопустимо такие психологические особенности, не являющиеся противоправными способами влияния на эмоционально-чувственную сферу последователей религиозной организации, расценивать как факты, обнаружение которых согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 26. 09. 1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» является основанием для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке.

20. В представленных материалах НЕ имеется психологических признаков деятельности данной религиозной организации (ЦПЗ), связанных с совершением развратных и иных противоправных действий в отношении своих последователей, НЕ имеется психологических признаков склонения граждан, являющихся её последователями, к таким действиям. Субъективные суждения свидетелей, разочарованных в групповых ценностях РО «ЦПЗ», являются предположениями или заблуждением, сформировавшимся в процессе действия компенсаторных психологических защит.

21. В представленных материалах НЕ имеется психологических признаков деятельности данной религиозной организации (ЦПЗ), направленной на склонение граждан (являющихся её последователями) к самоубийству, а равно одобрения суицида. Самоубийство рассматривается как свидетельство того, что человек настолько страдает, что не может справиться другим способом с возникшими трудностями и нестерпимыми страданиями, расценивается как достойная сожаления слабость. Со стороны РО «ЦПЗ» самоубийство не одобряется, так как по верованиям, свойственным этому религиозному объединению, душа человека, совершившего суицид, будет сильно страдать. В позиции РО «ЦПЗ» относительно самоубийств закреплено милосердное отношение к тем, кто решился на самоубийство. В отличие от позиции христианства, например, принятая в ЦПЗ концепция отношения к самоубийцам не подразумевает их греховности, самоубийство не расценивается как непростительный и не прощаемый грех. Позиция Виссариона и РО «ЦПЗ» в целом позволяет последователям освободиться от таких негативных чувств, как стыд, вина, страх наказания. В РО «ЦПЗ» принято мнение, что самоубийца и так достаточно страдает, и заслуживает не осуждения, а сострадания. Из этого конструкта невозможно сделать вывод об одобрении и поощрении самоубийств, а равно о склонении кого-либо к суициду. Учение РО «ЦПЗ» определенно осуждает тех, кто мог предотвратить самоубийство человека, но остался равнодушным и не оказал помощь. Сам же самоубийца, по мнению ЦПЗ, достоин жалости, а не осуждения, так как оказался жертвой своей слабости.

22. В представленных материалах НЕ имеется психологических признаков деятельности данной религиозной организации (ЦПЗ), направленной на склонение граждан, являющихся её последователями, к отказу от оказания медицинской помощи (по религиозныммотивам), в том числе лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии.

В РО «ЦПЗ» последователи верят в то, что медицинская помощь не требуется, если человек способен «самоисцелиться» в результате достижения достаточно высокой степени духовного развития, но это не является обязанностью человека. В религиозном объединении более популярны подходы «альтернативной медицины», так как они ближе групповым ценностям Общины, соотносимы с принципами духовного развития, значимыми для членов Общины. При этом в высказываниях духовного лидера РО «ЦПЗ» Виссариона нет указаний на применение в случае заболеваний исключительно духовных практик и методов альтернативной медицины.

В представленных материалах НЕ имеется психологических признаков именно запрета на получение необходимой медицинской помощи, отсутствуют санкции за обращение за медицинской помощью, в нормообразующих поведение последователей «ЦПЗ» текстах обнаружено лояльное отношение к обращению за медицинской помощью в необходимых случаях.

23. В представленных материалах НЕ имеется психологических признаков воспрепятствования получению обязательного образования гражданами, являющимися её последователями и (или) их детьми. Не обнаружено запретов или ограничений, направленных на воспрепятствование кому-либо получать образование в любых образовательных учреждениях, нет ограничения доступа к каким-либо знаниям; единственное, что желательно ограничивать, – информация о насилии, деструктивности.

24. В представленных материалах НЕ имеется психологических признаков деятельности данной религиозной организации (ЦПЗ), направленной на принуждение её членов и последователей к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения. Пожертвования принимаются с благодарностью, а «десятина» направляется на формирование фондов Общины, санкций за неуплату «десятины» не обнаружено, признаков психологического насилия, направленного на принуждение к обязательному внесению десятины, не обнаружено.

25. В представленных материалах НЕ имеется психологических признаков деятельности данной религиозной организации (ЦПЗ), направленной на побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий, напротив, в тексте Последнего завета (в высказываниях духовного лидера Общины Виссариона) обнаружены рекомендации следовать требованиям действующего законодательства и неуклонно их исполнять. Последователям транслируется «Единое устремление» «Не нарушая и не противопоставляя себя существующим в государстве и обществе законам, выстраивать общность людей на принципиально новых более гармоничных основах жизнеустройства».

26. В представленных материалах НЕ имеется психологических признаков признания в данной религиозной организации (ЦПЗ) допустимости и/или желательности девиантного (отклоняющегося) поведения, в результате которого может возникнуть угроза безопасности граждан, являющихся последователями данной религиозной организации. Более того, не обнаружено признаков поведения, обладающего признаками девиации, у последователей РО «ЦПЗ» в целом. Девиантное поведение можно заметить исключительно у людей с диагностированным психическим расстройством и/или заболеванием, но в предоставленных для изучения материалах не усматривается признаков существования именно причинно-следственной связи между влиянием установок РО «ЦПЗ» и декомпенсаций состояния человека до уровня расстройства. Вопреки мнению экспертов, отраженному в обосновании административного иска, о том, что доказана причинно-следственная связь между манифестацией (дебютом) психического расстройства/заболевания и членством в РО «ЦПЗ», в действительности в предоставленных материалах такая связь не обнаруживается. С высокой вероятностью, проявление симптомов срыва адаптации и/или психического расстройства можно отнести к обострению уже существующего, но не диагностированного ранее (или скрываемого) заболевания, имеющегося у человека, который вступил в РО «ЦПЗ».

27. В представленных материалах НЕ имеется психологических признаков деятельности данной религиозной организации (ЦПЗ), направленной на воспрепятствование выходу гражданина из религиозного объединения угрозой причинения вреда жизни. В представленных материалах НЕ имеется психологических признаков реальной угрозы применения насильственного воздействия (других противоправных действий) на граждан, являющихся последователями религиозной организации и желающих выйти из её состава. Каждый последователь РО «ЦПЗ» имеет возможность в любой момент покинуть эту организацию. В программных текстах РО «ПЗ» содержатся специальные указания на добровольность вступления в ЦПЗ и свободу каждого в любой момент выйти из объединения.

28. В представленных материалах обнаружены психологические признаки характерного для религиозных организаций в целом психологического влияния и психологического воздействия на граждан, являющихся её последователями. Обнаруженные психологическое влияние и воздействие имеют место в пределах, допустимых для любой религиозной организации, культовой социальной группы, не имеют насильственного характера, соответствуют осознаваемым потребностям последователей РО «ЦПЗ».

29. Цели РО «ЦПЗ» по своей структуре и сути не требуют применения насилия (в том числе психологического насилия) для их достижения, в представленных материалах

НЕ имеется психологических признаков психического насилия, в том числе не обнаружены признаки манипулятивного группового организованного психологического насилия, естественные для религиозных организаций групповые эффекты не имеют характерных особенностей для психологического насилия, принуждения к чему-либо, так как данная религиозная организация не имеет целей, сопряженных с насилием, в частности с психологическим насилием. Деятельность данной религиозной организации (ЦПЗ) НЕ направлена на принуждение её последователей к определенному образу мыслей, к определенному эмоциональному состоянию, к определенному поведению. Не имеется санкций за то, что человек мыслит самостоятельно. Поощряется и одобряется принятие последователями РО «ЦПЗ» ответственности за свои действия, свои мысли, своё качество жизни. Морально-этические собрания и «подсказки» направлены на урегулирование или предотвращения конфликтов, на снижение стрессов через превентивное воздействие на причину конфликта. Эмоциональные процессы у последователей протекают естественно, в соответствии с их субъективными личностными особенностями. Стиль межличностного взаимодействия последователей РО «ЦПЗ» не относится к деструктивным коммуникативным стилям, предполагает взаимопомощь, уважение и бережное отношение. Стиль межличностного взаимодействия последователей РО «ЦПЗ» с духовным лидером общины иерархизирован, асимметричен (отношение паствы к Учителю), но при этом не содержит признаков агрессии, насилия, манипуляций, так как при осуществлении манипуляции манипулятор использует того, кем он манипулирует исключительно в своих целях, скрытно, применяя обман, при манипуляции человека используют как объект. В РО «ЦПЗ» выстроена модель субъект-субъектных отношений, у духовного лидера РО «ЦПЗ» и других представителей «руководства» РО «ЦПЗ» не обнаружено собственных целей, отличных от того, что является целями данного религиозного объединения. Духовный лидер РО «ЦПЗ» и другие представители «руководства» РО «ЦПЗ» транслируют последователям (членам Общины) исключительно то, во что искренне верят сами. В предоставленных для изучения материалах НЕ обнаружены признаки манипулятивного воздействия, рассматриваемого как:

3. осознанное воздействие на человека (людей) для достижения нарушающей интересы этих людей скрытой цели, выгодной только манипулятору;

4. принуждение их к невыгодным и/или вредным для человека (людей) решениям и действиям.

30. В представленных материалах НЕ имеется психологических признаков деятельности данной религиозной организации (ЦПЗ), направленной на унижение человеческого достоинства её последователей. Напротив, унижение кого-либо осуждается. Субъективные суждения свидетелей, разочарованных в групповых ценностях РО «ЦПЗ», о допустимости унижения в Общине являются предположениями или заблуждением, сформировавшимся в процессе действия компенсаторных психологических защит.

31. В доктринальных текстах ЦПЗ, повседневном общении последователей ЦПЗ действительно используется особая лексика религиозного и иного характера, представляющая собой термины, или элементы социолекта, что рассматривается с точки зрения терминоведения как естественное явление в развитии любой терминосистемы (в данном случае — терминологии, существующей в сфере отправления верований ЦПЗ как определенной религии, включая практику социально-бытовой коммуникации ее последователей).

Использование специальных лексических средств (социолекта) для религиозных и иных социальных групп является в речевой деятельности носителей естественного (в том числе современного русского) языка вполне типичным и даже неизбежным явлением.

По общему правилу, понимание любого термина является возможным для любого носителя языка, который знаком с закрепленным за данным термином понятием, — и напротив, человек, не знакомый с понятием очищения в исламе и чуждый мусульманскому дискурсу, разумеется, не имеет возможности понять смыслового содержания словоупотребления этого термина.

32. Выводы экспертов Л. С. Астаховой и И. И. Березовской, полученные в ходе проведенных ими экспертиз продуктов речевой деятельности и отраженные в заключении судебной религиоведческой экспертизы от 30. 05. 2019 и в заключении судебной психолого-религиоведческой экспертизы от 30. 05. 2019, не имеют надлежащего обоснования в тексте указанных заключений экспертов и не подлежат верификации, в связи с чем не могут рассматриваться как объективные.

Представляется важным особо подчеркнуть, что, как показано в разделе 2 настоящего заключения, позиция административного истца, изложенная в административном исковом заявлении № 27-22-2020 от 24/IX-2020, обозначенном как административное исковое заявление прокурора Красноярского края, однако в действительности составленном и подписанном заместителем прокурора ст. советником юстиции В. А. Степановым, а также в пояснениях по административному иску представителя процессуального истца мл. советника юстиции А. Е. Гайфулиной, в значительной, близкой к исключительной степени основывается на указанных выводах экспертов Л. С. Астаховой и И. И. Березовской.

 

Весь материал можно прочитать по ссылке:

Заключение_ЦПЗ_release_09_05. doc

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.